Поездка в Болгарию. Национальный музей транспорта в городе Русе

Jan 01, 2018 18:51

Владимир Буракшаев



Национальный музей железнодорожного транспорта и коммуникаций расположен на бывшей железнодорожной станции города Русе, на берегу Дуная, по которому проходит государственная граница с Румынией. Станция была построена в 1866 году, при участии английских специалистов, по проекту братьев Баркли, вместе с первой желенодорожной линией Болгарии Русе - Варна, которая должна была сократить путь из Лондона в Стамбул на 5-6 дней. Музей располагается в здании бывшего вокзала и является единственным подобным музеем в этой стране. Вокзал функционировал до 1954 года. В 1966 году, по случаю столетия железной дороги в Болгарии, он получил статус памятника и стал музеем. В здании оформлена экспозиция, посвященная железнодорожному транспорту, судоходству и средствам коммуникации а территорию бывшей станции занимает площадка с натурными экспонатами - локомотивами и вагонами разных лет.

Во время летнего отпуска в Варне, я посвятил один из дней на поездку в этот музей. Из Варны в Русе можно проехать как по железной дороге, так и междугородними автобусами с городского автовокзала (по болгарски - автогара). Расписание поездов оказалось не очень удобным: поездов мало, между прибытием в Русе и отправлением обратно (в Варну) времени не достаточно. Автобусов из Варны в Русе больше, чем поездов, и времени в Русе на осмотр музея остается больше, если ехать автобусом. Единственный минус - стоимость проезда по Болгарии в междугородних автобусах несколько выше, нежели стоимость проезда на аналогичное расстояние в поездах. Кстати, в Варне вокзал железнодорожный находится в стороне от железнодорожного, а в Бургасе и Русе - рядом.

От автовокзала и нынешнего главного железнодорожного вокзала Русе идти пешком до музея более часа. Удобнее будет заранее загрузить карту города в навигатор и воспользоваться им, особенно в первый раз. Точный адрес - улица Братя Обретенови, 5. Режим работы музея (июль 2017): вторник - суббота, с 9 до 17 часов. Вход платный и сьёмка тоже, но думаю, человеку, нашедшему деньги прилететь из России в отпуск в Болгарию, не будет обременительно заплатить эту стоимость.

Город Русе, на мой взгляд, не плохой. Не маленький и не грязный. Городской транспорт представлен автобусом и троллейбусом. Только здесь я увидел троллейбусы марки "Рено". Возможно, они есть где-то ещё, но в России я такие не встречал.

Кроме музея в Русе смотреть в общем то нечего, популярных достопримечательностей в этом городе нет. Поэтому, ознакомившись с экспозицией и пофотографировав железнодорожный музей, возвращаюсь обратно в Варну.



Первый вокзал города Русе, в котором теперь располагается музей. На вокзале имелся зал ожидания, комната для диспетчера станции, комната для ответственного чиновника и прочие помещения. После открытия в 1900 году железной дороги Русе-Тырново, начинающейся от станции Русе-Южная, эта станция была переименован в Русе-Восточная.



Самый старый и уважаемый паровоз музея - 148-й серии, построенный в 19 веке в Манчестере. Относительно года постройки сведения разные: по данным Википедии - 1868 год; по информации музея - построен в 1848-м, а привезен в Болгарию в 1866 году.



Паровоз 15-й серии, построен в 1943 году в Германии. После Великой Отечественной войны подобные паровозы работали в СССР, где обозначались серией 52.





Тепловоз венгерского завода "Ганц-Маваг". В Болгарии обозначен серией 51, в СССР подобные известны как ВМЭ1. Ни одного рабочего ВМЭ1 на железных дорогах бывшего СССР давно нет, а здесь, в Русе, такие тепловозы пока можно встретить в работе.





Еще в музее присутствует и некий "Недопаровоз", изготовленный не для вождения поездов, а для съемки фильма "Турецкий Гамбит". По окончании съемок его передали в этот музей. И еще у музея имеется автомотриса, которая в тот момент отсутствовала. Надеюсь, она не утилизирована.

Вагонное хозяйство БДЖ представлено вагонами турецкого султана Абдул Азиза и болгарских царей, несколькими пассажирскими вагонами 19 века, вагоном-лабораторией, изготовленным в ГДР. Из товарных вагонов - цистерна 1889 года, вагон для кукурузы и двухосный крытый вагон.



Наиболее старые и ценные вагоны стоят под навесом. Здесь виден вагон турецкого султана, построенный в 1866 году.



Вагон имел открытую площадку, на которой ехала охрана, и закрытый салон самого султана. Удобства по нынешним меркам минимальны: мягкий диван, столик, лампа.



Три зеленых вагон-салона принадлежали болгарским царям: Фердинанту и Борису-III. Внутри располагались салон, кухня, санузел. Два вагона царя Бориса-III имели разную планировку: в одном столовая и салон, другой - спальный. В последствии вагонами Бориса-III пользовались маршалы: Ф.И.Толбухин и Тодор Живков.



Вагоны Фердинанда и Бориса-III



Состав из вагонов 3-го класса 19 века.









Интерьер пассажирского вагона 3-го класса второй половины 19 века.



Цистерна 1889 года постройки, за ней вагон-лаборатория завода Гёрлиц.



Вагон для перевозки кукурузы.



На этом снимке изображена работа станции до того, как стала музеем.



Рядом с музеем река Дунай, на другом берегу которой румынская территория.



Когда-то это место было оживленной привокзальной улицей. Теперь тут тишина.

И напоследок несколько снимков главного вокзала города Русе - того, что рядом с автовокзалом.



Вокзал со стороны города. Монументальный, но довольно пустой.



Перронная сторона вокзала Русе.



Электропоезд ЭР25 до Горной Оряховицы на вокзале города Русе.

Все фото автора.
Для размещения снимков использован хостинг IMGSRC.RU
Previous post Next post
Up