Шахтный электровоз (локомотив) - самоходное тяговое средство, приводимое в движение электрическими двигателями, получающими энергию от внешнего источника тока через контактную сеть или за счёт индуктивной связи, а также от собственных тяговых аккумуляторных батарей.
Шахтные электровозы предназначены для транспортировки составов вагонеток с грузом, материалами и/или людьми по железным дорогам узкой колеи (550 - 900 мм) с уклоном от 0,005 до 0,05 в подземных горных выработках, а также на поверхности шахт и рудников.
Шахтные электровозы классифицируются по:
сцепному весу: электровозы лёгкого типа - от 2 до 7 т; среднего - от 7 до 10 т; тяжёлого - > 10 т;
видам исполнения: электровозы рудничные нормальные - РН; рудничные повышенной надежности - РП; рудничные взрывобезопасные - РВ;
роду энергии: электровозы постоянного тока, электровозы переменного тока повышенной частоты;
способу подвода энергии: электровозы с автономным источником питания (аккумуляторные); электровозы с внешним источником питания (контактные или бесконтактные);
по назначению: магистральные электровозы (для откатки грузов по главным откаточным выработкам); маневровые электровозы (для выполнения маневровых работ); вспомогательные или участковые электровозы (для работы на участковых вентиляционных и откаточных выработках).
Кроме того, шахтные электровозы различаются по:
системе управления тяговыми двигателями; системе питания тяговых двигателей; способу торможения; расположению кабины; ширине колеи; конструкции рамы и т. д.
Выбор типа электровоза определяется технико-экономическим расчетом с учетом горнотехнических и горно-геологических условий эксплуатации на шахте.