О том, насколько комфортно стало кататься из Петербурга в Великий Новгород
Стряхивая с себя остатки сна, ранним утром прошлой субботы, мы вышли из подъезда и скорым шагом направились к метро. В планах было доехать до Московского вокзала, чтобы оттуда добраться до Новгорода на третьем по счёту российском скоростном поезде, названном "Ласточка" (есть ещё "Сапсан" и
"Аллегро", отзыв о поездке на котором я уже писал прошлой осенью) - единственном, который к тому моменту мне ещё не удалось опробовать.
Фотографии и рассказ о том, как можно путешествовать по России с европейским комфортом, вы найдёте под катом.
"Ласточка" - отечественное название типового немецкого электропоезда, производимого в Германии компанией "Siemens". У себя на Родине такие электрички очень популярны, и используются в основном на городских и пригородных маршрутах. В рамках контракта с РЖД, нам поставили с десяток таких составов на протяжении последних пару лет, а затем и вовсе стали разворачивать производство "Ласточек" на базе "Уральских локомотивов" под
Екатеринбургом. Сегодня "Ласточки" летают уже по трём маршрутам - из Санкт-Петербурга в Великий Новгород и Бологое, с Москвы в Нижний Новгород через Владимир. Поезд из Питера в Новгород стоит чуть дешевле 400 рублей ($13) и следует 2 часа 10 минут, во Владимир из российской столицы - немножко быстрее, но, тем не менее, дороже - 1:50 и почти 500 рублей ($16).
1. На платформе Московского вокзала Санкт-Петербурга в ожидании "Ласточки". Группа японских туристов только что прибыла скорым из столицы.
"Ласточку" подают на ту же специальную платформу, что и "Сапсан". Это означает, что перед посадкой придётся отстоять очередь на досмотр - в специальном помещении, преграждающем выход к поездам. Процедура, в принципе, простая и достаточно быстрая - пройти через металлодетектор (ничего при этом снимать не нужно) да прокатить багаж через ленту со сканером. Однако, если учесть, что одновременно сюда ломятся два потока пассажиров - на "Сапсан" и "Ласточку" с близким к 100% числу выкупленных мест, масштабы бедствия можно примерно осознать. Скажу так, если вы пришли позже чем минут за 20 до отправления своего поезда - работайте локтями. Если не преодолеете препятствие вне очереди - плакали ваши билетики. Когда "Сапсан" тронулся, мы с Ленивкой наблюдали за эпичной картиной - человек восемь ринулись бежать за поездом следом, рассчитывая... Ума не приложу, на что они рассчитывали! Неужели думали, что машинист "Сапсана", увидев бегущих людей в зеркало заднего вида, притормозит да откроет двери, приговаривая по громкой связи: "Проходим, проходим, граждане пассажиры, не задерживаемся"?! "Сапсана", который за 3 часа 50 минут долетает с берегов Невы до площади трёх вокзалов в Москве?
Впрочем, один из торопыг действительно включил здравый смысл - едва только поезд тронулся, тот остановился, взмахнув руками, достал телефон и приложил к уху.
- Привет, детка. Я возвращаюсь домой, - сказал он голосом альфа-самца, развернулся и направился к выходу в город.
2. Очередь у выхода на платформу.
3. Красавцы-поезда бренда "Siemens" и стремглав несущийся парень, опаздывающий на "Сапсан".
4. "Ласточка" оказалась очень красивым, вылизанным до блеска поездом с громадными панорамными окнами. На порядок красивее чем
поезда Италии.
5. Уровень сервиса и комфорта лишь незначительно уступает "Сапсану", в целом - твёрдая "пятёрка". Все объявления, включая информацию на маршрутных табло показываются на двух языках - русском и английском. Лучшего способа стимулировать иностранных туристов выезжать за границы Петербурга куда-нибудь ещё и в провинцию, стимулируя развитие экономики последней - и не придумаешь!
6. Внутри "Ласточки". Интерьер отличный, вот только сиденья не очень удобные: большинство расположено друг напротив друга (ноги некуда деть), спинки не откидываются. Впрочем, эти неудобства нивелируются временем поездки - "Ласточка" едет очень быстро, устать не успеваешь, но вот попа затекает, если не прогуляться во время движения :)
7. Занимаем свои места, и поезд вскоре трогается. По аудио нас приветствуют на русском и английском, рассказывают о маршруте. "Ласточка" едет очень плавно и тихо. Стоило нам выехать за городскую черту, как электричка поднажала и довольно скоро неслась со скоростью 160 км/ч. Темп вполне себе бодрый.
8. Через полчаса по салону девушки-стюардессыпроводницы повезли тележку с едой и напитками. Прямо как в самолёте. Самолёте авиакомпании-лоукостера а-ля "
Ryanair", поскольку всё было платным: кофе - 50 рублей ($1.6), маленькая картонная упаковка "Pringles" - 70 рублей ($2.3).
9. Мы ехали в головном вагоне (номера 1, 5, 6, 10) - там отлично, очень советую! Просторно, удобно и есть туалет! В остальных вагонах этого блага цивилизации, к сожалению, не найти. Экономия места, видать :) Впрочем, такое упущение с лихвой компенсировано существующими санузлами - в каждой индивидуальной кабинке места - на семерых! Кроме того, капсульный, футуристичный дизайн. Многие пассажиры, судя по создающимся очередям, даже специально терпят пару часов до выезда, чтобы посетить туалет именно в "Ласточке" :)
10.
11. В каждом вагоне над окнами размещены полки для верхней одежды и ручной клади. Также есть несколько отдельных металлических решеток для больших сумок. В принципе, обычная практика для новых европейских поездов, но для отечественных - новинка. Очень удобная!
12. Совершенно незаметно приезжаем в Чудово - узловая станция на полпути между Петербургом и станцией Бологое. (Бологое же, в свою очередь, - полпути между Северной Столицей и Москвой.) На кажущую разруху не обращайте внимание - здесь проводятся работы по строительству новой просторной платформы, к которой будут прибывать скоростные поезда.
13. В Чудово "Ласточка" стоит в среднем двадцать минут. Иногда - еще больше, иногда - чуточку меньше. Скоростной поезд здесь разделяют на две части - первые пять вагонов, как ехать от Петербурга, после остановки продолжают движение вперед, в Бологое, последние пять стартуют в обратном - железная дорога уводит их от питерской ветки и по узенькой одноколейки примерно за час доставит в Великий Новгород. На расцепку "Ласточек" обычно сбегаются смотреть порядочно пассажиров поезда.
14. Оставшийся отрезок пути - лишь половина от того, сколько проехали из Петербурга в Чудово. Не успеваешь прочитать и главу книги, досмотреть один эпизод любимого сериала, как из зеленого лиственного леса начинают выглядывать сначала советские многоэтажки, а затем, почти сразу же, за окном оказывается изящное, отреставрированное здание новгородского вокзала.
15. "Ласточка" на станции "Новгород на Волхове".
16. Такие таблички - да-да, прямо на русском языке - висят на каждом вагоне "Ласточек".
Поездка на новом скоростном поезде, представленном Российскими железными дорогами, оставила самые лучшие впечатления. Сервис, цена, время в пути, комфорт - все эти показатели в кои то веки оказались близкими к идеалу. В Новгород действительно из Петербурга лучшего способа добраться и не найти. Во Владимир из Москвы - тоже.