Великолепнейшая тиара из бриллиантов старой огранки (что это за метод, я напишу как-нибудь в отдельной статье) и розовой шпинели, камня, долгое время ошибочно считавшимся рубином и ныне переживающим второе, заслуженное и феерическое рождение (что можно увидеть в современных коллекциях ведущих ювелирных брендов)
Тиара Багратион
Камень королей - неофициальное название шпинели (что тоже тема для отдельной статьи)
Розовая шпинель (вариантов природных цветов у нее несколько: красный, оранжевый, розовый, пурпурный, голубой, черный)
Исходное название тиары - тиара Багратион.
Тиара создана ювелирами компании Fossin&Fils в (примерно) 1810 году.
Fossin - та самая компания, которая позже станет называться Chaumet.
В основе тиары - витой обруч из бриллиантов со шпинелью овальной огранки. На этой базе ювелиры из Fossin&Fils построили несколько изысканных арок из бриллиантов разного размера с центральной возвышающейся аркой. В арках как подвесы закреплены градуированные грушевидные шпинели, которые перемежаются с ниже расположенными кластерами из менее крупных шпинелей также грушевидной формы.
Все шпинели окружены бриллиантами старой горняцкой огранки (old mind cut)
Очень редко можно встретить такую роскошь, как эти чистые камни шпинели, оттенок которых варьируется от розового до марсалы.
Первой владелицей тиары была княгиня Екатерина Багратион, урожденная Скавронская, внучатая племянница светлейшего князя Потемкина, жена прославленного русского генерала Петра Ивановича Багратиона.
Пётр Иванович происходил из древнего княжеского рода Багратиони, потомков грузинских царей. Но древний род был небогат. Поэтому Пётр, начав военную службу рядовым в Астраханском пехотном полку, только за счет личной храбрости и честности, без всякой протекции, достиг чина генерала от инфантерии. Ученик Суворова и Кутузова, князь Багратион смыслом своей жизни считал военную службу. Солдаты обожали его, величая «Львом русской армии», и восхищенно говорили: «Бог рати он». По мнению Наполеона, Петр Иванович был самым талантливым из русских военачальников.
После Швейцарского похода князь стал очень популярен в высшем обществе и обласкан двором. Император Павел I был довольно эксцентричным и импульсивным человеком. После удачных гатчинских маневров, придя в благоприятное расположение духа, он решил своеобразно вознаградить героя. В дворцовой церкви он внезапно объявил придворным о своём намерении присутствовать при обряде венчания князя Багратиона с графиней Екатериной Скавронской, девушкой знатной, с хорошим приданым, и к тому же, красавицей. Для обоих будущих супругов это было как гром с ясного неба, но возразить императору никто не посмел. Потрясённую невесту в покоях императрицы «убрали бриллиантовыми к венцу наколками». «Невеста была грустна, а жених - угрюм», вспоминали очевидцы. Венчание состоялось 2 сентября 1800 года в церкви Гатчинского дворца.
В 1805 году графиня укатила в Европу и больше с мужем не жила. Там она пользовалась огромной и скандальной популярностью, родила дочь (как полагают, от австрийского канцлера князя Меттерниха). В венском салоне графини собирались самые влиятельные люди Европы, из которых она сколотила прорусскую антинаполеоновскую коалицию. Умная и ловкая интриганка, эдакая русская Мата Хари, то ли всего лишь инструмент в политике, то ли, как бытует другое мнение, двойной агент.
А тем временем супруг её продолжал сражаться во славу русского оружия. Багратион звал княгиню вернуться, но та оставалась за границей под предлогом лечения. Князь, тем не менее, регулярно посылал ей содержание, хотя у нее имелись собственные средства. Дочь её от Меттерниха, Клементину (названную матерью в честь любовника), он признал своей и она была записана в роду Багратионов.
Петр Иванович болезненно воспринимал слухи о похождениях супруги, но всячески защищал ее. Все разговоры о его личной жизни он моментально пресекал: «Какая кому нужда входить в домашние мои дела? Кто бы ни была, она моя жена, и кровь моя всегда вступится за неё».
Незадолго до гибели генерал заказал художнику Роману Волкову два миниатюрных портрета - свой и жены. Портрет драгоценной Катеньки он всегда носил при себе, в часы отдыха писал ей письма и просил вернуться. Но его послания обычно оставались без ответа, кроме тех случаев, когда у ветреной супруги заканчивались деньги...
"Портрет Петра Ивановича Багратиона", художник Р.М. Волков
Портрета жены Багратиона работы Волкова я не нашла, поэтому размещаю этот, работы Ж.-Б. Изабе, 1820 год.
Так вот, возвращаясь к украшениям: по моде наполеоновского времени, в дополнение к тиаре Екатерина заказала гребень:
Гребень из бриллиантов и розовой шпинели (из парюры Багратион)
В начале 19 века было модно сочетать гребень в качестве украшения женской прически с тиарой. Гребень, который носили на макушке или на затылке, входил в состав почти всех парюр в 19 веке. Выглядело это примерно так:
Полина Бонапарт (сестра Наполеона Бонапарта), художник Робер Лефевр, 1803 год.
Уже позже, в 1870-х гг., потомки (?) Екатерины Скавронской дополнили парюру серьгами и ожерельем.
Ожерелье и серьги из парюры Багратион
Новое рождение парюра приобрела в ноябре 1973 года, когда на аукционе Кристис ее купил некий С. Дж. Филлипс за $121.000. В мае 1977 парюра была перепродана наследнику 5-го герцога Вестминстерского, Джеральду Гросвенору. Ну а в октябре 1978 года тиару Багратион уже можно было увидеть на невесте Джеральда, Наталье Айше Филлипс.
Наталья Айша Филлипс и Джеральд Гросвенор, октябрь 1978 года
жених - единственный сын самого богатого аристократа Англии 1970-х годов, 5-го герцога Вестминстерского, через 4 месяца после свадьбы унаследовал титул отца, став 6-м герцогом Вестминстерским; невеста - потомок Николая I, Георга II, Софии Ганноверской, алмазного магната Вернера. Имя Наталья - родовое, ее прапрапрабабушка - Наталья Николаевна Пушкина.
Парюра регулярно выставляется для всеобщего обозрения.
Click to view