Оригинал взят у
1500py470 в
Еще раз к вопросу о формате записи и головках для НМЛ БЭСМ-6ЗАКОН ЧИЗХОЛМА
Любые указания/мысли люди понимают иначе, чем тот, кто их дает.
СЛЕДСТВИЕ
Даже если ваше объяснение настолько ясно, что исключает всякое неверное толкование, все равно поймут неправильно.
ДОПОЛНЕНИЕ ЛУЖКОВА:
Мат - единственный язык, указания/мысли на котором понимаются без искажений.
5E97 A5ED 7ADE
5E97 B5E9 7A5E
5E97 A5E9 7B5E
5ED7 A5ED 7A5E
Не говори, лучше пиши коды!
ДЕВИЗ КИБЕРПАНКОВ
Надеюсь этот пост будет полезным для махровых БЭСМачей, членов Общества дровосеков Бердичева по изучению Мишны и прочим людям которым не чуждо просвещение. Любопытно,
что-нибудь из старого довосекам было полезно? Глядя на комментарии к тому посту чую нужно повторить ещё раз, прежде чем следовать Лужковским заповедям или языку глубокоуважаемого {а}дона
xaxamа.
VSPVSP пишет
"В случае работы с сырыми даными в случае когда все дорожки с трёх разных МГ были после оцифровки записаны одновременно, нужно учитывать как и раньше, что количество отсчётов между синхроимпульсами может меняться и в пределах одной зоны, и в разных зонах, и естественно при нескольких последовательных чтениях одной зоны."
Это было бы просто недопустимо хорошо - по этим изменениям можно было бы легко синхронизировать головки ;)
И чем больше изменения и случайность - тем легче. Прийдётся видно ещё раз об этом, рассказать опять от печки, а потом ещё об варварском отношении человеков к НМЛ полувековой давности написать. Ибо если люди не поймут этого,
медный таз явиться может! Драгоценнейший VSPVSP правильно исходить из того, что изменений может не быть вовсе, или случайно быть одно на десятки/сотни/тысячи бит на дорожке.
Рабочая поверхность магнитной ленты намагничена как северный магнитный полюс магнита N. Когда участок ленты намагничен как южный полюс S это приводит к тому, что когда магнитная головка проходит над местом где меняется полярность формируется короткий импульс в магнитной головке. Много красивых формул писать сейчас наверное рано, лучше прочитать пост Хахама на который внизу ссылка, и подумать оно вам надо. При записи на ленту методом без возврата к нулю, лента физически перемагничивается только при переходе из 0 в 1 и наоборот, запись выглядит так:
00001110
NNNNSSSN
Сигнал СИЗ синхроимпульс записи для НМЛ БЭСМ-6 формировался от внешнего источника синусоидального сигнала от внешнего генератора Г3-33 или Г3-36, эти генераторы имеют точность градуировки шкалы +/- 6%, и это не считая дрейфа от времени, температуры, напряжения в сети. Если очень аккуратный человек со всем тщанием выставит на шкале 160 кГц, то на выходе будет без проблем что-нибудь в диапазоне от 150 до 170 кГц. Чтобы получить частоту следования слогов в 40 кГц, эту частоту получали делением частоты 160 кГц с генератора.
Код 5E97 A5ED 7ADE 5E97 B5E9 7A5E 5E97 A5E9 7B5E 5ED7 A5ED 7A5E как мы видим состоит не из масива одних 0 или 1, а вполне себе содержит их примерно поровну. Однако физически на ленте они лягут вот так, как на рисунке внизу.
Посмотрите на дорожку номер №1 импульсы пляшут как пьяные тёплые (на рисунке внизу на дорожку №3) где в масштабе показана дорожка РСИ разметочного синхроимпульса, на 1 и 2 дорожках с рисунка внизу видно, что могло получаться совершенно штатным образом при переходе с лентой с одного накопителя на другой, в другом месте, у людей могло закономерно складываться впечатление, что плёнка просто зверски растянута. КМК в этом деле здорово влиял человеческий фактор, но и он при должном знании и/или желании позволял и побороть это дело. Сигнал с РСИ служил для разметки зон, и по нему НМЛ проматывало ленту на зону вперёд или назад, останавливаясь всегда между ними.
Кроме того если тянущий ролик в результате ударов при старте/стопе приобретал форму чемодана туго набитого саквояжа самую причудливую форму отличную от окружности, то линейная плотность записи аналогично гуляла самым причудливым образом, в результате на одном миллиметре количество бит могло быть от 18 до 22, в самых причудливых комбинациях. По этой самой причине, дорожки с синхроимпульсами есть наше всё! Синхроимпульс потерял, потерял и все даные на ленте сразу от него и до конца зоны.
Тот самый зазор между зонами. Длина дорожки №1 с РСИ 305 мм,
расстояние между зонами 20 мм, между парами зон 25 мм.
Штатно длина зоны внутри (дорожки №№2-14) равна 258 мм.
Но 5160 бит по факту могут занять от 225 до 285 мм на МЛ.
И в каждой зоне по разному. Вот так, копают мак.
Это не баг, а просто такая фича :)
На первых НМЛ два сигнала СИЧ (синхроимпульс чтения) были разными, посмотрите дорожки 5 и 6, один из них отставал, а другой опережал информационный сигнал на 4 мкс, и они были нужны для уменьшения уровня помех и ложных срабатываний при считывании, один использовался для чтения 0, а другой 1, благо полярность сигнала с головки чтения была разной. Однако потеря при чтении любого из этих СИЧ, приводила к потере информации сразу с этого места. По этой причине более поздние версии НМЛ БЭСМ-6 ИЫ3.060.001 записывали на две дорожки №6 и №10 одинаковую информацию - СИЧ синхроимпульс чтения с частотой 40 кГц, это синхросигнал СИЧ записывался с задержкой на 8 мкс, относительно 10 информационных сигналов и контрольного. Он дублировался на две служебные дорожки, и при чтении сигналы с них суммировались. Полученный сигнал назывался 1СиЧ. Ещё три сигнала 2/3/4 СиЧ формировались RC цепочками из 1СиЧ - 2СиЧ с задержкой 5 мкс, 3СиЧ с задержкой 4 мкс и 4СиЧ с задержкой 1 мкс от 1СиЧ. Они были нужны чтобы аппаратно исправлять ошибки записи с помощью двух компараторов и двух регистров чтения.На рисунке вверху 3 дорожка сейчас служит примером информационной, а на 4 записан сигнал СИЧ с задержкой 8 мкс.
Важно понимать, сигнал РСИ никак не связан с сигналом СИЧ.
Если взять 14 головок от кассетных магнитофонов и расположить их масив вдоль ленты со смещением по вертикали, то восстановить считаную информацию очень маловероятно, потому как плотность записи по ходу ленты гуляет почти всегда. Скорость ЛПМ у БЭСМ-6 штатно гуляла +/- 5%, да плюс Г3-36 добавлял жару. Что-нибудь может выгореть в случае если использовать 24 головки, и располагать их парми друг над другом так, чтобы одна из них всегда читала 6 или 10 дорожку. При этом точность совмещения магнитных зазоров головок должна быть не хуже 5 (пяти) микрон. И маленький нюанс, в случае если на 6 или 10 дорожке на месте синхроимпульса был дефект ленты, дело швах.
Совсем неплохо тестовую ленточку иметь, с записанным синхросигналом по всем 14 дорожкам. Да где её найдёшь нынче?
По этой причине нужно или считывать ленту в три-пять приёмов с заданным смещением по вертикали, или за один раз тремя головками расположенными со смещением, и в обоих случаях с последующей предварительной обработкой сигнала, в результате которой нужно будет совместить по синхросигналам разные дорожки вместе.
Даже если потратить деньги (скорее всего не малые) и сделать вот такие головки на основе серийных студийных, которые будут просто прилично дороже стандартных студийных, толку от них будет около нуля. И как не крути, считать информацию с их помощью можно будет только методом очень многих проб и трагических ошибок, чудом, если повезёт и на то будет воля Аллаха милостивого и милосердного.
Соответственно получаются два разумных варианта если связываться с изготовлением новых головок, либо изготавливать их строго под стандартное расположение дорожек на лентах от БЭСМ-6. Хотя есть некоторые сомнения, что с таким заказом с более жёсткими для них допусками, изготовлением уникальных деталей не идущих в серию и штучным производством (одна или две головки), будут возиться фирмы которые студийные головки серийно делают, особливо если за деньги малые.
Есть вариант сделать из стандартных элементов три головки с переменным шагом, сейчас пытаюсь выяснить сколько стоят новые головки от 12 или 24 дорожечного магнитофона, насколько смотрел на развалах можно купить старый студийный аппарат по цене от 30 тыс. руб. до 2000 У.Е. Но один Аллах знает о их работоспособности и состоянии головок. Хотя даже 8-ми канальный ЛАМПОВЫЙ в предложениях мелькал. Нужно пока держать себя в лапках, и не делать опрометчивых покупок. Новая головка может запросто быть дороже старого магнитофона.
Объеденив три таких головки (возможно двух видов, а не трёх разных) можно будет смело считывать старые ленты за один прогон. ТЗ для запросов изготовителям головок сейчас готовится. Любопытно есть среди наших людей Левши любители, которые сами головки для многоканальных магнитофонов делают/ремонтируют? Или только их профессура пока к бою готова, и нужно с венграми, да американцами в переписку вступать.
PS очень рекомендую прочитать
БАЙКИ СТАРОГО ПЕДАГОГА - II, вдруг неудержимо потянет про скорость изменения магнитного потока формул красивых и разных дать, там без такого дела ой. Не ясен вопрос нужен кому-нибудь расчёт МГ и бюджета погрешностей на этот ЛПМ?
PS2 люди склонные к программированию, вам это понятно, или и софт на ёжиков должен в итоге упасть? Или как сказал недавно один из очень серьёзных БЭСМовских программистов, что ему не интересно сколько там было на ленте дорожек, одна или четырнадцать.
Надеюсь всё это не только ёжику понятно, но и всем прочитавшим. В этот праздничный День Эсперанто надеюсь выразился так, что даже и Зенитчику9К должно быть всё ясно. Про аппаратные особености и вредные советы человеков будет ещё один пост.
Upd. Оказывается сегодня ещё и 66 лет как первую берестяную грамоту в Новгороде нашли тоже 26 июля. Очень символично!
Может кто-нибудь из прочитавших сам делает магнитные головки или в курсе текущих цен на 12-24 канальные головки для студийных магнитофонов, и самими старыми девайсами?