Трамвайная сеть Стокгольма прекратила своё существование в 1967 г. одновременно с переходом Швеции с левостороннего на правостороннее движение. Многие связывают эти два события друг с другом, но вопреки подобным разговорам они не имеют прямой связи. На примере второго города страны - Гётеборга, которого коснулись те же изменения дорожном движении, что и Стокгольма, но в отличии от столицы сумевшего сохранить
свою трамвайную сеть, мы все прекрасно понимаем, что подобные разговоры - очередная чушь, придуманная в попытке оправдать нежелание городской власти сохранить и развивать трамвай в Стокгольме (и удивляет, что кто-то до сих пор в неё верит). К счастью время оставило нам два "фрагмента" существовавшей когда-то в Стокгольме трамвайной сети, которые благодаря своей обособленности от уличного движения продолжают работать вплоть до настоящего времени, представляя собой сегодня две не связанные друг с другом изолированные системы рельсового транспорта -
Nockebybanan и
Lidingöbanan, обслуживающие окраинный район частного сектора и ближний пригород, куда "не добралось" метро, и продолжающие непрерывно функционировать по сей день (не считая временные закрытия на реконструкцию). В 90-е к этим двум "фрагментам" существовавшей некогда трамвайной сети добавился третий, восстановленный обществом энтузиастов-любителей исторического трамвая и являвшийся частью действовавшего когда-то маршрута № 7, проходившего через центральную часть города. Восстановленный участок изначально создавался как аттракцион, доступный по обычному проездному билету, но сегодня развился в полноценный маршрут городского транспорта, связывающий район Центрального вокзала с островом Юргорден, где сосредоточено значительное количество музеев города, чем является весьма привлекательным для туристов. В настоящий момент он представляет собой изолированную трамвайную систему, не имеющую обособленных и скоростных участков и являющуюся единственной в городе, где трамвайный маршрут "по старинке" целиком проходит по проезжей части. Однако, не смотря на то, что маршрут появился исключительно как "ретроаттракцион", сегодня у него появились довольно амбициозные планы на будущее. Главной достопримечательностью системы является эксплуатация на маршруте исторических трамвайных вагонов разных годов выпуска, некоторым из которых, регулярно появляющимся на линии, хотелось бы уделить наибольшее внимание.
1. Вагон типа A1 с бортовым номером 76 - типичный образец трамвайного вагона 1920-х годов. Построен компанией ASEA в 1926 г. с отдельными компонентами более старого вагона с таким же номером, выпущенного в 1904 г. После прекращения работы с пассажирами на трамвайных линиях Стокгольма в 1959 г. был переоборудован в снегоуборочный вагон и эксплуатировался для этих целей на линиях метро Стокгольма, а по некоторым не проверенным сведениям и на линиях метро Осло (уточните, кто знает?). Восстановлен в период 1996 - 2001 гг. до состояния 1926 г.
2. В 1920-е годы массово выпускались трамвайные вагоны подобные вагону № 76, среди которых встречались как моторные, так и прицепные, использующиеся в двухвагонных составах. В тёплое время года и туристический сезон вагон № 76 можно встретить в двухвагонном составе с прицепным вагоном типа B19 с бортовым номером 846, которые вместе представляют собой классический двухвагонный состав, эксплуатируемый на наибольшей части трамвайных линий города вплоть до 1960-х годов.
3.
4. Разворотное трамвайное кольцо у этнографического музея "Skansen". Трамвайная система острова Юргорден является единственной в Стокгольме, имеющей разворотные кольца, благодаря чему здесь возможна эксплуатация односторонних ретровагонов, способных двигаться лишь в одном направлении и нуждающихся в возможности разворота на конечных.
5.
6. Вагон типа A25G "Мустанг" с бортовым номером 71. "Стокгольмские Мустанги" строились для Стокгольма и Мальмё, однако не стоит их путать с "Гётеборгскими Мустангами", которые представляют собой совсем другие вагоны типа A31. Говорят, что своим прозвищем эти вагоны обязаны гордому внешнему виду и плавности хода, которой я, честно говоря, пока не заметил. Вагон № 71 был построен в 1946 г. на совместном производстве ASEA & General Motors, затем до 1973 г. эксплуатировался в Мальмё, после чего был отправлен в Технический музей Мальмё, которому и принадлежит.
7.
8. Разворотное трамвайное кольцо на площади "Norrmalmstorg". Эта точка является конечной для трамвайных вагонов одностороннего типа в этом направлении. Поскольку у Центрального вокзала, с которым трамвайная линия связывает остров Юргорден, нет разворотного кольца, дальше по линии возможно движение только двусторонних вагонов.
9. Трамвайный вагон типа A29 с бортовым номером 170. Построен компанией "Hägglund & Söner" в 1954 г. в составе последней партии из 30 вагонов, поставленной незадолго до демонтажа трамвайной сети в городе. Двигатели и тяговое оборудование были позаимствованы у более старых вагонов типа A11. Эксплуатировался на трамвайных маршрутах в юго-западной части города до переоборудования их к 1964 г. в линию метро. Прослужил всего 10 лет, после чего был выведен из эксплуатации в 1964 г. одновременно с началом работы линии 2 стокгольмского метро.
10. Более 50 лет вагон находился трамвайном музее Стокгольма, эксплуатируется на линии с 2015 г.
11. На бульваре Strandvägen.
12.
13. Начиная с 2010 г. трамвайная линия была продлена до площади Сергеля, где была организована возможность пересадки на станцию метро "T-Centralen" через северный вестибюль станции с выходом на площадь, благодаря чему трамвайный маршрут получил связь с другими системами городского рельсового транспорта. Одновременно с этим событием на линию вышли двусторонние сочленённые трамвайные вагоны Bombardier Flexity Classic A34, временно позаимствованные у Норрчёпинга и Франкфурта до приобретения линией современного подвижного состава.
14. Начиная с 2013 г. на линию стали поступать трёхсекционные 30-метровые трамвайные вагоны CAF Urbos AXL A35, являющиеся развитием модели CAF Urbos 100. Вагоны CAF Urbos AXL успели "отметиться" на всех трамвайных системах Стокгольма - трёхсекционная модификация A35 эксплуатируется также на трамвайных маршрутах Tvärbanan и успела "побывать" на Nockebybanan, а более длинная четырёхсекционная модификация A36 используется на маршруте Lidingöbanan. Таллиннский трамвай эксплуатирует узкоколейную одностороннюю модификацию CAF Urbos AXL на Капской колее.
15. К 2020 г. трамвай острова Юргорден был полностью укомплектован вагонами этого типа. Трамвайные вагоны CAF Urbos AXL эксплуатируются на линии круглогодично. Исторические вагоны можно встретить на маршруте обычно в тёплое время года, за некоторыми возможными исключениями. Действующему на линии трамвайному маршруту соответствует исторический номер 7, а исторические вагоны, следующие до разворотного кольца на площади Normalmstorg, имеют маршрутный указатель с номером 7N.
16. Тем не менее линия, "укомплектованная" вагонами CAF Urbos AXL, продолжает страдать от недостатка подвижного состава, особенно в пиковое время, из-за чего в особенно загруженные часы некоторые рейсы на линии обслуживаются автобусами с номером 7 на маршрутном указателе, соответствующим номеру маршрута этой трамвайной линии.
17. К осени 2018 г. маршрут был продлён до новой конечной остановки "T-Centralen" на Klarabergsgatan.
18. Дальнейшее продление трамвайной линии планируется от моста "Djurgårdsbron" в направлении морских портов Frihamnen и Värtahamnen, через которые линия проследует к мысу Ropsten, где должна будет подключиться к путям
трамвайной системы Lidingöbanan, связав таким образом две трамвайные системы в одну. Предполагаю, что на линии будет действовать два маршрута, один из которых будет по-прежнему связывать Центральный вокзал с музейным островом Юргорден, а второй скорее всего свяжет вокзал с островом Lidingö в пригороде Стокгольма.
Благодарю за внимание!