В декабре 2017-го года у меня был пост про будущий Пышминский трамвай.
https://guriny.livejournal.com/700589.html В том посте я писал, что трамвай может не выдержать конкуренции с частниками, которые быстро и сравнительно дёшево подвозят пассажиров из Екатеринбурга в Верхнюю Пышму. Я все эти годы внимательно следил за строительством трамвайной линии в Пышму, ждал, когда она откроется, и мечтал на новом трамвае прокатиться.
И как-то пропустил я тот момент, когда трамвай наконец поехал. Случилось это в самый последний день нынешнего лета. А поехал я в Екатеринбург только пятого сентября, когда трамвай уже ходил. Ну что ж, всё равно интересно посмотреть на междугородний трамвай, который хоть и не стал первым у нас на Урале, но всё равно стал заметным явлением в нашей уральской жизни. Да заодно и понять, прав ли я был тогда, в декабре 17-го.
И вот мы стоим на трамвайном кольце на улице Фрезеровщиков. Конечно плохо, что это кольцо не рядом со станцией метро, до него надо идти метров двести, да ещё указателей не видно. Но скоро между домов замечаем знакомый по фотографиям красно-жёлтый бок трамвая «Львёнок». Ой! Не ушёл бы он без нас. И вот мы уже внутри первого в новейшей истории Урала междугороднего трамвая. Маршрут номер 333.
Что мы внутри видим? Ну, как и в любом новеньком и современном трамвае, весь интерьер кажется роскошным. Голубая обивка сидений, стёкла чуть затемнённые, кондиционер. В тот день было холодно, и проверить кондиционер в работе нам не удалось. Но о том, что он есть, говорит надпись на форточке. Народу немного. И из этих людей некоторые явно приехали сюда как и мы - прокатиться из любопытства. Чудесное заднее остекление. Оно нам напомнило легендарные последние вагоны американских поездов, вагоны для наблюдений. Интерьер почему-то напомнил нам Евпаторию. То же ощущение - едешь на новом трамвае по красивому городу.
Трамвай тронулся, и мы поехали в Пышму за впечатлениями. Первая остановка случилась метров через двести, что нас удивило. Улица Старых Большевиков. Зачем нужно было делать остановку на столь небольшом расстоянии - непонятно. Потом это стало привычным. Остановки были часто. Конечно, не через двести метров. Но всё же… Из-за этого трамвай шёл медленно. Потом, выехав за пределы Екатеринбурга, пошёл быстрее, но ненамного.
Иногда останавливались на перекрёстках. Граница города. Вообще-то расстояние между последними домами Екатеринбурга и первыми домами Пышмы - всего пятьсот метров. Плюс частный сектор в том и в другом городе. Здесь наш «Львёнок» чуть разогнался. Остановки в Екатеринбурге и в Пышме отличаются фоном табличек. В стольном граде фон чёрный, в Пышме - красный. Увидел название остановки на красном фоне - знай, ты уже в Пышме.
Остановка «Озеро Лебяжье». А озеро-то где? Про лебедей я уж не спрашиваю, тут вам не Евпатория. Оказалось, что всё озеро сильно заболотилось. Может быть, когда-нибудь люди подгонят сюда экскаватор, вычерпают ил и грязь, и у пассажиров вопросы про озеро возникать не будут. А пока…
Едем дальше. Нас обгоняет сто одиннадцатый среднеуральский автобус. Он идёт в Пышму и дальше в Среднеуральск. Автобус заполнен пассажирами гораздо сильнее, чем наш трамвай.
Вдруг проезжаем дом, на котором написан вот такой вопль: «Лишили проезда к дому». Кто лишил - уже понятно. Строители трассы трамвая. И действительно, подойти к дому можно, а подъехать на машине уже нет. Исправят ли строители когда-нибудь свою ошибку? Надеюсь, что они всё-таки будут справедливы к совершенно неповинному человеку. Надеюсь увидеть подъездную дорожку к этому дому, когда поеду на пышминском трамвае в следующий раз.
Едем мимо Успенского храма. Скоро уже и конечная.
Да вот и она. Трамвайное кольцо у музейного комплекса. Вылезаем, фотографируемся, смотрим на музеи. Тут их уже три или четыре. Здоровенные здания, похожие на дворцы. Плюс дворец спорта и помпезный театр, который лет пять стоит в лесах, но его, надеюсь, тоже когда-нибудь достроят.
В другой раз обязательно сходим в какой-нибудь музей. Посетить все сразу нет никакой возможности. Пышминские музеи - это целый «железный Эрмитаж», на осмотр которого нужно потратить два или три дня.
Изменения в экспозиции музеев заметны даже на таком расстоянии. Вон виднеется жёлтый кузов огромного «Белаза». Когда я в последний раз здесь был, его не было. Наверное, это самый большой автомобиль всех времён и народов. А может быть, и не самый. Но это неважно. Этот монстр производит впечатление даже отсюда. Виднеются бесчисленные танки, пушки, самолёты, корабли. И скульптура «Рабочий и Колхозница».
Вдруг замечаю среди экспонатов ракету «Байкал». Такая штука и у нас на Урале. Хотя это скорее всего макет, но всё же впечатляет. Напомню, что такое ракета «Байкал». Это возвращающийся разгонный блок для запуска космических кораблей. Два таких «Байкала» ставят вертикально, между ними закрепляют сам корабль. Они вертикально стартуют и долетают до верхних слоёв атмосферы. Дальше корабль летит сам, а оба «Байкала» возвращаются назад на землю и приземляются по-самолётному. Для этого у них есть поворотные крылья. Не знаю, то ли это проект признан неудачным, то ли у него есть какое-то будущее, но выглядит «Байкал» мощно.
А мы пересаживаемся на другой трамвай и едем обратно в Екатеринбург. Вдали видна остановка исторического паровоза. Исторический поезд с паровозом - это ещё один туристский проект. В Екатеринбурге прямо у здания железнодорожного музея строят платформу. Её построят в старинном стиле, с навесом на чугунных столбах. Называться она будет «Екатеринбург исторический». И оттуда туристский поезд со старинным паровозом поедет в Пышму, на станцию, которая будет называться «Музейный комплекс». Паровоз для этого уже сняли с «мёртвого якоря». Он был памятником, теперь послужит в качестве исторического транспорта.
Платформа "Музейный комплекс".
Скорее всего, тут понадобится даже два паровоза. Один в голове поезда, другой в хвосте. Потому что ехать нужно будет со сменой направления. В Шувакише поезд пойдёт в обратную сторону. Там хотят построить ещё один деревянный вокзал «во вкусе» специально для туристов. Такой вот маршрут выходного дня, соединяющий два музея. Правда сразу оба музея, один из которых такой громадный, ни один человек не выдержит. Но это уже мелочи. Кто-то обещал пустить ретро-поезд в конце сентября, но скорее всего, явно погорячился. Работы тут много.
А мы возвращаемся в Екатеринбург, и я думаю о перспективах Пыштрамвая. Прав ли я был пять лет назад, говоря «или быстрый или пустой». В чём-то я, конечно, ошибся. Пустым трамвай не будет. И быстрым не будет тоже. Трамвай по-настоящему быстрый - это скорее всего, совершенно другой уровень затрат. И уровень сложности работы. И у кого в России есть сейчас опыт построения скоростных трамвайных линий? Ни у кого его нет. А пустым он не будет, потому что вдоль трассы строятся новые районы. Эта территория будет густо заселена. А скоро с этим трамваем может произойти то, что он перестанет быть междугородним. Екатеринбург и Пышма просто сольются в один город.
Кстати. Для посещения музеев этот трамвай подходит идеально. Едешь себе тихонечко без толкотни и давки, не то, что в автобусе. Вышел из метро и через полчаса ты уже в музее. Трамвай - это как бы введение в грандиозный технический музей. На детей будет производить огромное впечатление. По крайней мере, если бы я был ребёнком, то поездка в «железный Эрмитаж» на трамвае была бы самым сильным впечатлением в моей жизни. Для такой экскурсии можно использовать ретро-трамвай. И он в Екатеринбурге есть.
Екатеринбургский ретро-трамвай. Фото из Интернета.
Правда новодельный, стилизованный. Я бы предпочёл настоящий старинный вагон, восстановленный до ходового состояния. Я думаю, не так трудно будет вытащить его с какой-нибудь свалки и восстановить.
В общем, трамвайная линия Екатеринбург- Верхняя Пышма, а она является отдельным частным предприятием, в перспективе не разорится. На одних туристах продержаться может. Если уж в Пышме существуют столь гигантские мощности по реставрации старинной техники, то можно будет устраивать даже парады ретро-трамваев. Это будет не менее захватывающе, чем парады ретро-танков.
А вот насколько этот трамвай стал успешным городским транспортом? Тут возникают вопросы. И первый - это конечно скорость. Ни с частником на машине, ни даже с автобусом он не сможет конкурировать по скорости. Может быть, потом можно будет организовать какие-нибудь трамвайные экспрессы, которые будут ходить без остановок. Ну, хоть в часы пик. Только вот перекрёстки со светофорами никуда не денутся.
И городским транспортом для самой Пышмы этот трамвай пока не стал. Музей - это ведь не центр Пышмы, несмотря на все дворцы и фонтаны. Это окраина, а город продолжается дальше. И этот город, насколько я помню, общественным транспортом сильно не обременён. Трамвай мог бы стать таким транспортом, если его трассу продлить и пустить по улицам. Может быть даже до автовокзала. Не знаю, существуют ли такие планы.
Впечатление такое, что постройка трамвайной линии в Пышму - это только первый шаг. И нужно обязательно двигаться дальше. Как написано на боку трамвая «Верхняя Пышма, вперёд!»