Оригинал взят у
alex_mistch в
Вагон-церковь на Транссибирской магистрали на рубеже XIX-XX веков.В книге "Путеводитель по великой Сибирской железной дороге" 1900 года нашел замечательный образец железнодорожной техники:
"Вагон-храм во имя равноапостольной княгини Ольги".
Вагон-храм во имя равноапостольной княгини Ольги на одной из станций.
Вагон-церковь сооружен на Путиловском железоделательном заводе в С.-Петербурге, в ознаменование рождения ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА Великой Княжны Ольги Николаевны. К сооружению вагона церкви было преступлено по ВЫСОЧАЙШЕМ разрешении, последовавшим на доклад г-на Министра путей сообщения 14 Ноября 1895 года, в день святого крещения великой княжны. Освящение церкви последовало 11 июля 1896 г. в Новом Петергофе. Снаружи вагон окрашен синим лаком с резной позолоченной отделкой из желтого тика-дерева, неподдающегося гниению и влиянию пагоды. Над входом устроена звонница, увенчанная крестом с тремя колоколами, к колокольне поднимается большая железная лестница с платформы. Внутренняя отделка церкви, стоимостью в 20 000 руб., устроена и пожертвована в память рождения великой Княжны Ольги Николаевны Путиловским заводом, а самый вагон для церкви, наружная отделка его, стоимостью в 10 000 руб., устроенная тем же заводом, пожертвованы управлением Сибирской ж. д. Общая стоимость вагона-церкви равна, таким образом, 30 000 руб. Вагон-церковь имеет прямым своим назначением облегчить выполнение религиозных обязанностей лицам, живущих на станциях Сибирской ж. д., расположенных вдали от селений.
Вагон-храм во имя равноапостольной княгини Ольги. Внутренний вид.
Вагон-церковь передвигается между станциями Челябинск и Кривощеково Западно-Сибирской ж. д., а затем, когда по линии этой дороги будут выстроены постоянные храмы, он будет обращаться между станциями Средне-Сибирской ж. д. Внутри вагон-церковь обшита лакированным буком с резьбою наверху, стены с выжженным орнаментом на филенках. Отделка храма внутри проведена по рисункам художника Е. Е. Фон-Баумгартена. В вагоне-церкве 18 окон, по 9 на каждой стороне и 4 одностворчатых двери. При входе в церковь с правой стороны находится отделение со шкафом для ризницы и утвари, с левой стороны такое же отделение для порового отопления вагона-церкви. Убранство церкви вообще роскошно и красиво. Особенно выдается дубовый иконостас, украшенный богатою резьбою и отличающийся необыкновенной легкостью и тонкостью работы.
На царских вратах помещены иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и снизу - четырех евангелистов в один ряд, над царскими вратами - Тайная Вечеря, а выше, в плафоне - резные изображения Святого Духа, кресты и символы Ветхого и Нового Заветов. Местные иконы расположены по сторонам царских врат одна против другой: с правой стороны икона Воскресения Христова, с левой - Покрова Богородицы, на северной стороне изображение святых Иоанна Предтечи и Архидиакона Стефана, на южной, святителя Иннокентия Иркутского и преподобного Сергия; ниже солеи, у правой стороны, помещаются иконы святых: блаженной княгини Ольги и царицы Александры, у левой святителя Николая Чудотворца и св. Благоверного князя Александра Невского. Алтарь, небольших размеров, но со всевозможными приспособлениями для церковной утвари и ризницы, снаружи увенчан крестом. Вся церковная утварь в высшей степени изящна. Вагон-церковь может вместить до 70 человек молящихся.
Вагон-храм в 1918 году во Владивостоке.Фотография сделана американцем Фридрихом Фурманом.
Сначала вагон обращался на Западно-Сибирской железной дороге, а после постройки там постоянных храмов был передан на Средне-Сибирскую дорогу.
PS Хотел поострить в стиле "РЖД на заметку", но оказывается у нас и сейчас есть вагоны-храмы, хотя, конечно, до дореволюционного образца им далеко:
Вагон-храм Новосибирской епархии.
Церковь-вагон во имя святой княгини Ольги (Красноярск) - можно сказать преемник дореволюционного.
Фотографии взяты (помимо указанной книги)
http://rzd-expo.ru/history/istoriya_vagonostroeniya_Rossii/http://www.orthedu.ru/kraeved/231-istoriya-neobychnogo-xrama-vagon-cerkov.htmlhttp://obychnogo.net/tserkvi-vagony