Психическое развитие в картинках 4

Sep 10, 2013 16:00

Продолжение. Начало здесь, здесь и здесь.

ʘ Первая разлука девочки двух лет с родителями. На третий день она, прижав к себе плюшевого мишку, провела все утро у окна, высматривая на улице своих родителей. Она становилась все печальнее, а затем почувствовала физическое недомогание и потому с облегчением согласилась пойти в кровать. Она устало поднималась по лестнице, волоча за собой медвежонка, и можно было слышать, как она утешает его: «Бедный Мишка, он такой больной, бедный, бедный медвежонок» (Сборник «Клинические лекции по Кляйн и Биону»).

Совершенно уникальный случай совместного использования ребенком двух переходных явлений - переходный объект по Винникотту и эгоцентрическая речь по Выготскому. Максимум обращения ребенка к эгоцентрической речи приходится на 3 года, - как и минимум обращения к переходному объекту. Тогда же, в 3 года, достигается и константность объекта. Девочка на пороге этих сдвигов…
  Успокоительный процесс девочка начинает с молчаливого прижимания к себе плюшевого мишки (строго по Винникотту). Не вполне помогает. Какие-то внутрипсихические процессы провоцируют соматические нарушения, одновременно «разрешающие» укрыться в кровати - очевидно, с мишкой.
  Однако на пути к кровати происходит еще одна перемена: девочка мобилизует эгоцентрическую речь, т.е. применение (по своей воле и в отсутствие мамы) маминых слов, управляющих поведением девочки. Но применяет она эти мамины успокаивающие команды не к себе непосредственно (как можно было бы ожидать по Выготскому), но к плюшевому мишке (чего, напротив, нельзя было бы ожидать по Винникотту).
 

психоанализ

Previous post Next post
Up