Накануне Нового года на просторах интернета прошёл слух, что в Харькове состоится праздничная ретро-поездка с паровозом. Это беспрецедентный случай для нашего города, ведь раньше под паровой тягой катали только причастных к железной дороге лиц, а теперь билеты на ретро-рейс появились в свободной продаже. Надо было спешить, ведь их разметали, как горячие пирожки.
Ксюша, не раздумывая, купила билеты, и ради такого случая специально приехала из Днепра. Я слегка замешкался, поэтому билетов в тот же вагон мне не хватило. Но всё же взял одно из последних мест в поезде. Билеты закончились задолго до отправления. Некоторым моим знакомым не повезло.
И вот настал заветный день. Погода стояла скверная - туман и мелкая морось. Поначалу я хотел поснимать паровоз на перегоне, но пришёл к выводу, что даже самые удачные фотки не стоили промокших от слякоти ног.
Приехав с Ксюшей на вокзал, мы сразу услышали характерное пыхтение. Старичок Эр794-12 предстал во всей своей красе.
Возле локомотива толпились люди, фотографировались и рассматривали каждую деталь. Возможно, кто-то из них увидел настоящий «живой» паровоз впервые в жизни. В этой толпе я заметил несколько знакомых лиц.
До отправления оставалось совсем немного времени. Посадка шла полным ходом. Импозантные проводники въедливо проверяли билеты у всех входящих. Около поезда вертелась также съёмочная группа местного телеканала.
Наш трёхвагонный состав носил номер регионального поезда (т. наз. «попугая»): 895/896. [нумерация поездов УЗ согласно графика движения](нумерация поездов УЗ согласно графика движения) 801-898 Поезда местного сообщения, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом (кроме скоростных и высокоскоростных) 921-940 Туристические (коммерческие) поезда
(в то время как по альтернативной классификации поездам присваивается следующая нумерация: 801-869 Пассажирские дизель- и электропоезда местного сообщения 871-899 Туристско-экскурионные) Но при этом билеты на него печатались в кассе с именем, фамилией. Как в рядовом скором поезде, предполагалась посадка по паспорту (но в действительности документы можно было из кармана не доставать). Словом, это был скорый поезд, но с более коротким, чем у большинства пригородных электричек, маршрутом.
Едва я занял место в плацкарте, раздался мощный гудок. Погнали. В эти секунды на наш паровоз были направлены десятки объективов. А может и сотня.
На платформе осталось заметно больше людей, чем уехало в поезде. Без сомнения, если б вагонов было 8-10, то и они бы заполнились.
Мы ехали в составе из фирменных плацкартных вагонов формирования харьковского депо. Кадуцей, скрещённый с рогом изобилия, красовался на каждой шторке. Внутри было чисто и тепло. Но тот факт, что нас тянет паровоз, совершенно не чувствовался. Звуки очень плохо проходили сквозь герметичные стеклопакеты, а характерный дым не выделялся на фоне пасмурного неба.
Около половины мест занимала детвора. Малыши и ребята постарше ехали с родителями, а места в одном из вагонов выкупила организованная группа детей. Их крики и прыжки с полки на полку слегка досаждали взрослым дядям и тётям, приехавшим сюда с фотоаппаратами.
(фото Ксении)
(фото Ксении)
Телерепортёры ходили по вагонам и изредка брали у кого-то интервью.
Укутанная в тумане, мимо проплыла самая высокая дымовая труба Украины. Совсем немногие знали, что поезд едет в Люботин не по тому маршруту, по которому ездят электрички.
Но контактная сеть, столь неестественная для паровой тяги, не покидала нас ни на секунду. Свернув по шпаковской петле с Золочевского направления, машинист вывел поезд на соединительную ветку.
И прибавил угля в топку: на протяжении следующих 8 километров ему предстояло подняться со 105 до 190 метров над уровнем моря. Локомотив рьяно запыхтел. Перемешиваясь с дождём, угольная пыль попадала в форточку, которую мне удалось открыть.
Но скорость поезда оставалась небольшой. Графисты специально предписали ему ехать 28 с половиной километров в течение часа, чтоб не слишком изнашивать паровоз. Автомобили на трассе с лёгкостью нас обгоняли, но некоторые водители притормаживали, сигналили и снимали на телефоны. Я тоже снял небольшое видео, которым с удовольствием поделюсь в конце поста.
Вскоре обводная ветка примкнула к люботинскому направлению, паровоз выскочил на главный путь. Ещё немного, и прозвучали три коротких гудка. Пора выходить. Люботин.
Здесь мы встретились с киевским любителем железнодорожных путешествий vlad_volya. Владу пришлось добираться на электричках - билетов на поезда в тот день не было.
Толпа детей вновь обступила паровоз.
В какой-то момент он будто растворился в дыму. Это было похоже на иллюзию Дэвида Копперфильда, когда он заставил вагон исчезнуть...
Но «спецэфекты» вскоре рассеялись, и чумазый локомотив поковылял прочь. Только вагоны остались у платформы.
Через несколько минут его задним ходом поволок маневровый. Неужели ездить тендером вперёд паровоз не умеет?
Люботин затаил дыхание в ожидании. Прибывали и отправлялись электрички, но люди с фотоаппаратами почему-то не покидали перрон. Через час паровоз следовал назад в Харьков.
И вот «виновник торжества» снова появился. Не понятно где и как он развернулся, но его снова толкала «чмуха».
Успешно состыковавшись с вагонами, он лениво запыхтел, а тепловоз поспешил удалиться.
Стальной «мастодонт» уже был готов к отправлению... Остались последние штрихи: где-то подлить масла, где-то проверить заслонки.
(фото Ксении)
Договорившись с начальником поезда, Влад тоже проник в вагон. Билета у него не было, но достаточное количество мест пустовало: пассажиры выкупили их, но не пришли. Чтоб отблагодарить проводника и заодно согреться, мы взяли зелёного чая. Эти подстаканники отлично подчёркивали железнодорожную романтику.
Назад паровоз тянул нас не через золочевское направление, а напрямик. Из-за меньшего километража и стоимость обратных билетов была чуть меньше. Стоя у открытого окна, я без лишних слов любовался видами.
Незаметно поезд пересёк городскую черту, и навстречу ему потянулась череда мостов.
В парке «Н» станции Харьков-пассажирский произошла так называемая «встреча поколений».
Наконец, прозвучал финальный свисток. Обескураженные от столь быстрого окончания ретро-поездки люди высыпали на платформу.
Теперь уже другая «чмуха» взяла паровоз на буксир. Его ждали манёвры и возвращение в депо Основа.
(фото Ксении)
Несмотря на то, что стоимость билетов в этот поезд в 8-9 раз превышала стоимость проезда до Люботина в электричке, вряд ли данный рейс был экономически выгодным. Уголь нынче недёшево стоит, а паровоз этот ой как прожорлив. Но мы почему-то не сомневались: будут и другие общедоступные ретро-поездки в Харькове. Начало положено.
(фото Ксении)
В главном зале вокзала встречала и провожала пассажиров нарядная пластиковая ёлка.
Мы с Владом и Ксенией поспешили в парк «Н», чтоб сфотографировать следующий резервом в депо паровоз. Пока ждали его, Влад провёл мини-лекцию по устройству стрелочного перевода и маневровой светофорной сигнализации. После лекции состоялся строгий устный экзамен!
... Но паровоз так и не появился. Как я прочёл позже в фотоотчёте коллеги, мы пропустили его. Локомотив обернулся гораздо быстрее, чем мы предполагали. Нам оставалось лишь немного погулять по городу.
Ксения ненароком чуть не уехала на узкоколейном самогонном аппарате паровозе,
но потом решила всё же возвращаться домой вместе с Владом через Красноград. Он на Киев, она на Днепр. Так и завершилась наша почти что спонтанная ферроэквинологическая прогулка.
P.S. Вот обещанное видео. Надеюсь, мне удалось передать «паровозную» атмосферу того дня.
P.Р.S. А вот ещё одно моё видео. Снял я его спустя 2 с половиной месяца, на 8-е марта, когда паровозный рейс запустили опять. На этот раз я не катался (билеты размели всё так же быстро), зато здесь раскрывается тема того, как разворачивался паровоз в Люботине.