Первые электропоезда современной России.

May 22, 2024 15:19

В 1991 году после распада СССР Рижский вагоностроительный завод, единственный производитель советских электропоездов, стал иностранным. Для свежеобразованного МПС РФ потребовались отечественные электропоезда, причём дешёвые и надёжные. Конкуренция - двигатель прогресса, и летом 1993 года в России появилось сразу две новые серии электропоездов: ЭТ2 производства Торжокского вагоностроительного завода и ЭД2Т производства Демиховского машиностроительного завода. Первым был на Московском вокзале презентован состав ЭТ2-001 "Былина" с примотанным к кабине триколором и надписью "ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ЭЛЕКТРОПОЕЗД".



ЭТ2-001 (1993), Курорт, 29.05.2010.



ЭТ2 был в целом аналогичен выпускаемой в то время в Риге с 1987 года самой последней модификации ЭР2 - серии ЭР2Т (буква "Т" означает наличие электрического торможения). Электрооборудование в первом российском электропоезде было того же Рижского электромашиностроительного завода, салон отличался только пластиковыми жёсткими сиденьями. А вот кузов при внимательном рассмотрении имел свои уникальные дизайнерские изыски: появился угловатый короб для прожектора, сбоку добавилась четвёртая гофра; низ вагона не имел аккуратного закругления, а был топорно прямой. Ещё на кабине появилась вертикальная выпуклость, по центру которой повесили круглую эмблему ТорВЗ.



ЭТ2-001, Московский вокзал, 24.02.2006.
Ещё крыша стала гладкой, как на ЭР2 до 1972 года. Первый состав быстро прошёл испытания и в 1994 году был допущен к перевозке пассажиров. Началось серийное производство электропоездов ЭТ2.



ЭТ2-002 "Северная Звезда" (1994-2022), Выборг, 30.07.2005. В 1999 переделан в электропоезд повышенной комфортности, в честь чего покрашен в синий с белой полосой. С такого ракурса хорошо заметна выпуклость на морде.

можно сравнить с прообразом:


ЭР2Т-7232 "Ладога" (1992-2021), Ладожский вокзал, 19.03.2005. Одна из последних выпущенных ЭР2, уже из независимой Латвии.



ЭТ2-002 и ЭР2-1325 (1983-2012), Финляндский вокзал, 01.07.2006. Дизайн 1993 года и дизайн 1974 года.



ЭТ2-009 (1995-2023), Сортировочная, 17.03.2005. Затейливая форма красной полосы на морде.
С номера 005 на крышу вернулись гофры, также гофры добавились по бокам от прожектора. С номера 009 короб прожектора стал округлый.

она же:


ЭТ2-009 через 13,5 лет уже с именем "Балтиец" и в цветах РЖД, Балтийский вокзал, 26.08.2018.



ЭТ2-013 "Балтика" (1995-2024), Ланская, 26.04.2005. В 2000 переделан в электропоезд повышенной комфортности.
С номера 011 конструкторов из Торжка окончательно заклинило на гофрах и они внедрили главный отличительный признак всех последующих электропоездов ЭТ - боковина вагона как стиральная доска.



ЭТ2-015 (1996), Сортировочная, 12.08.2004.



ЭТ2-018 (1996), Московский вокзал, 24.02.2006. Линяет.
ЭТ2 до 20-го номера красили с завода в сине-серый, который потом в депо меняли на стандартный зелёный. Потом наконец-то начали красить в зелёно-серый сразу.

Итого с 1993 по 1998 год было построено 26 поездов серии ЭТ2. Плюс в 1996-97 годах было построено несколько дополнительных головных вагонов. В 2002 году был сформирован сборный состав из вагонов ЭР2Т и ЭТ2 с использованием этих голов:


ЭТ2-8009, Невдубстрой, 04.09.2004.

Также был построен один поезд люкс:


ЭТ2Л-027 "Гудок" (1999), Московский вокзал, 13.10.2006. Повышенной комфортности до 2011 года.
На буферных фонарях зачем-то стоят военные светомаскировочные устройства. Под фонарями появился дополнительный поручень.

С 1997 по 2002 год Торжокский завод производил дополнительные головные вагоны серии ЭТ2р. Они были предназначены для замены списанных головных вагонов электропоездов серии ЭР2 и были несовместимы с поездами серий ЭТ2 и ЭР2Т:


ЭР2-1251 (1981-2013) с головными вагонами ЭТ2р-901 и ЭТ2р-902 (1997), Воздухоплавательный парк, 12.02.2005.



ЭР2-1251, Пушкин, 02.06.2007. С раритетными пантографами. Можно сравнить рижские и торжокские вагоны.



ЭР2-1191 (1979-2011) с головными вагонами ЭТ2р-903 и ЭТ2р-904 (1997), Лисий нос, 29.05.2010.



ЭР2-1271 (1981-2011) с головными вагонами ЭТ2р-909 и ЭТ2р-910 (2001), Озерки, 12.07.2004. Сейчас вагон 909 работает помещением для отдыха туристов в Самарской области.

С 1999 года с номера 028 начался выпуск модернизованной серии ЭТ2М. ЭТ2М-028 остался с прежним дизайном, и с номера 029 инженеры-конструкторы наконец изменили внешний вид кабины таким образом, чтобы уже никак нельзя было спутать рижский электропоезд с торжокским (при этом 029 и 030 имели своеобразный переходной вид).



ЭТ2М-032 (2000), Навалочная, 08.03.2005. Сбоку всё то же.

кабина:


Вот и он, новый дизайн электропоезда 21-го века. Кхм.



ЭТ2М-036 (2000), Сортировочная, 17.03.2005. С номера 033 появились козырьки над буферными фонарям. Тем более непонятно использование светомаскировочных устройств.



ЭТ2М-037 (2000), Сортировочная, 12.08.2004. Продолжается эволюция внешнего вида ЭТ2М: поручень сполз ниже к буферным фонарям и полосу стали рисовать прямой.



Московский вокзал, 27.07.2004. ЭТ2М-037, ЭТ2М-038 (2000), ЭР2Т-7206 (1991-2020), ЭД4М-0086 (2003). С 38 номера эмблема занимает постоянное место под стёклами.



ЭТ2М-042 (2001), Сортировочная, 17.03.2005.



Девятивагонный ЭТ2М-043 (2001), Мга, 24.02.2006. Виден дополнительный прицепной вагон за головным. Электропоезд ЭТ2М может работать в 9 или 11 вагонов в отличии от ЭТ2/ЭР2Т, которые могут компоноваться только секциями прицепной + моторный, т.е. в 4, 6, 8, 10, 12, 14 вагонов.



ЭТ2М-044 (2001), Кушелевка, 17.10.2004. Под крышкой между фонарями прячутся розетки для соединения двух поездов по СМЕ (системе многих единиц).



ЭТ2М-048 (2002), Навалочная, 08.03.2005. Эмблему уже спёрли.



ЭТ2М-049 (2002), Навалочная, 22.07.2004. Ракурс, подчёркивающий квадратность линий кабины.
Заглушен левый красный буферный фонарь. Читал на форумах, что сами машинисты иногда не знают, зачем он вообще нужен, ибо хвост поезда обозначается тремя красными огнями: двумя сверху и одним снизу справа. Но два нижних красных - это сигнал опасности для встречного поезда.



Сборный состав ЭР2-8913 с дополнительными головными вагонами ЭТ2р-913 и ЭТ2р-914 (2002), Воздухоплавательный парк, 03.09.2004.



Сборный состав ЭР2-8003 с теми же головными вагонами, Купчино, 12.02.2005.



ЭТ2М-056 (2003), Апраксин, 23.02.2024. До этого были фотки 20-летней давности, где электрички были новые, а это совсем свежее фото, где ей уже пошёл третий десяток.

она же:


Внутри всё та же допотопная ЭР2, только с пластиковыми сидениями.



Не электричка, а машина времени.

Обратно в историю:


ЭТ2М-070 (2004), Ладожский вокзал, 25.04.2006.



ЭТ2М-071 (2005), Калининград-Пассажирский, 15.04.2007.



ЭТ2МЛ-078 "Экспресс" (2005, повышенной комфортности до 2011) и первая квадратная ЭР2-1028 (1974-2008), Финляндский вокзал, 11.03.2006.
Комфортабельные ЭТ2МЛ производились в 2003-2005 годах, всего 7 составов.



ЭТ2МЛ-078. Салон люксового электропоезда, 11.03.2006.



ЭТ2МЛ-078, Кавголово, 10.06.2006.
С такого ракурса вроде получше выглядит. Только буковки отклеились.



ЭТ2М-084 (2006), Калининград-Северный, 14.04.2007.



ЭТ2М-101 (2007), Финляндский вокзал, 15.10.2022. В 2007 году Российские железные дороги объявили о ребрендинге, и со временем всё имущество РЖД от столбов до поездов было перекрашено в новые цвета, именуемые в народе "ПИД" (pId).

В 2005-2006 годах на ТорВЗ выпускали новую серию электропоездов - ЭТ2ЭМ, что означало тот же ЭТ2М, только энергосберегающий. Было построено три состава. Почему-то для этой модификации решили ввести отдельную нумерацию:


ЭТ2ЭМ-001 (2005), Мга, 24.02.2006. Вся серия с завода имела вот такую бело-серую окраску.



ЭТ2ЭМ-003 (2006), Курорт, 21.05.2016.

интерьер неизменен:


ЭТ2М успешно выпускали до 2010 года до 143 номера, а затем перестали выпускать. На этом вместе с ЭТ2 наконец завершилась история ЭР2. Завод решил перейти на полностью новое поколение электропоездов. Современный поезд новой серии ЭТ4А был успешно спроектирован и построен. Он прошёл все испытания и был допущен к эксплуатации в 2012 году. В 2013 построили ещё два состава. К тому моменту между РЖД и компанией Сименс уже было подписано соглашение на поставку современных двухсистемных электропоездов на базе Siemens Desiro. Торжокский вагоностроительный завод остался не у дел и в 2016 году обанкротился.



ЭС1-020 "Ласточка" (2013), Клин, 02.06.2017. С 2012 по 2014 год на Сименсе было построено 54 состава. Затем производство передали на завод Уральские локомотивы в Верхнюю Пышму.



ЭС2Г-024 (2016) и ЭТ2М-053 (2002), Финляндский вокзал, 15.10.2022.
Уральские локомотивы выпускали три версии Ласточки: двухсистемный ЭС1П повышенной комфортности (47 составов), постоянного тока ЭС2Г (165 составов) плюс межрегиональный ЭС2ГП (17 составов). После ухода Сименса из России был разработан и серийно выпускается собственный проект ЭС104 "Финист", аналог ЭС2Г (в эксплуатации на данный момент около 20 составов).

...

Вернёмся в 1993-й год, когда практически одновременно с первым российским электропоездом ЭТ2-001 был создан электропоезд ЭД2Т-0001. Правда первоначально Демиховский завод научился делать только прицепные вагоны, а моторные брал из имеющихся в наличии МПС составов ЭР2Т (пять своих, пять чужих). Первый поезд со своими моторными вагонами сумели построить только через год, летом 1994 года. В отличии от серии ЭТ2, которая в целом копировала ЭР2Т, демиховский электропоезд основывался на нереализованном рижском проекте ЭР24. Таким образом вагоны имели новый кузов, однако электрооборудование оставалась всё то же рижского производства от ЭР2Т.



ЭД2Т-0106 (1995-2023), Кострома-Новая, 12.06.2007.



Главные внешние отличия ЭД2Т - более грозного вида кабина, широкие тамбуры и чуть больше салон. Кузов получился почти на два метра длиннее - в неголовных вагонах 10 окон (у ЭР2 девять плюс миниокошко). Также составы ЭД2Т умеют соединяться по СМЕ (как ЭТ2М), для чего имеют соответствующие соединительные розетки, спрятанные под крышки, и место под установку буфера над автосцепкой.
Но в целом это всё тот же стародревний ЭР2, но немного на стероидах. И с патриотической эмблемой.



ЭД2Т на мосту через Волгу, Кострома, 11.06.2007. С моторными вагонами ЭР2Т.



ЭД2Т-0002 (1993-2022), Ярославль, 12.06.2007. Моторные вагоны в этом электропоезде с завода стояли от построенной в то же время ЭР2Т-7242, а её оставшиеся прицепные отправили в Торжок и добавили в ЭТ2-017. (Возможно на предыдущем фото этот же поезд).

Составы серии ЭД2Т строились до 1999 года до номера 0054. Также одновременно выпускались отдельные вагоны, для дополнения существующих поездов или для создания сборных, таких как например ЭД2Т-0106 выше.

Одновременно с ЭД2Т с 1995 года на Демиховском заводе производилась серия аналогичных электропоездов переменного тока ЭД9Т:


ЭД9Т-0017 (1999), Бабаево, 02.08.2007.



ЭД9Т-0025 "Валерий Чкалов" (2000), Горький-Московский, 14.10.2006.
Всего было построено 27 составов ЭД9Т.

И вот в 1997 году наконец случилось эпохальное событие - родилась самая массовая постсоветская серия электропоездов ЭД4М.
Это была модернизированная ЭД2Т, для которой было разработано отечественное электрооборудование на замену рижскому и была спроектирована абсолютно новая кабина с удачным дизайном и красивой эмблемой. Первое время электропоезда производились параллельно с новой и старой кабинами (со старой в итоге построили 6 составов, которые обозначались ЭД4). Ну и с оборудованием отечественным не сразу задалось, поэтому пока решали проблемы, сочинили новую серию ЭД4М1 (три состава), на которой временно вернулись к проверенному электрооборудованию из Латвии (проблему выбора латвийского/российского электрооборудования решили в 2006 году купив Рижский электромашиностроительный завод).



ЭД4М-0082 (2003), Обухово, 10.09.2004. В заводской окраске. И с буфером.

она же через полтора года, уже перекрашенная:


ЭД4М-0082, Мга, 24.02.2006. На пути в Будогощь.



Внутри ЭД4М дискотека 80-х. Из новшеств по сравнению с ЭР2 помимо просторных в тамбуров появилась бегущая строка! Правда не работает, показывает только красный ромбик (что для Питера неуместно).

Серия ЭД4М выпускалась до 2016 года до состава с номером 0496 (также активно строились отдельные вагоны). С годами в конструкцию вносились изменения, и составы поздних выпусков имеют немного другой дизайн кабины, прислонно-сдвижные двери вместо раздвижных, герметизированные межвагонные переходы, кондиционеры и т.д. и т.п.

Но когда я последний раз катался на ЭД4М, мне попались самые обычные:


Юбилейный ЭД4М-0100 (2003) с пожёваной крышей, ЭД4М-0289 (2009), ЭД4М-0144 (2005). Казанский вокзал, 23.07.2021. Можно проследить эволюцию подножек на метельнике. Интересно, что на более старых номерах стоят более модные фонари.



ЭД4М-0148 (2005), Казанский вокзал, 23.07.2021. Тамбур после 16 лет эксплуатации и старые сидушки.



Соседний вагон видимо не родной, и внутри оказалось покомфортнее.



ЭД4М-0363 (2011), Отдых, 23.07.2021. "РЭКС.Регион-экспресс" - поезд с собакой в Подмосковье, где за двойную цену более удобные кресла по схеме 3+2 и кондиционер.



ЭД4М-0369 (2011), Ладожское озеро, 19.05.2024. Судя по открытым форточкам, кондиционер не работает. Зато двери прислонно-сдвижные.



ЭД4М-0373 (2011), Приозерск, 20.07.2013.

В сквозной нумерации с ЭД4М производилась серия электропоездов повышенной комфортности ЭД4МК:


ЭД4МК-0029 (1999-2023) в заводской окраске и ЭР2-1312 (1983-2011), Киевский вокзал, 03.09.2007. Срок службы электропоездов составляет 28 лет. ЭР2 проходила от звонка до звонка, ЭД4МК сгнила насквозь и отставлена на 5 лет раньше.



ЭД4МК-0097 (2003), Адлер, 27.02.2007.
Всего было построено 38 составов серии ЭД4МК.

В 2005 году некая организация ООО "Пассажирские перевозки" решила запустить первый частный электропоезд (и второй после Гранд Экспресса частный поезд вообще в России), причём сразу от Питера до Москвы. Для этого на Демиховском заводе были заказаны два состава новой серии ЭД4МКу самой возможной в то время повышенной комфортности: чтобы было тихо, мягко, кондей, шторки-ковры и бар. Плюс новые двери, выход только на высокие платформы, сплошное тонированное остекление и оригинальная морда кабины. Ну и окраска креативная.



ЭД4МКу-0151 (2005), Навалочная, 25.12.2005. Только с завода.
Но всё равно, 8 часов сидеть в электричке, даже в повышенной комфортности - то ещё удовольствие (я как-то ездил).



ЭД4МКМ-0155 (2006), бывший Варшавский вокзал, 06.08.2006. Следующая попытка ДМЗ сделать из ЭД4М поезд нового поколения: по сравнению с ЭД4МКу новая кабина и гладкий закрытый снизу кузов без гофр.
В 2007-2009 годах было построено 7 составов ЭД4МКМ-АЭРО с собственной нумерацией для перевозки пассажиров в аэропорты.

А ещё вот такое бывает:


АЯ4Д-004 (2010), Московский вокзал, 24.04.2019. Электромотриса с дизель-генератором на базе моторного вагона ЭД4М-0171. Всего было построено 4 штуки для патрулирования линии Москва - Санкт-Петербург.



ЭД4М-0501 (2014) и ЭД4М-0142 (2005), Казанский вокзал, 29.08.2015.
"Пятисотая серия" - последняя веха эволюции электропоездов ЭД4М. Прототип был построен в 2011 году, ещё три состава в 2014.



ЭД4М-0503 (2014), 42-й км, 29.08.2015.

В соответствии с новыми требованиями безопасности электропоездов, которые вступили в силу с 2016 года, на базе ЭД4М 500-х номеров был разработан электропоезд ЭП2Д (Электропоезд Пригородный, 2-й тип, Демиховский), который серийно выпускается с 2015 года и на данный момент их эксплуатируется уже больше 250 штук.

Для эксплуатации на переменном токе на базе серии ЭД4М Демиховским заводом с 2000 года выпускалась серия ЭД9М, причём нумерация продолжилась после серии ЭД9Т с 0028 номера:


ЭД9М-0072 (2003), Вологда, 19.08.2006.



ЭД9М-0138 (2005), Боголюбово, 26.04.2008.



ЭД9М-0140 (2005), Петрозаводск, 14.01.2006.

Модификация повышенной комфортности:


ЭД9МК-0061 (2002), Горький-Московский, 15.10.2006.



ЭД9МК-0086 (2003) "Русь", Казань, 05.11.2007. Русь в Татарстане, иронично.

Всего до 2012 года было выпущено 240 составов ЭД9М (из них 25 ЭД9МК). Далее с 2012 до 2016 год серийно выпускалась электропоезда ЭД9Э (энергосберегающий), которые имели усовершенствованное электрооборудование и включали в себя все изменения, которые применялись на выпускаемых в то время ЭД4М (новая морда, двери, кондей и т.п.). ЭД9Э имели нумерацию с 0002 по 0062, причём на составах с 0028 по 0032 сделали кабину, аналогичную 500-й серии ЭД4М.



Опытная секция ЭД9Э-0001 (2006) вместе с ЭД4МКМ-0155 на испытаниях, Щербинка, 22.09.2007. Переменник и постоянник в одном составе.

С 2016 года в качестве аналога электропоезда ЭП2Д для переменного тока начато производство электропоезда ЭП3Д (дальнейшее развитие ЭД9Э, на данный момент эксплуатируется больше 100 штук).

***

В 2000 году украинский Луганский тепловозостроительный завод ("Лугансктепловоз") начал выпуск электропоездов ЭПЛ2Т постоянного тока и ЭПЛ9Т переменного тока на замену соответственно ЭР2 и ЭР9. В 2007 году Лугансктепловоз стал российским - его купил Брянский машиностроительный завод. До 2008 года было построено 35 ЭПЛ2Т и 15 ЭПЛ9Т, при этом несколько составов ЭПЛ2Т при развале Украины остались в ДНР и сейчас работают в России.



ЭПЛ9Т-012 (2005), Киев-Пассажирский, 04.09.2007.

***

Немного о высокоскоростных электропоездах.



ЭС250-001 (2001) и ЭР200-1 (1973), Музей железных дорог России, 26.08.2018.
В СССР эксплуатировались скоростные электропоезда ЭР200, построенные на РВЗ в количестве двух составов для существующей линии Ленинград-Москва (скорость 200 км/ч). После распада СССР было учреждено Российское акционерное общество "Высокоскоростные магистрали" (РАО "ВСМ") для разворовывания миллиардов строительства выделенной скоростной железной дороги и отечественного подвижного состава для неё. За следующие 10 лет удалось спроектировать, построить и даже приступить к испытаниям нового электропоезда "Сокол", предназначенного для эксплуатации на скорости 250 км/ч (сокращённо ЭС250). И ещё вырыли котлован у Московского вокзала. Испытания поезда прошли плохо, РАО "ВСМ" к тому моменту обанкротилось, от строительства высокоскоростной магистрали отказались и на месте вокзального котлована построили торговый центр. МПС ещё некоторое время продолжало финансирование доведения до ума "Сокола", но в 2003 году проект окончательно свернули. Поезд "Сокол" отдали в музей, а ЭР200 не дождался замены и работал на пределе возможностей до 2009 года.



В изначальных планах было построить электропоезд для скорости 350 км/ч с системой наклона вагонов в кривых, а ЭС250 был только первый этап. Проект "Сокола" делало ЦКБ "Рубин" (профиль - подводное кораблестроение), вагоны строил судостроительный завод "Алмаз", тяговый привод разрабатывало также судостроительное ЦНИИ СЭТ. Поехать 250 км/ч у "Сокола" так и не получилось, видимо надо было учить его плавать.



Высокоскоростной электропоезд Siemens Velaro RUS (презентация макета), Московский вокзал, 03.08.2006.
С окончанием коммерческой эксплуатации ЭР200 в 2009 году началась эксплуатация немецких электропоездов высокоскоростных Сименс (сокращённо ЭВС) "Сапсан". Всего с 2008 по 2022 для РЖД в Германии было построено 20 составов.

В январе 2024 года была зарегистрирована компания ООО "ВСМ две столицы" для реализации высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом с отечественным подвижным составом. Снова через 30 с лишним лет. Миллиарды уже расписаны, идёт поиск места под новый котлован у Московского вокзала.

фото, История

Previous post Next post
Up