Еще раз про первый персидский дамский орден

Jan 29, 2012 19:48

В современных справочниках, посвященных орденам разных стран мира, с некоторых пор бытует устойчивое предание, будто первый каджарский дамский орден - орден Солнца (Nishan-i-Aftab) - был учрежден шахом Насреддином в 1873 году именно в Петербурге; об этом сообщает и популярная Википедия, да я и сам некритично воспроизвел эту версию в своей заметке об ордене (http://sovet.geraldika.ru/article/30047).



Эти сообщения нередко сопровождаются ссылкой на первый из тематических справочников, содержащих информацию об ордене Солнца, а именно - на изданную в 1893 году книгу Максимилиана Гритцнера «Handbuch der Ritter- und Verdienstorden...»; однако достаточно открыть ее, чтобы убедиться - в ней Петербург в связи с орденом не упоминается никак.

Трудно понять, что вообще имеется ввиду под словосочетанием «учреждение ордена в Петербурге».
Надо думать, что во время пребывания в российской столице шаху пришло в голову завести такой орден, а значит - тут же поручить изготовление соответствующих знаков (первые пожалования ордена Солнца состоялись именно в ходе начинавшегося с России европейского турне шаха).

С одной стороны, в этом нет ничего невероятного. Сама по себе такая мысль и вправду могла бы посетить Насреддин-Шаха когда он находился в гостях у Александра Второго. На приемах с участием монархов присутствовало немало кавалерственных дам (прежде всего - российского ордена Св. Екатерины); глядя на их украшенные орденскими знаками и лентами платья, Насреддин - или кто-то из его советников - вполне мог задуматься, как неплохо будет, если персидский владыка кроме собственного усеянного бриллиантами портрета будет иметь под рукой для подношения европейским королевам знаки специфически женского ордена.

С другой стороны, кажется слишком кратким срок, в который идея прошла путь от своего рождения до воплощения материале. В России шах пробыл ровно две недели, при этом в Петербург из Москвы прибыл 22-го, а уехал 29-го. Можно ли за пять-семь суток - скажем, силами нескольких высокопрофессиональных ювелиров - собрать пару-тройку орденских комплектов (в том числе - изготовить двуцветные ленты для ношения знаков ордена)? Наверное - да: это потребовало бы огромного напряжения сил, но само по себе выглядит скорее неправдоподобным, чем невозможным.

Все эти допущения имели бы хоть какой-то смысл, если б не главный довод против версии основания ордена Солнца в Петербурге: отсутствие каких-либо упоминаний об этом в подробнейшем дневнике, который сам шах Насреддин вел во время путешествия (по завершении турне рукопись была переведена на английский и уже в 1874 году издана в Лондоне отдельной книгой; на титульном листе особо подчеркивается, что это дословный перевод (verbatim translation) без изъятий). В дневнике упомянуты все случаи, при которых его автором были получены и розданы ордена и знаки почестей; эта тема персидскому монарху явно не безразлична - и его внимание к ней не угасает на всем протяжении поездки по Европе. История спонтанного рождения ордена Солнца и спешного изготовления его знаков непременно нашла бы отражение в дневнике, если бы только происходила в действительности. Но ее не было. Т.е. орден Солнца все же был предусмотрительно - в расчете на предстоящие встречи с царственными дамами - учрежден еще в Персии, и Насреддин-Шах запасся комплектами орденских знаков заранее, а вовсе не заказывал их по дороге.

В числе получательниц первого персидского женского ордена нет российских августейших особ. Правда, что во время пребывания шаха в Петербурге супруга Александра-Освободителя была в отъезде на лечении, но теоретически шанс получить орден Солнца был у жены престолонаследника - Марии Федоровны; этого, однако, не произошло. Премьера новинки состоялась только в Берлине, куда Насреддин-Шах направился из России: первый комплект знаков ордена Солнца достался 3 июня принцессе Виктории - супруге Фридриха-Вильгельма (будущего императора Фридриха Третьего), бывшего в тот момент наследником престолов Королевства Пруссии и Германской Империи. Ровно через две недели орден Солнца был пожалован Марии-Генриетте - жене бельгийского короля Леопольда Второго. Через три дня после этого, 20 июня и уже в Лондоне, состоялся обмен высочайшими почестями между персидским шахом и британской королевой: Виктория возложила на гостя знаки Ордена Подвязки, а он на нее - собственный портрет в бриллиантовой оправе и орден Солнца (также с бриллиантами). Таким образом, в тройке первых в истории кавалерственных дам ордена Солнца оказались две ближайшие родственницы: упомянутая выше жена германского кронпринца Виктория - родная дочь и тезка британской государыни.



На фото 1873 года: королева Виктория с орденом Солнца на чресплечной ленте (знак его в этом ракурсе не виден) и усыпанным бриллиантами портретом шаха Насреддина (в английском переводе шахского дневника это ювелирное подношение устойчиво именуется довольно неуклюжим словосочетанием «орден моего собственного портрета/образа» (Order of my own Portrait), но нет сомнений, что сам Насреддин в своей рукописи называл его персидским словом nishan (neshan), традиционное значение которого - просто «знак»).

Заметим, что на снимках Виктории с персидскими знаками - а их несколько в этом "фотосете" 1873 года (см. еще один ниже справа) - на ее платье не видно звезды ордена (см. там же на рис. из справочника Гритцнера: звезда - слева вверху). Совершенно исключено, что "бабушка Европы" попросту "забыла" прицепить ее на платье. Вероятней, что изначально звезда вообще отсутствовала в орденском комплекте. Косвенное подтверждение тому находим все в том же дневнике персидского монарха: рассказывая о своих первых пожалованиях царствнных дам орденом Солнца, он неизменно добавляет, что орден этот "на ленте", а вот звезда при этом ни разу не упоминается. Так или иначе, но введение звезды в число атрибутов ордена Солнца привело его в соответствие с принятыми в Европе канонами.



* * *

Упоминаемая литература, доступная онлайн:

Справочник Максимилиана Гритцнера по орденам:
Maximilian Gritzner, Handbuch der Ritter- und Verdienstorden aller Kulturstaaten der Welt innerhalb des XIX. Jahrhunderts. Auf Grund amtlicher und anderer zuverlässiger Quellen zusammengestellt. Leipzig, 1893.
http://www.archive.org/stream/handbuchderritt00gritgoog#page/n349/mode/2up

Путевой дневник шаха Насреддина:
The diary of H.M. the Shah of Persia, during his tour through Europe in A.D. 1873. By J.W. Redhouse. A verbatim translation. London, 1874.
http://www.archive.org/stream/diaryofhmshahofp00nasiuoft#page/n11/mode/2up

ордена, имперские украшения Ирана

Previous post Next post
Up