На днях посетил Ужгородскую ДЖД, точнее то что от нее осталось, сначала немного истории:
Малая Львовская (Закарпатская, Ужгородская детская) железная дорога
Детская железная дорога в Ужгороде была построена в 1947 году. Путь ДЖД проходит по правому берегу реки Уж. Начинается она на Ботанической (в те годы Пионерской) набережной, прямо за городским концертным залом, проходит по краю ботанического сада и заканчивается в городском парке, где находится станция Парк. Главная станция, на которой размещается управление дороги и учебные классы, находится у концертного зала и именовалась в те годы Сталинской.
Первые годы существования Ужгородской ДЖД по ней курсировал поезд из трофейного паровоза венгерской постройки (0-4-0, MAVAG Будапешт, 1942, фаб.номер 5258) и нескольких деревянных двухосных вагонов с открытыми тормозными площадками.
В те годы движение поездов на перегоне осуществлялось по
электрожезловой системе. А на станции была организована
ключевая зависимость стрелок и сигналов. В качестве сигнальных устройств использовались семафоры.
По четвергам на детской железной дороге проводились учения для отработки действий всех служб ДЖД в различных нештатных ситуациях: при выходе из строя электрожезловой системы, при перерыве всех видов связи, при обнаружении неисправности пути, требующей остановки поезда и т.д.
В середине 1950-х годов старый подвижной состав детской железной дороги был списан, а взамен получены паровоз Кп4-452, тепловоз ТУ2-018 и цельнометаллические пассажирские вагоны PAFAWAG польской постройки.
Через несколько лет после развенчания культа личности Сталина (в конце 1950-х или начале 1960-х годов) станция Сталинская была переименована в Пионерскую.
В середине 1960-х годов серьёзной реконструкции подверглись средства СЦБ дороги. На смену электрожезловой системе пришла
полуавтоматическая блокировка, вместо семафоров были смонтированы светофоры. При этом, стрелки на обоих станциях так и остались ручными. В 1950-е - 1960-е годы на Ужгородской ДЖД было четыре стрелочных поста (по два на каждой станции). Все они размещались в отдельных помещениях. С 1980-х годов оборудование стрелочных постов весьма необычно - здание стрелочного поста отсутствует как таковое, а всё оборудование поста смонтировано внутри стандартного релейного шкафа.
В середине 1960-х годов старое здание вокзала на станции Пионерской было разобрано и построено новое, которое используется до настоящего времени.
Впоследствии парк подвижного состава ДЖД пополнился тепловозами ТУ2-074, ТУ3-042 и цельнометаллическими пассажирскими вагонами ПВ40 постройки Демиховского машиностроительного завода. К сожалению, когда именно это произошло, и когда были списаны два вышеназванных локомотива, нам достоверно установить не удалось. В настоящее время парк подвижного состава ДЖД включает лишь тепловоз ТУ2-018 и два вагона ПВ40.
В 1991 году, после распада СССР и объявления независимости Украины, станция Пионерская вновь была переименована. На сей раз в Молодежную.
В 1996 и 1998 годах дорога очень сильно пострадала от наводнений, но была быстро восстановлена и летний сезон отработала как обычно.
В конце 2007 года Ужгородская ДЖД была передана в подчинение местной администрации. Вскоре после этого дорога оказалась на грани ликвидации. В связи с убыточностью дороги, было принято решение о её закрытии. Летний эксплуатационный сезон 2008 года в срок не начался. Вместо этого на воротах главной станции ДЖД появилось объявление о том, что дорога закрыта по техническим причинам. Журналистам удалось узнать, что в ближайшее время планируется демонтаж линии детской дороги и последующая распродажа её территории. Это известие вызвало большой общественный резонанс. Неоднократно предпринимались попытки убедить местные власти в необходимости сохранения детской железной дороги - гордости Ужгорода. Только в августе 2009 года движение возобновилось. По некоторым данным, сделано это было по инициативе одного из кандидатов в президенты Украины. Правда, дети на ДЖД уже не работают. Какая судьба ждёт детскую дорогу в будущем - покажет время.
Сейчас же дорога просто заростает и уже практически скрыта из виду...
И так пройдемся:
1. Спускался к путям я со стороны автомобильного моста через реку и сначала решил пройти в сторону парка:
2. Линия на всем своем протяжении почти скрылась под зарослями:
3.
4.
5. Семафор перед станцией в Парке и разьездом, рельсы в зарослях чуть правее тропинки.
6.
7. Виды на реку Уж отличные, дорога тут подходит вплотную к воде.
8.Разьезд
9. И в другую сторону
10. Платформа в парке
11. Вход на платформу и бывший билетный киоск
12. Вид в сторону центра города:
13. И в сторону тупика:
14. А мы пошли назад, на всем протяжении пути фоткать особо нечего, все скрыли непроходимые заросли, а в конце (Точнее это главная станция в практически центре города) нас ждал приятный сюрприз в виде локомотива и 2-х вагонов
15. Удивительно как ничего не пописано каракулями
16. Станция с последним ее названием "Молодежная"
17. поезд стоял за забором на пригорке и попасть к нему было невозможно, потому снял на вытянутой руке:
18.
Вот такая вот получилась прогулка... Из-за постоянных паводков обслуживать ДЖД очень дорого и скорее всего дорогу в рабочем виде мы не увидим, очень жаль...