Басенки и побасёнки о жизни психолога в Израиле. Начало по тэгу "особенности работы психолога".
История про то, как я изменила клинической психологии с судебной.
Итак, судья устал от игр экспертов в кошки-мышки и вызвал в суд в качестве психолога-эксперта лично меня, официальным решением суда. "Пусть тогда она придёт и даст показания под присягой". Это был новый опыт, и меня больше всего интересовали три вопроса:
1) Кто заберёт детей из детского сада, если я задержусь в Тель-Авиве и не успею вернуться с заседания в город, где живу, вовремя?
2) Кого из супервизоров расспросить, кто может мне внятно и чётко рассказать, что и как происходит на этом перекрёстном допросе?
3) ЧТО НАДЕТЬ?
Третий вопрос был самым главным. Ближневосточная манера одеваться выглядит примерно так:
А в суд с голыми руками-ногами, в майке и шортах, являться нельзя. Конечно, нельзя не отметить, что возможность ходить в чём хочешь имеет свои неоспоримые преимущества при температуре воздуха +35.
Люди в ботинках и куртках обычно - местные, люди в шлёпках - туристы, арабские женщины покрывают голову и носят традиционную одежду:
Опять же, Тель-Авив имеет свою специфику, не в каждом городе устраивают "водную войнушку" среди взрослых, как здесь:
или фестиваль боди-арта посреди города:
Опять же, наличие пляжа в городской черте является, на мой взгляд, огромным преимуществом (надеюсь, вы узнали это здание):
Но пляжные зарисовки совершенно не продвигали меня в направлении ответа на вопрос, где взять чёрный официальный костюм с белой блузкой, в котором я была обязана явиться в суд. Дело в том, что тут на чёрные официозные одёжки нет спроса, они не продаются и искать их в магазинах бесполезно. НЕТУ.
Пляжная жизнь Тель-Авива делится на гетеросексуальную и гомосексуальную,
Все фото из интернета, автор не я,
Девушки так называемого "средиземноморского типа"
Пальмы, само собой:
И местная специфика в виде мужских пляжей:
Но в таком виде, как вы сами понимаете, в суд не ходят.
Для баланса, на фото ниже - израильская модель, Варвара Александровна Палей, здешнее имя
Бар Пали, Bar Paly.
Ценители модельного жанра, фото для вас:
В общем, пришлось мне доставать чёрный костюм, в котором я защищала диссертацию кандидата психологических наук в 1998 году, перетряхивать его, лежавший семь лет без дела, и благодарить судьбу за то, что когда-то привезла костюмчик, чёрный с изумительными пуговицами серебра с чернью, в багаже с собой.
Детей пообещала присмотреть подружка.
Супервизоры прямо говорили, что заключений в нижнюю инстанцию писали сколько угодно, а вот на перекрёстном допросе (имеется в виду сross-examination - вид допроса свидетеля в суде, в ходе которого вопросы свидетелю могут задаваться любой стороной, участвующей в деле) под огнём любых вопросов стояли всего трое (из двадцати).
Один супервизор сказал мне:
- Да говори что хочешь. Всё равно умение только с опытом придёт, все когда-то начинали.
Вторая сказала:
- Настройся на то, что ты его провалишь и всё сделаешь не так. Судья обязательно выразит тебе недовольство тем, что ты обтекаемо говоришь: у тебя психоаналитическая подготовка и тебя дрессировали на то, чтобы отвечать уклончиво и неопределённо, чтобы ненароком не создать установку у пациента, а в суде ты должна отвечать или да, или нет, мы для этого не созданы.
Третий был единственным, кто высказался по делу:
- Крыть им твои аргументы нечем, поэтому громить будут лично тебя. Наплюй, таковы правила игры. Вопросов мы не знаем, но можем предугадать, на чём они построят нападение:
Ты молода, - первый вопрос будет про то, считаешь ли ты, что мизерный стаж и более чем скромный опыт достаточен для подготовки такого ответственного заключения по рецидивисту. Отвечай что хочешь.
Ты училась за границей, - второй вопрос будет про то, считаешь ли ты достаточными свои знания для работы психологом в Израиле. Отбивайся тем, что ты не только училась, но и работала почти пять лет в Тель-ха-Шомер, наипрестижнейшем государственном госпитале, и считаешь уровень знаний, который он даёт, достаточным.
Ты училась на клинического психолога, а не судебного, это не твоя специализация. Отбивайся фактами, что курс судебной психологии проводился последний раз пять лет назад для членов профсоюза и длился две недели, и тебе негде было поучиться при всём твоём желании.
Ты написала заключение вдвоём, а не одна, - к этому они тоже наверняка придерутся. Придумай, что им сказать в ответ.
Иврит не твой родной язык, - выводы о некачественности твоего заключения будут строить и на этом тоже. Говори что хочешь, у тебя свободный иврит. Но помни, - тут не Европа, и у юристов здесь считается хорошим тоном цитировать изречения не из латыни, а из арамейского. Ты арамейский не знаешь. Но блеснуть чем-то надо, это убедит, что твой иврит великолепен. Поэтому держи два листа пословиц и поговорок на иврите, это подарок от меня. Вызубри их и вставляй к месту. Говорю тебе как супервизор - у тебя не русский, а аргентинский акцент, но то, что ты не носительница языка, выдаёт не это, а литературно бедная речь. Чуткое ухо слышит отсутствие парафразов и цитат. Вставляй в свою речь эти поговорки, и никто не заподозрит, что ты узнала здешний алфавит в 25 лет. И, к слову, пословицы в красноречивых выступлениях экспертов любят судьи любого возраста.
Что делать с нервами, когда они начнут плясать, он мне ничего не сказал. А зря. Потому что нервы как раз и подвели.
Продолжение следует.
Полная стенограмма тренинга "18 дурацких правил", участникам которого я рассказывала свои басенки и побасёнки, есть в Лиге психотерапии на Пикабу:
http://pikabu.ru/story/18_duratskikh_pravil_galapost_po_itogam_treninga_v_lige_psikhoterapii_5014912 Узнать больше об авторе историй можно на официальном сайте
http://olga.co.il/obo-mne/vebinary.html