Сорванные или отсроченные революцией проекты транспортного строительства России

Jun 18, 2023 15:27



1. Транзитная трасса Россия - Персия через Крым (Джанкой и Керчь). Планировалось введение участков между городами Умань (Черкасская область нынешней Украины) - Джанкой - Керчь - Новороссийск - Закавказье. В рамках этой программы планировалась постройка Крымского моста в Керчи. В 1911 году был подготовлен проект моста и началось финансирование. Проект сорван из-за революции.

2. Трансуральский водный канал. В 1913 году разрабатывается уникальный проект трансуральского водного пути - канала через Урал, соединяющего Волго-Камский и Обь-Иртышский водные бассейны. Проект сорван из-за революции.





3. Петербургское метро. Первые проекты сооружений, напоминающих метрополитен, были предложены в Санкт-Петербурге ещё в 1820-х годах. Всего известно о десятке дореволюционных проектов. Самый ранний их них - проект правления Балтийской железной дороги. В нём было предложено соединить одной линией все столичные вокзалы - идея, которая кочевала из проекта в проект и в итоге была воплощена при строительстве первой линии метро.
В 1901 году инженер В. Н. Печковский предложил построить вокзал в районе Казанского собора и от него проложить тоннельно-эстакадную линию к вокзалам.
В этом же году Г. А. Гиршсон предложил создать метро под Невским проспектом.
Однако наиболее продуманным проектом следует признать проект гражданского инженера П. И. Балинского, который ещё в 1898 году предложил создать разветвленную сеть столичной железной дороги (им же был предложен аналогичный проект для Москвы). Балинский предложил создать радиально-кольцевую транспортную систему с Центральным вокзалом, преимущественно эстакадно-насыпную. Кольцо должно было охватить все пригороды Петербурга, планировалось построить 11 новых мостов через Неву и её рукава. Но впереди были революции и мировая война.
В результате разработка проектов и первые работы начались уже после Второй Мировой войны, а эксплуатация станций первой очереди в Ленинградском метрополитене - в конце 1955 года.







4. Московское метро. Московский метрополитен открыт только в 1935 году, хотя его разработка начата еще в начале века и была гораздо ближе к реализации, чем петербургского. В 1914 году начата постройка электродепо «Калитники» - первого депо Московского метро. Первые три ветки должны были открыться в 1917 году. Мировая война заставила временно заморозить проект. Революция отсрочила его еще на 20 лет.



5. Пригородные электропоезда. Перед войной в Петрограде впервые в России начинается реализация проекта пригородных электричек. В 1912 году укладывается первый участок рельсов «Ораниенбаумской электрической линии» до Стрельны. К 1914 году здесь уже устанавливается контактная сеть для электропоездов. В 1914 году подготовлен проект Московских пригородных электричек.

Андрей Борисюк.
"История России, которую приказали забыть.
Николай II и его время." М.: 2018. С. 13-14.



или



Санкт-Петербург, Москва, История, Метро

Previous post Next post
Up