Южные районы Ленинградской область, ближе к границе Новгородской области и подальше от магистрали Москва - Санкт-Петербург - удивительно глухие и малонаселённые места.
Ещё с времён Российской империи через эти места проходит большое количество радиальных железнодорожных линий, соединявших столицу с центральными и южными регионами огромной страны.
Но Петербург уже давно не столица, многие южные регионы вошли в состав независимых государств, а линию от Витебского вокзала на юго-юго-восток и вовсе успели довести только до Великого Новгорода.
Так что она остаётся, что называется, малодеятельной.
2.
В 1930-е годы началось самое масштабное за историю петербургско-новгородской периферии хозяйственное освоение: добываемый из болот торф имел тогда очень высокий спрос в растущей энергосистеме страны; другими словами, весь Ленинград и Ленинградский регион отапливался торфом и получал электроэнергию из сжигаемого торфа.
3.
Деревни в глубинке продолжали пустеть, но в послевоенные десятилетия ещё один фактор принёс некоторое оживление в эти места: в Советском Союзе началось массовое строительство дачных посёлков. Под Питером, в условиях не самой простой для освоения болотистой местности и наличия сплошных лесных массивов между сельскими населёнными пунктами, дачные кооперативы достигли самых больших в стране масштабов: в отдельных случаях в одном массиве "садоводств" (как это принято называть в Северной столице) располагаются десятки тысяч участков сотни-другой тысяч дачников.
4.
Вот петербургско-новгородская железная дорога так и занималась в основном перевозкой торфа и дачников, а со стороны Новгорода - ещё и рабочих на новгородское градообразующее промышленное предприятие "Азот" (сейчас "Акрон"); с двух сторон началась электрификация линии.
5.
Но в постсоветское время торфодобыча и использование торфа в энергетике стали стремительно снижаться. Электростанции в Европейской России перешли в основном на природный газ, и редкие поезда от Павловска в сторону Новгорода перевозят преимущественно дачников.
6.
Впрочем, если быть точным, на участке до Новолисина (который успели электрифицировать) сохраняется относительно интенсивное движение электропоездов (порядка 10 пар в день), а вот расположенные дальше населённые пункты и дачные посёлки обслуживает один дизель-поезд (в поcледние годы сочленённый рельсовый автобус) в день, следующий до станции Рогавка в посёлке Тесово-Нетыльский, который расположен уже на севере Новгородской области.
7.
8.
9.
От станции Рогавка ходит пригородный поезд уже до Великого Новгорода, а примерно раз в неделю курсирует прямой поезд от Витебского вокзала Санкт-Петербурга до Новгорода - единственный, проходящий всю линию.
10.
В районе Рогавки и Тесово-Нетыльского посёлка с 1930-х годов формировалась протяжённая сеть узкоколейных железных дорог, к 1970-м гг. ставшая одной из крупнейших на Северо-Западе, в тогда изобиловавшим узкоколейками болотно-лесном регионе.
11.
В 1990-е - 2000-е годы местная добыча торфа и, соответственно, перевозка торфа по узкоколейной железной дороге Тесовского транспортного управления упала во много раз, но, в отличие от десятков и сотен подобных предприятий по всему бывшему союзу, местная узкоколейка не закрылась.
12.
13.
Кое-как продолжает она работать и сейчас, привозя торф исключительно для нужд посёлка.
14.
Но всё большее значение имеет другая, необычная для нашей страны (и самая обычная для европейских узкоколеек) - туристическая.
15.
16.
Причём всё началось
с создания группой энтузиастов музея на базе узкоколейки, то есть это в чистом виде "инициатива снизу".
17.
Они же - после полного закрытия регулярного пассажирского сообщения по узкоколейке - стали организовывать поездки по части функционирующей линии для желающих:
18.
Впрочем, и эта группа энтузиастов возникла не на пустом месте: и до этого не один год в Тёсово-Нетыльский приезжали юные и не очень любители узкоколейных железных дорог, преимущественно из Санкт-Петербурга, в посёлке у них даже имелась своя база.
19.
Некогда (в конце 1970-х годов) длина Тесовской сети узкоколеек
доходила до 179 километров.
20.
Сейчас действует около 16 километров путей, часть которых - фактически, полузаброшенные и проходимы только на специальной технике.
21.
(карта взята с
сайта Сергея Болашенко).
Насколько я понимаю, сейчас действует только участок пути южнее озера Тигода.
22.
По этой линии в отопительный сезон производится вывоз торфа:
23.
И по ней же в выходные проводятся пассажирские экскурсии.
Впрочем, насколько я понимаю, лишь по восточной половине узкоколейки, примыкающей к посёлку Тёсово-Нетыльский.
24.
Посёлок вытянут на три километра с севера на юг, от станции Рогавка на ширококолейной железнодорожной линии Санкт-Петербург - Новгород до узкоколейного переезда, откуда и начинается действующий пассажирский/туристический маршрут Тёсовской узкоколейки.
Но сами рельсы узкой колеи начинаются гораздо раньше, менее чем в километре южнее вокзала.
Стоит только пройти по второстепенным улицам несколько сотен метров, и выйти на главную улицу посёлка - Советскую:
25.
Согласно яндекс-картам, здесь расположен "остановочный пункт Мемориал" (видимо, названный в честь воинского памятника), но на местности никаких его следов обнаружено не было.
26.
Впрочем,
как сообщают, сюда, поближе к вокзалу, иногда подъезжает мотриса, забирающая экскурсионные группы для экскурсии по узкоколейке.
Путь немного идёт на юго-восток, но потом заворачивает на юг и продолжается в целом параллельно Советской улице.
27.
Чуть южнее расположено нечто похожее на торфоперегрузочную станцию.
28.
На востоке совсем рядом проходят пути железнодорожной станции Рогавка широкой колеи, чуть дальше расположен остановочный пункт "123-й километр".
29.
Примерно тут на яндекс-картах обозначен "остановочный пункт Центральный Посёлок", но и его я не нашёл.
30.
Видимо, это часть инфраструктуры, которая функционировала тогда, когда по Тёсовской узкоколейке ещё осуществлялись регулярные пассажирские рейсы.
Узкие рельсы идут практически через дворы:
31.
Узкоколейка идёт на юг и чуть-чуть на юго-запад, пока не доходит до того самого переезда на южном краю посёлка.
Перед переездом в прежние времена функционировал узкоколейный остановочный пункт "4-й пост", но в наши дни посадка пассажиров производится на импровизированной станции после переезда.
32.
Здесь же, той же группой энтузиастов был организован музей узкоколейной железнодорожной техники:
33.
34.
Один из четырёх в России, на минуточку - и из трёх, расположенных на действующих (или некогда действовавших) узкоколейных железных дорогах пассажирского и/или грузового назначения.
35.
В основном на втором пути:
36.
(По количеству автомобилей можно оценить популярность узкоколейки для "туризма выходного дня"):
37.
38.
39.
Внутри салона поезда, на котором я незадолго до этого приехал с торфяных полей:
40.
Внутри отреставрированного старого деревянного вагона - немецкого, кажется:
41.
Стоит только поражаться энтузиазму и настойчивости любителей железнодорожного транспорта, восстановивших это всё своими силами.
42.
Впрочем, немало образцов подвижного состава ещё ждут своего часа:
43.
От музейной станции отходит короткий путь на юг, где за воротами находится менее габаритный подвижной состав (дрезины):
44.
На них можно покататься, кстати:
45.
За воротами, видимо, расположена и материально-техническая база музея.
Проходящую через переезд узкоколейку украшает модная надпись "Тёсово":
46.
47.
После станции линия идёт по типичной для старых торфоразработок "разлинованной местности".
48.
Прямые насыпи (изначально все под узкоколейки) пересекаются с прямыми же дренажными канавами и другими насыпями.
49.
Минут 20-30 езды, 10 километров пути - и узкоколейный поезд приходит в некое место на краю торфяного поля.
50.
51.
Здесь - что-то вроде "торфяной станции".
52.
53.
Стоит спецтехника:
54.
В основном комбайны, занимающиеся непосредственно добычей торфа:
55.
56.
Имеются служебные строения:
57.
Нда, зимняя оттепель - максимально живописное время для посещения торфоразработок.
58.
Кажется, что в некоторых местах стоит ступить на эту жирную чёрно-коричневую землю - и она поглотит тебя без следа.
59.
Впрочем, весь торф уже добыт и сложен в кучи, зимой производится только вывоз, а новой добычи до весны ждать не стоит.
60.
Наш поезд:
61.
Короткий обратный путь в посёлок - а там уже темно:
62.
И долгий обратный путь до Витебского вокзала Санкт-Петербурга.