"Первое сентября" уходит со школьного двора. С точки зрения психолога

Jun 14, 2014 12:15



С 30 июня газета "Первое сентября" уходит от своих читателей. Социальные сети полны грустью, но не сказать, чтобы недоумением. Самая умная газета, основанная гениальным педагогическим журналистом Симоном Соловейчиком, ныне оказалась "не ко времени". "Она была рождена в другие годы и для другого; в этом ее мощь и ее уязвимость. Как и все мы - те, кто всерьез выбрал «ПС», заново родившиеся в начале девяностых, - она явилась на свет на волне веры в то, что историю можно направить, свершить, уйдя от советского опыта тотальной директивности; разумным, мирным словом можно изменить школу и учителя, опереться на лучшее в каждом - на человеческое в человеке" - несколько со стеснительной интонацией объясняет редакция газеты.

Чтобы понять "куда ушли со школьного двора" читатели "Первого сентября" обратимся к сути последних изменений в нынешней российской школе. Вспомним о едином учебнике истории, дискуссию о школьных сочинениях, которые видятся нашим думцам отнюдь не школой стиля, а совокупностью правильных мыслей по принципу У-2 из фильма "Доживем до понедельника" "угадать и угодить". Наши "технари" возмущаются тем, что никто не хочет поступать на их кафедры, потому, что "ничего не знают", а промышленники всерьез рассуждают о бессмысленности высшего образования, которое вовсе не нужно тем, чья судьба всю жизнь быть приставкой к умным приборам (увы, не нами изобретенным).

Недавно во Владимире ректор МГУ Садовничий сказал, что вуз должен учить студентов думать. Вынуждены поспорить с академиком - если ребенок не научился думать в школе, в вузе думать он, увы, не научится, а будет требовать от профессора (знаем по собственному опыту) "готовых" однозначных решений. А мышление (и это азбука психологии" возникает ТОГДА И ТОЛЬКО ТОГДА, когда однозначного ответа НЕТ, когда возникает проблема, риск, неоднозначность. То есть то, что ныне как раз всеми силами изгоняется из школьных стен.

Очень точным лакмусом нынешней тенденции обессмысливания современного образования (кстати, теория личностных смыслов А.Н.Леонтьева была одной из вершин советской психологии) является отношение школы и, особенно, государства, к интернету. Свидетельствуем - ни одна из последних попыток оградить детей от "всемирной паутины" и "вылечить их от интернет-зависимости" НЕ ОСНОВАНА на серьезных научных данных, полученных на территории России. А в основе этих ограничений лежит только страх, что учитель (родитель, государство) не смогут в информационном обществе заставить детей жить в том мире, который это самое государство, учителя и прочие "гегемоны" считают правильным.

На последних Соловейчиковских чтениях (не знаем, состоятся ли они в этом году) наши попытки вызвать у учителей дискуссию о "рискованных" темах даже нынешней "выверенной" программы вызвало тревожную реакцию с их стороны. Видимо, как трактовать "профессию" Сони Мармеладовой, каторжные сроки декабристов учителя не получали. Были так же сомнения, не является ли тест Тьюринга скрытой пропагандой гомосексуализма.

Для нас газета "Первое сентября" была как раз теми "семью ветрами", которая каждой своей статьей врывалась под беликовское ватное пальто, в которое все более и более запахивалась наша педагогическая "общественность". Боимся, что без "Первого сентября" торжество "людей в футляре" может стать более скорым и тотальным. Но вряд ли долгим.
Previous post Next post
Up