Ну что, идём дальше?
Предыдущая часть похода закончилась на сравнении фотографий станции Институт Пути в стиле "было - стало". Давайте и сейчас сравним: фотография станции Институт Пути, 1978 год. Видно электричку, стоящую у платформы, и маневровый тепловоз ЧМЭ3:
Этот же самый ракурс,
спустя сорок три года (напомню, все фото в посте сделаны летом 2021 года):
И снова меня не оставляет вопрос - знают ли жители этого дома - Игарский проезд, 13 - что там, где они живут, когда-то ходили электрички?
Но давайте уже пойдём дальше. Западная горловина станции Институт Пути была где-то вот тут:
Там, впереди - Яуза, и мост через неё:
Вот он. Сейчас он чисто пешеходный:
А давайте перейдём его, и посмотрим с другой стороны?
И сравним с очередным историческим фото, сделанным с этой же самой точки ровно сорок лет назад, в 1982 году? (напомню - все исторические фото в посте взяты с сайта
https://pastvu.com ):
Да уж. Старая электричка-"Глобус" уезжает в кущи, окружающие старую малодеятельную ветку железной дороги, и ничто не предвещает, что пройдёт ещё три года - и мир начнёт меняться стремительно, и непредсказуемо - что, собственно, он и делает до сих пор...
Сам мост очень красивый, дореволюционной конструкции, которая называлась "с ездой поверху" - и, до сих пор, никто не может толком сказать - изначально старая это конструкция моста, времён постройки ветки в 1900-м году, либо же восстановленная уже позже "по мотивам". В Советском Союзе такая конструкция мостов не практиковалась, если что:
Картинка эта взята из мостостроительного учебника, и на нижнем рисунке сразу же угадывается Сартаковский мост через Оку в Нижнем Новгороде, или аналогичный по конструкции Химкинский через канал имени Москвы. А на верхнем - мост Бескудниковской ветви через Яузу:
Но снова пойдём дальше. Это уже другой район Москвы - Отрадное:
Бескудниковская ветка шла прямо вот тут. Что интересно - начиная от моста через Яузу рядом с ней лежал второй путь - но назвать ветку двухпутной нельзя, стрелок - съездов на второй путь не было, он был тупиковым с обоих концов, была единственная стрелка в районе бывшей платформы Отрадное:
А вот здесь Бескудниковская ветвь пересекалась с Сельскохозяйственной улицей. Очередная сохранившаяся опора контактной сети:
Ну, и очередной гаражно-строительный кооператив (ГСК), построенный на её трассе:
И именно здесь, на его месте, располагалась ещё одна платформа этой ветки - Отрадное. В отличие от других платформ - тут сохранился её пассажирский павильон:
Сейчас он превращён в автосервис- но он цел! А вот так это место выглядело в 1987 году. Снимок сделан Андреем Оболенским. Справа виден второй, никогда не использовавшийся путь, а чуть дальше справа - зелёная многоэтажка - это дом 43 по улице Декабристов. Движение по линии уже закрыто, контактная сеть снята:
Но снова идём дальше. Очередной ГСК на трассе бывшей железнодорожной линии - и очередная сохранившаяся опора КС:
А за гаражами начинается улица Декабристов. И вот этот не слишком приметный бугорок слева, на котором растут деревья - насыпь бывшей Бескудниковской ветви:
Видите тротуар вдоль красного здания? Вот именно тут ходили поезда:
Но именно на улице Декабристов располагается самое яркое упоминание о существовавшей тут, когда-то, железной дороге:
Это небезызвестный памятник Бескудниковской ветке. При всём при том, рельсы на памятнике развёрнуты прямо перпендикулярно тому, как проходила сама ветвь:
Памятник делался силами местной управы - поэтому все желающие могут оценить уровень креативности местных чиновников. Нет-нет, я никого конкретно не критикую. Я просто оцениваю. Вот, к примеру, стенд, посвящённый Бескудниковской ветке, разрисованный вандалами:
Опора контактной сети с висящим на ней фонарём, кусок рельсовой плети под ней, и колёсная пара:
Интересно, почему нельзя всё это сделать, как было на самом деле? Не думаю, что идея памятника от этого пострадает. Но - что есть, то есть.
Идём дальше. Линия проходила примерно в том месте, где сейчас тротуар. А вот дома по правую сторону улицы Декабристов построены, когда она ещё действовала:
Подходим к пересечению улицы Декабристов с Северным бульваром и улицей Хачатуряна. Тут метро "Отрадное" и сосредоточение активной жизни:
Кинотеатр "Мираж Синема Форт в Отрадном", бывший "Байконур". Хотя, какой он бывший? Старый "Байконур" полностью снесён в 2019 году, и на его месте построено вот это:
Бескудниковская ветка шла прямо тут, где стоит вот эта стела:
Торговый центр "Форт" (тоже "Форт", как и кинотеатр):
Но нам дальше. Снова идём по улице Декабристов:
Интересно, знает ли эта девушка, что идёт практически по колее бывшей здесь когда-то железной дороги?
Как-то вот так, примерно:
Пересечение с улицей Римского-Корсакова. На противоположной стороне - очередной ГСК. Причём это не просто ГСК, а с именем. С каким? Скоро узнаете. А путь Бескудниковской ветви уходил вон туда, где сейчас ворота:
Заглянем с противоположной стороны:
А вот и название:
Платформа Слободка! Да, именно на этом самом месте она и была (снимок 1987 года):
Дальше путь уходил вон туда, под Второй Алтуфьевский путепровод. Его левый пролёт, как раз, был сделан именно из-за проходившей здесь железнодорожной ветви. А сейчас там пешеходный тротуар:
Поднимемся на него, и посмотрим в обратную сторону - откуда пришли:
И сравним со снимком, сделанным в 1988 году:
Движение по ветке уже закрыто, контактная сеть снята; но платформа Слободка ещё не разобрана, а на переднем плане виден перегороженный шлагбаумом бывший переезд Алтуфьевского шоссе, существовавший здесь до постройки путепровода в 1977 году. Что мешало построить такой же путепровод одиннадцатью годами ранее на Енисейской улице?.. Вопрос без ответа.
Но спустимся вниз, и пойдём дальше. Второй неиспользовавшийся путь заканчивался перед путепроводом - а за путепроводом основной путь уходил примерно туда, где сейчас стоит грузовая машина:
Рядом есть проезд, в который можно заглянуть:
Но и он, в конце, упирается в ворота очередного гаражного кооператива:
Пройти насквозь не получится - дальше тупик. Поэтому пришлось возвращаться на Алтуфьевское шоссе, и идти до пересечения его, и Медведковской железнодорожной ветки. В отличие от Бескудниковской, она вполне жива, и действует - правда, исключительно, как грузовая. Ну, пассажирского движения по ней никогда и не было, но мне, удачно, попался едущий по ней тепловоз:
Поехал в сторону станции Бескудниково - куда, собственно, мы и идём:
Переезд на Медведковской ветви, ведущий в очередной ГСК. Всё оформлено, как положено- настил, знаки. Видно ответвление к НИКИМТ - Научно-исследовательскому и конструкторскому институту монтажной технологии «Атомстрой». А за краснокирпичной будкой и проходила Бескудниковская ветвь:
Медведковская ветка, в отличие от Бескудниковской, вполне себе жива-здорова, на железобетонных шпалах:
А вот если залезть в кусты, что слева на предыдущем фото...
Да, это тупик того, что осталось от Бескудниковской ветви со стороны собственно Бескудниково. Под ногами - шпалы, где, когда-то, лежал путь:
А дальше, что удивительно, и рельсы появляются. С лежащими на них снятыми рельсовыми плетьми:
Ну, и дальше - Бекудниковская ветка во всей своей красе. Только контактной сети не хватает, тут опоры успели демонтировать:
И что бы это значило?..
Впереди - Савёловское направление:
Ну, вот уже станция Бескудниково, а справа - Медведковская ветка. Удивительно, но на пути Бескудниковской ветви есть накат. Значит, маневровые тепловозы на неё заезжают:
Когда-то, очень давно, электричка ехала по прямой:
И приезжала вот на этот путь станции Бескудниково:
Ну, собственно, вот и всё. Посмотрим в обратную сторону. Где-то там, впереди, Савёловский вокзал, а налево - Институт Пути и Лосиноостровская:
Ну, и линия Бескудниковской ветви, наложенная на современную карту, для лучшего понимания:
За сим всё. Спасибо за внимание!