Здравствуйте,
Если сообщество не будет возражать, то хотела бы рассмотреть вопрос общего плана. А именно: почему в психологии нет раздела посвященного религии? я имею в виду не секты (это в психологии освящается), а религию.
Поясню, есть отдельные направления психологии - возрастная, детская, семейная и т.д, но раздела религиозной - нет. Например. если набрать в интернет-поиске запрос «возрастные кризисы», то будет достаточно много ответов, но если набрать что-то вроде «личностный религиозный кризис», то будет 0 ответов, хотя эти кризисы существуют и свои особенности у них тоже есть.
Если взять другие дисциплины, то в философии много уделяется внимания религии, дельные социологические обзоры видела, вот пример
Николай Митрохин - социолог и историк, публицист, исследователь Русской православной церкви
http://www.proza.ru/2013/06/15/1725видела дельные психиатрические статьи вот пример:
Как на грех уныния смотрит психиатрия. врач-психиатр, доктор медицинских наук, профессор ПСТГУ Василий Глебович Каледа
https://www.miloserdie.ru/video/kak-na-greh-unyniya-smotrit-psihiatriya/Но про религию в психологии я читала скорее только лишь частные мнения, описывающие скорее жизненный опыт психолога, чем статистику, вот пример
http://www.pravmir.ru/s-kem-ya-na-samom-dele-vstrechayus-kogda-vizhu-v-nebe-kulak/Т.е. нет ни статистики, ни каких-то общих теорий. Повторюсь, в психологии разве что подробно, с конкретными рекомендациями и т.д., разбирают вопросы сектоведения, но это очень мало. Тем-то в религии много, причем именно психологических:
- например то, как коррелируют личностные черты человека с выбранной им религией, причем корреляция есть, правда пока о ней можно судить больше со статистических сторон. Например, в упомянутом выше социологическом обзоре упоминается, что среди протестантов почти нет пьющих, а среди православных - такие есть.
Или вот:
В «Новой криминологии» Макс Шлап и Эдваирд Смит говорят о том, что уже два поколения людей, занимающихся криминальной статистикой, обнаружили что люди, не относящиеся ни к какой религиозной конфессии, составляют одну десятую процента от всех осужденных.
Штайнер и Шванкара исследовали Канадские тюрьмы и обнаружили в них 1294 католика, 435 англиканцев, 241 методиста, 135 баптистов и 1 последователя унитарной церкви.
http://ibigdan.livejournal.com/11277537.htmlВопрос к психологам - почему?
- или желание людей изображать святых в виде своей расы:
Святая троица (северные индейцы)
http://gorizontsobytij.ucoz.ru/publ/sushhestvujut_li_indejskie_ikony/10-1-0-407Распятие (африка)
http://ttolk.ru/?p=1461и у нас тоже можно встретить иконы Иисуса с голубыми глазами.
Почему?
- вопросы перекладывания ответственности за судьбу, с которыми тоже постоянно сталкиваются верующие. О чем есть известная молитва:
«Господи, дай мне спокойствие
Принять то, что я не в силах изменить,
Дай мне мужество изменить то, что могу,
И мудрость отличить первое от второго.»
-вопросы фарисейства в поведении, о которых тоже постоянно пишут на религиозных сайтах, последний мной прочитанный пример вот здесь, о том, как женщину выгнали из храма (во второй половине статьи)
http://www.pravmir.ru/usopnut-no-ne-umeret/Опять же вопрос к психологам - где общая теория, объясняющая такое поведения?
- если же именно про кризисы, то есть стандартный период неофитства, который длится несколько лет и его протекание судя по всему сильно зависит от предыдущего жизненного опыта. В этот период люди тянутся к строгости.
Например, вот интервью актера Ильи Любимова, который расскахывает про свою «беспутную» жизнь до крещения и то, как он сильно изменился после, особенно делая упор в интервью на целомудрии (стр 15 и далее)
http://7days.ru/caravan-collection/2012/12/ilya-lyubimov-tridtsat-pyat-shagov-k-beskonechnosti/И такой же стандартный кризис где-то в 14-15 лет после воцерковления, когда люди начинают тяготиться строгостью и перестают держать посты, читать молитвы и т.д.
Стандартное описание этого кризиса можно прочитать в книге «уйти по воде»
http://www.livelib.ru/work/1000931501Ну или вот ,совсем недавнее:
Этого паренька я знаю с детства. Мой бывший ученик. Талантливый. Заботливый. Верующий. Невесту он еще не нашел, однако знает, что ему нужна девушка добрая и веселая.
Только одно условие - не православная. Она не должна ходить в церковь. Желательно - вообще из нерелигиозной семьи.
http://www.pravmir.ru/postnyie-litsa-ispugannyie-glaza-vinovatyie-vzglyadyi-eto-pravoslavnyie/Но это мои личные наблюдения, в психологии , как я выше написала, понятия «личностный религиозный кризис» нет вообще.
- или еще можно добавить про то что на кризисы влияет то факт, что Бог является значимой фигурой и это накладывает отпечаток.
Цитата:
Примерно так же у глубоко верующих людей возникают так называемые “хульные мысли”, когда в храме, помимо воли, в голову лезут ругательства в адрес святых. Иногда такие прихожане начинают считать себя величайшими грешниками или даже бесоодержимыми, но опытные священники разъясняют, что это просто одна из особенностей загадочной человеческой психики - парадоксальная психологическая реакция по отношению к эмоционально значимым душевным ценностям.
http://ru-psychiatry.livejournal.com/606348.htmlСкажем, у почти любой женщины есть два желания - выйти замуж и родить ребенка, а как иногда замечают:
Соблюдать православные традиции нелегко. Отец Иоанн Крестьянкин советовал: до того как влюбиться и жениться, дружить три года, чтобы узнать друг друга. Но если бы я этому следовала, то тогда вообще замуж не вышла бы.
http://7days.ru/caravan-collection/2015/8/mariya-golubkina-vse-srazu/9.htm#ixzz3iKVOIZ3vИ соответственно, когда женщина понимает, что ее шансы создать семью при соблюдении религиозных правил малы - случается религиозный кризис, знаю это по своим знакомым. Другой, не меньше по силе кризис случается, когда семья все-таки получилась, но возникли сложности с деторождением..
И люди ведь пишут про свои кризисы, например серию постов написала Наталья Холмогорова, которая после кризиса ушла из церкви. Читать ее посты сложно, там много негатива, но тем не менее - спасибо, честно описала свой опыт.
Т.к. у нее несколько постов, то вот общий список:
http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=74974&order=asc То есть в общем у меня складывает такая картина:
1) Про секты - пишут
2) сами верующие ценность психиатрии и психологии признают:
пример1:
В. Каледа: От того, насколько священник разбирается в этой сфере, зачастую зависит, как я уже сказал, жизнь и судьба человека. Приведу один пример. Не так давно, около трех лет назад, прошла информация о многочисленных случаях подростковых самоубийств. В то время ко мне обратился священник, который рассказал, что к нему на исповедь ходит молодой юноша, имеющий суицидальные мысли. .. Его госпитализировали в нашу клинику и тем самым спасли.
http://www.patriarchia.ru/db/text/4122301.htmlпример2:
К сожалению, «с внутренней честностью именно у православных слабовато» (Майя Кучерская). Кроме алекситимичности, причиной неосознавания таких чувств, как гнев, раздражение, недовольство, зависть, ревность, обида и т.п. является конфликт этих неблаговидных чувств с религиозными убеждениями о том, что такие чувства являются грехом. Не хватает личностных сил выдерживать такой конфликт, то есть честно признаваться себе раз от раза, что я - благочестивый христианин - действительно все это испытываю. И тогда одна из сторон конфликта вытесняется в бессознательное - человек просто не осознает, что он чувствует, и тогда для сознания нет конфликта - нет проблемы.
http://www.pravmir.ru/podmenyi-kak-prepyatstvie-dlya-vstrechi-so-hristom/ 3) но вот со стороны психологии к религии я не вижу интереса.
Ну, иногда какие-то эксперименты ставят. Например
Азим Шариф из Университета штата Орегон (США) и Ара Норензаян из Университета Британской Колумбии (Канада) обнаружили, что способность лгать зависит от того, в какого Бога верит человек: мстительного и карающего или любящего и всепрощающего.
http://science.compulenta.ru/606630/и там даже упомянут какой -то International Journal for the Psychology of Religion.
Но по поиску в русскоязычном интернете я не вижу ничего ни про теории в религии, ни про статистику и т.д. Ни книг, ни монографий, ни диссертаций и т.д. Во всяком случае, я их никогда не видела. Или еще как пример: я живу в Петербурге и у нас есть относительно известный «Иматон», который ведет тренинги на психологические темы и вот я просмотрела список тренингов за несколько месяцев - и там ни одного по озвученной мною теме. Думаю, что в других местах аналогично. Почему?
p.s. если модераторам покажется, что где-то есть реклама (хотя это не было моей целью) - уберу те ссылки, которые вызывают сомнение. Исходно ссылки на первоисточники поместила в пост для того, чтобы мои цитаты можно было сразу проверить.