В Московском укрупненном центре Единой системы организации воздушного движения Российской федерации (ЕС ОрВД) введены в эксплуатацию шесть основных комплексов и подсистем новой автоматизированной системы (АС) ОрВД.
Уникальная система была разработана концерном ВКО «Алмаз - Антей» (предприятия АО «ВНИИРА» и ООО «Фирма «НИТА», Санкт-Петербург).
Как сообщает пресс-служба концерна, столь масштабный проект реализован в России впервые. Тем более что переход на управление воздушным движением с помощью новой отечественной системы - «Синтез-АР4» - по сведениям специалистов имеет стратегическое значение.
Из-за того, что действующий Центр не отвечал современным требованиям по управлению воздушным движением, а его оборудование критически устарело, возникла необходимость в создании нового ЦУП для обеспечения полноценного управления воздушным движением в условиях повышения его интенсивности.
Указом Президента России Концерн «Алмаз-Антей» был определен единственным поставщиком (головным исполнителем) в области разработки и создания перспективных систем и средств для аэронавигационной системы Российской Федерации.
«В условиях действующих в отношении Концерна санкций необходимо отметить, что решение Президента Российской Федерации, принятое в 2008 году, позволило создать при головной роли Концерна практически весь спектр оборудования, которое используется сегодня в аэронавигационной системе России. Хочу подчеркнуть: всё специальное программное обеспечение, используемое сегодня в поставляемой Концерном для ЕС ОрВД технике, - исключительно российского производства», - цитирует пресс-служба слова заместителя генерального директора концерна «Алмаз - Антей» по продукции для аэронавигационной системы и продукции двойного назначения Дмитрия Савицкого.
По его словам, в АС ОрВД предусмотрена информационно-техническая совместимость с автоматизированными системами всех пользователей воздушного пространства, а так же единой автоматизированной радиолокационной системы Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства, и иными военными автоматизированными системами управления.
При этом специалисты из Росавиации утверждают, что система ОрВД, разработанная концерном «Алмаз-Антей», является самой защищенной в мире от кибератак. В системе заложены самые современные алгоритмы и дублируется множество степеней защиты от взломов и хакерских атак.
Стоит так же отметить, что в новую систему включены выносные удаленные средства автоматизированного взаимодействия, расположенные на аэродромах Московской воздушной зоны, в том числе на командных пунктах аэродромов государственной авиации. Новый уровень взаимодействия позволяет значительно повысить эффективность и оперативность взаимодействия Московского центра с ВКС Российской Федерации и значительно упрощает обеспечение полетов государственной и гражданской авиации, как в обычном режиме, так и при проверках боеготовности ВКС России.
В настоящее время зона ответственности Московского центра управления воздушным движением распространяется над территорией площадью 720 тысяч кв. км в интервале высот 1500 - 12100 м. Помимо аэроузлов и аэродромов разных ведомств в контролируемой зоне расположены зоны ограничений и запретные зоны, полигоны танковых и артиллерийских подразделений, авиационные полигоны, а так же пункты запуска шаров-зондов. При этом протяженность зоны запада на восток составляет 974 км, а с севера на юг - 1038 км, а протяженность воздушных трасс составляет более 26000 километров.
Московский аэроузловой диспетчерский центр контролирует территорию и обеспечивает управление движением воздушных судов в радиусе 150-180 км от Москвы в нижнем воздушном пространстве.
Районный диспетчерский центр обслуживает территорию 18 областей России и имеет зону ответственности от Беларуси и Великих Лук до Республики Татарстан и от Вологды до границ Украины.
На сегодняшний день с использованием АС ОрВД Московского центра обеспечивается около 60% полетов воздушных судов над территорией России.
По количеству автоматизированных рабочих мест Московский центр управления воздушным движением является крупнейшим в Европе, а его резервная система - крупнейшей в мире системой управления воздушным движением.
По достигнутому уровню функциональных возможностей и автоматизации процессов Московский центр ОрВД является самой современной системой в классе автоматизированных систем высокого уровня, некоторые функциональные возможности которой не имеют аналогов в мире.
Новый центр значительно повысит пропускную способность воздушного пространства Московской воздушной зоны, что позволит увеличить интенсивность полетов и развивать аэропорты региона. Кроме того, командные диспетчерские пункты крупнейших аэропортов: Домодедово, Шереметьево и Внуково в ближайшее время будут оснащены новым перспективным оборудованием концерна, с помощью которого можно будеть обмениваться информацией с АС ОрВД.
Контракты на оснащение диспетчерских пунктов современными комплексами автоматизации находятся во ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», и их скорейшее внедрение обеспечило бы возможность увеличения интенсивности полетов с сохранением высокого уровня безопасности воздушного движения.
Концерн «Алмаз-Антей» совместно со стратегическими партнерами в последние годы разработали целый ряд инновационных технических средств, пришедших на замену морально устаревшей техники.
Входящие в состав Концерна предприятия поставили и внедрили сотни радиолокационных средств и систем, как в России, так и в зарубежных странах, а также оснастили целый ряд центров управления воздушным движением средствами наблюдения, связи и автоматизации. Полученный опыт может эффективно использоваться при модернизации аэронавигационных систем других государств.
Концерн ВКО «Алмаз-Антей» - основной производитель и системный интегратор системы ОрВД Российской Федерации. Концерн создал условия для обеспечения максимальной безопасности полетов и эффективности использования воздушного пространства во время проведения Саммита АТЭС во Владивостоке, Всемирной летней Универсиады в Казани и Олимпийских игр в Сочи.
Link