Ликбез. Буддизм: три коренных яда и склонности людей

Sep 07, 2007 07:26

Вот пришли некоторые мысли... В теориях я не спец, так что, если ошибаюсь где-то - поправьте.

1. Три коренных яда

Несовершенство (существа и его мира) обозначается в буддизме понятием клеша - омрачение, недуг, неправильность-поломанность-вывихнутость-ощущение непорядка... неудовлетворённость... Англ. affliction (недуг), vexation (беспокойство)...

Все клеши - омрачения - присходят, в конечном счёте, из неведения. То есть, в конечном счёте, нет зла (как и в христианстве: зло иллюзорно, не обладает подлинным бытием). Нет греха (как и в нагвализме): есть только глупость, неведение. Конкретнее - неведение существа о своей настоящей природе.

Лирическое отступление

Подобно "первородному греху" в Библии, который произошёл по незнаннию-глупости и тянется от первых людей, так и "буддийское" неведение - тянется с безначальных времён. Как и ум. Сколько ни заглядывай дальше в прошлое, начала не найти. Буддизм вообще не рассматривает вопрос, было ли начало и т.д. Можно сравнить это со словами Кастанеды, что мышление в понятиях начал и концов - это лишь один из возможных способов описания.

Итак, самый первоначальный, "коренной" яд - неведение. Он вырастает в три коренных яда, подробнее см. http://yogic1.narod.ru/orthodox.html (картинка - http://yogic1.narod.ru/images/3yada.gif).
Буддисты говорят, что источник страдания (отделённости, эгоизма) - изначальное неведение человека о своей природе. Это неведение - представление о себе как независимом существе - создаёт как бы ложную границу с остальным миром.
С одной стороны этой границы - привязанность к приятному, с другой - ненависть к неприятному. Это "три коренных яда" - неведение, привязанность и отвращение - которые устраняются осознанием своей природы - иллюзорности своего отделения.

Но "природа Будды" у человека - такая же иллюзия. То есть, думать о себе, что "внутри я Будда" - значит полагаться на такую же иллюзию, что и иллюзия отдельности. Буддист тоже может ошибочно понимать пустотность. Например, думая: "Мои поступки неважны, иллюзорны; главное, что внутри я Будда". На самом деле, человек - это не что-то воображаемое, будь то "Будда", "грешник", "святой", "победитель" или "неудачник". Поступки, которые реально совершает человек - вот реальность.

2. Тип человека, склонности и проблемы

Некоторые люди больше подвержены яду ненависти.
Некоторые - яду привязанности.
Некоторые - неведения. "Яд неведения" может ощущаться как замешательство, неясность, спутанность ума и т.д.
Хотя все эти три яда взаимосвязаны. На изображениях Колеса Сансары (или Колеса Бытия, Бхавачакра)
можно открыть по ссылке http://www.thangka.ru/gallery/gr_koleso_b.html
три яда иногда изображаются кольцом: один возникает из другого. А иногда изображают ненависть (змею) и привязанность (петуха или павлина, голубя) выходящими из пасти неведения (свиньи).
Итак, 3 яда связаны, но для практических целей можно сказать, что такое-то существо в данное время больше склонно к ненависти, или к привязанности, или к тупости.
Поэтому человек может обратить особое внимание на устранение того яда, которому больше подвержен (или, точнее, может устранять привычку подвергаться этому яду).
Немного о Тантре

Ваджраяна, или Тантрический буддизм - это те школы, которые добавляют к классическим буддийским понятиям особые методы. Идею этих методов можно описать так, что мы можем "всё уже знать", но продолжать вести себя "как всегда". :) Иными словами, одно дело - умом понять учения; другое дело - привычки вести себя определённым образом.
Попадая в некоторые ситуации, мы можем обнаружить, что все учения и благие намерения давно вылетели из головы, и мы снова ведём себя как последние идиоты...
Решением этой проблемы является перестройка привычек и вообще использование другого взгляда на мир.

Вот на днях подвернулись замечательные примеры:
о масках http://kattrend.livejournal.com/378683.html,
о превращении поведения http://kattrend.livejournal.com/378065.html
Неожиданное и непривычное поведение, решение и т.п. - через юмор, через вызов, через ярость без гнева и пр. - наверное, ключ к перестройке поведения вообще. (Какую психотерапию ни возьми - от Милтона Эриксона до симоронщиков.)
В Тантре используются образы просветлённых существ: мирные, яростные и радостные.
Лирическое отступление. Различие "ярости" и "гнева"

Иногда говорят "гневные Божества", но тогда непонятен термин "гнев".
Я предлагаю понимать "гнев" (anger) как проявление ненависти.
А "ярость" (wrath) - как чистую энергию, направленную на изменение; в том числе - устранение препятствий.
Когда уместно её применять - см. учение о 4 действиях Будды. (На досуге, возможно, напишу об этом.) Ярость, но не гнев.

Говорят, что людям, склонным ко гневу, проще помогает практика яростных божеств (т.е. Бодхисаттв в яростном проявлении).
Склонным к привязанности помогает практика радостных божеств.
Склонным к спутанности сознания и замешательству - практика мирных (спокойных) божеств.
Иными словами, чтобы прояснить свой ум от смутности и неведения, нужно развивать спокойствие.
Насколько я понимаю идеи буддизма, сосредоточение - это практически то же, что и спокойствие.

Тантра, омрачения, буддизм, слова и явления

Previous post Next post
Up