Владимир Буракшаев
Национальный музей железнодорожного транспорта и коммуникаций расположен на бывшей железнодорожной станции города Русе, на берегу Дуная, по которому проходит государственная граница с Румынией. Станция была построена в 1866 году, при участии английских специалистов, по проекту братьев Баркли, вместе с первой желенодорожной линией Болгарии Русе - Варна, которая должна была сократить путь из Лондона в Стамбул на 5-6 дней. Музей располагается в здании бывшего вокзала и является единственным подобным музеем в этой стране. Вокзал функционировал до 1954 года. В 1966 году, по случаю столетия железной дороги в Болгарии, он получил статус памятника и стал музеем. В здании оформлена экспозиция, посвященная железнодорожному транспорту, судоходству и средствам коммуникации а территорию бывшей станции занимает площадка с натурными экспонатами - локомотивами и вагонами разных лет.
Во время летнего отпуска в Варне, я посвятил один из дней на поездку в этот музей. Из Варны в Русе можно проехать как по железной дороге, так и междугородними автобусами с городского автовокзала (по болгарски - автогара). Расписание поездов оказалось не очень удобным: поездов мало, между прибытием в Русе и отправлением обратно (в Варну) времени не достаточно. Автобусов из Варны в Русе больше, чем поездов, и времени в Русе на осмотр музея остается больше, если ехать автобусом. Единственный минус - стоимость проезда по Болгарии в междугородних автобусах несколько выше, нежели стоимость проезда на аналогичное расстояние в поездах. Кстати, в Варне вокзал железнодорожный находится в стороне от железнодорожного, а в Бургасе и Русе - рядом.
От автовокзала и нынешнего главного железнодорожного вокзала Русе идти пешком до музея более часа. Удобнее будет заранее загрузить карту города в навигатор и воспользоваться им, особенно в первый раз. Точный адрес - улица Братя Обретенови, 5. Режим работы музея (июль 2017): вторник - суббота, с 9 до 17 часов. Вход платный и сьёмка тоже, но думаю, человеку, нашедшему деньги прилететь из России в отпуск в Болгарию, не будет обременительно заплатить эту стоимость.
Город Русе, на мой взгляд, не плохой. Не маленький и не грязный. Городской транспорт представлен автобусом и троллейбусом. Только здесь я увидел троллейбусы марки "Рено". Возможно, они есть где-то ещё, но в России я такие не встречал.
Кроме музея в Русе смотреть в общем то нечего, популярных достопримечательностей в этом городе нет. Поэтому, ознакомившись с экспозицией и пофотографировав железнодорожный музей, возвращаюсь обратно в Варну.
Первый вокзал города Русе, в котором теперь располагается музей. На вокзале имелся зал ожидания, комната для диспетчера станции, комната для ответственного чиновника и прочие помещения. После открытия в 1900 году железной дороги Русе-Тырново, начинающейся от станции Русе-Южная, эта станция была переименован в Русе-Восточная.
Самый старый и уважаемый паровоз музея - 148-й серии, построенный в 19 веке в Манчестере. Относительно года постройки сведения разные: по данным Википедии - 1868 год; по информации музея - построен в 1848-м, а привезен в Болгарию в 1866 году.
Паровоз 15-й серии, построен в 1943 году в Германии. После Великой Отечественной войны подобные паровозы работали в СССР, где обозначались серией 52.
Тепловоз венгерского завода "Ганц-Маваг". В Болгарии обозначен серией 51, в СССР подобные известны как ВМЭ1. Ни одного рабочего ВМЭ1 на железных дорогах бывшего СССР давно нет, а здесь, в Русе, такие тепловозы пока можно встретить в работе.
Еще в музее присутствует и некий "Недопаровоз", изготовленный не для вождения поездов, а для съемки фильма "Турецкий Гамбит". По окончании съемок его передали в этот музей. И еще у музея имеется автомотриса, которая в тот момент отсутствовала. Надеюсь, она не утилизирована.
Вагонное хозяйство БДЖ представлено вагонами турецкого султана Абдул Азиза и болгарских царей, несколькими пассажирскими вагонами 19 века, вагоном-лабораторией, изготовленным в ГДР. Из товарных вагонов - цистерна 1889 года, вагон для кукурузы и двухосный крытый вагон.
Наиболее старые и ценные вагоны стоят под навесом. Здесь виден вагон турецкого султана, построенный в 1866 году.
Вагон имел открытую площадку, на которой ехала охрана, и закрытый салон самого султана. Удобства по нынешним меркам минимальны: мягкий диван, столик, лампа.
Три зеленых вагон-салона принадлежали болгарским царям: Фердинанту и Борису-III. Внутри располагались салон, кухня, санузел. Два вагона царя Бориса-III имели разную планировку: в одном столовая и салон, другой - спальный. В последствии вагонами Бориса-III пользовались маршалы: Ф.И.Толбухин и Тодор Живков.
Вагоны Фердинанда и Бориса-III
Состав из вагонов 3-го класса 19 века.
Интерьер пассажирского вагона 3-го класса второй половины 19 века.
Цистерна 1889 года постройки, за ней вагон-лаборатория завода Гёрлиц.
Вагон для перевозки кукурузы.
На этом снимке изображена работа станции до того, как стала музеем.
Рядом с музеем река Дунай, на другом берегу которой румынская территория.
Когда-то это место было оживленной привокзальной улицей. Теперь тут тишина.
И напоследок несколько снимков главного вокзала города Русе - того, что рядом с автовокзалом.
Вокзал со стороны города. Монументальный, но довольно пустой.
Перронная сторона вокзала Русе.
Электропоезд ЭР25 до Горной Оряховицы на вокзале города Русе.
Все фото автора.
Для размещения снимков использован хостинг IMGSRC.RU