Однажды я выложил на
railpictures.net вот такую
фотографию:
И все-бы ничего, но один парень обратили внимание на большое сходство ТЭМ2 с MLW RSC-24, а второй и вовсе заявил, что нам ТЭМ - копия штатовского ALCO RSD-1.
Начнем с ТЭМ2. В 1959-м году Брянским машиностроительным заводом был разработан проект усиленного тепловоза серии ТЭМ1. В 1960-м году был начат выпуск опытных образцов нового локомотива, который получил обозначение
ТЭМ2. Локомотив представляет собой маневровый тепловоз с электрической передачей (что зашито в его аббревиатуре) с осевой формулой 3О-3О .
Основные изменения, внесенные в конструкцию ТЭМ1, коснулись силовой установки. Что касается дизайна, то дизайн ТЭМ2 мало чем изменился по сравнению с ТЭМ1. Основное отличие - боковые стенки кабины машиниста выполнены без наклона для лучшего обозрения пути.
Выпуск
ТЭМ1 был начат в 1958-м году на все том-же Брянском машиностроительном заводе. За основу был взят тепловоз ТЭ1, от которого ТЭМ1 унаследовал кузов (претерпевший определенные изменения). Тележки были взяты от ТЭ3.
Посмотрите на фото обоих локомотивов. Слева - ТЭМ1, справа - ТЭ1:
Согласитесь, что понятие "дизайн претерпел определенные изменения" как бы натянутое. Ну да, сохранилась идея двух капотов - короткого и длинного, разделенных кабиной машиниста. Идея застеклить торцы кабины над капотом тоже перешла от ТЭ1 к ТЭМ1. Но в целом назвать эти машины близнецами или похожими друг на друга может только ёжик в тумане. Они похожи примерно так-же, как и Жигуль с Москвичем.
Для пущей убедительности прилагаю схемы с компоновками обеих машин (кликабельны):
Совсем другое дело - ТЭ1, который был спроектирован на Харьковском заводе транспортного машиностроения путем повторения конструкции тепловоза
Да, поставленного в СССР в годы Великой Отечественной по
Ленд-лизу. Конечно в конструкцию локомотива были внесены изменения, но в целом это по-большему счету была копия американца. Судите сами - Да слева, ТЭ1 справа:
Ну вот в общем-то и конец истории. Локомотивы серии Да являются модифицированной для СССР версией тепловозов
RSD-1. Выпуск RSD-1 осуществлялся компанией ALCO с ноября 1942-го по май 46-го года. Вот он, локомотив, эволюционное изменение которого на протяжении пары десятков лет стало результатом появления работяги ТЭМ2:
И, как дань памяти своему предку, труба у ТЭМ1 - копия трубы RSD-1 :).
Ну и может кому будет интересно, но к РЖД отношения не имеет: про норвежский электровоз
NSB EL1