Возможно, тема достаточно узкая, потому что она - про две крайности, с которыми психологам редко приходится иметь дело. Одна достаточно хорошо изучена, о другой же практически ничего не говорится, потому что она попадает в слепую зону психологии как науки.
Два аспекта нормы в психологии
Каждый человек уникален, но в социуме действуют свои законы. Благодаря им распределение людей по разным параметрам остаётся неизменным. Как правило, это нормальное распределение, оно описывается функцией Гаусса, имеющей вид колокола. В центре - область средних значений, которая и считается нормой, именно с ней приходится встречаться чаще всего. По краям - экзотика, или отклонения от нормы. Например, стулья в кафе рассчитаны на норму, и если средний рост человека - 1,65 м, то обычно люди не жалуются, что сидеть на них неудобно. Но это не означает, что таких людей нет, просто их мало, и они заполняют собой края распределения.
Психология имеет дело с нормой в двух смыслах. Во-первых, каждый человек, обращаясь к психологу, хочет прийти к норме, что бы она для него ни означала. Да и сама психология старается вернуть человека к некоторой золотой середине, когда он не агрессивен, но и не даёт себя в обиду, живёт для себя, но охотно помогает другим, благожелателен, но не навязчив - и так далее. В среднем люди в развитом обществе именно такие, и именно близость к усредненному значению является залогом их успешной социализации.
Но есть и другой аспект проявления нормального распределения. Психологам важны не столько физические параметры человека, сколько свойства его ума и особенности эмоционального восприятия, и эти специфически человеческие качества также распределены среди разных людей по нормальному закону. Середина этого распределения и есть область компетенции психологии. Иначе говоря, психология имеет дело с усреднённым, то есть, в общем-то, нормальным человеком.
Всё было бы намного проще, если бы психологи знали, что такое человек. Но поскольку ответа на этот вопрос у них нет, а два края у распределения Гаусса имеются всегда, придётся как-то изворачиваться, если мы хотим понять, кто попадает в “хвосты” распределения слева и справа.
Два исключения
Понятно, что у среднего человека средняя восприимчивость и впечатлительность, средняя гибкость и подвижность ума. Если эти качества в должной мере не проявлены, человеком занимается медицина (случаи органических нарушений) или патопсихология. Это левая часть распределения, и с ней, всё более или менее понятно.
С правой частью возникают сложности. Есть определённая группа людей, которые не вписываются в общество даже если у них, казалось бы, всё хорошо. У таких людей часто возникает ощущение, что жизнь их отторгает, выталкивает, им бывает трудно встроиться в социум по единственной причине: им просто не интересно то, чем живут остальные. Мир кажется им тюрьмой, откуда они ищут выхода. Среди таких людей бывают успешные, и удачная карьера здесь ни о чём не говорит.
В чём причина, сказать сложно, прямая экстраполяция в сравнении с левой частью здесь будет слишком грубой. Такие люди воспринимают всё глубже, они более ранимы, и поэтому в детстве на их долю выпадает больше травм. Но вряд ли всё можно списать на интенсивность тех или иных качеств, видимо, специфическое восприятие мира всё-таки является врождённым, и здесь, что ни говори, видится некая тайна.
Эта группа людей, назовём их искателями, не проявляет какой-либо патологии. Формально они ничем не выделяются среди прочих с аналогичными проблемами, травмами и комплексами, но психологи и психотерапевты не могут помочь им по вполне объективной причине. Работа психолога сводится к возвращению людей к “норме”, но в данном случае проблема в том и состоит, что люди, о которых мы говорим, воспринимают эту норму как источник своего дискомфорта. И это не установка ума, а внутреннее видение реальности, что принципиально делает невозможным решение их главной проблемы на уровне психологии.
Психолог устраняет у пациента неадекватность восприятия реальности, и таким образом помогает восстановить гармонию отношений с миром. Но искатель тем и отличается, что острее видит некоторые аспекты реальности, поэтому его видение в каком-то смысле является более адекватным. Гармоничным его, конечно, не назовёшь, но именно этот диссонанс толкает людей к поиску, который часто называют духовным.
Такой поиск выводит за привычные границы мира. И в этом поиске, кроме искателей, толкается куча народа, жаждущего обладать некими сверх-способностями и добивающегося всё той же власти, денег и славы. С другой стороны, многие люди, которых угораздило родиться с искательским “дефектом”, насмотревшись на пёструю толпу эзотериков и любителей восточного колорита, так и не приходят к духовному поиску, В ортодоксальной религии они тоже не удерживаются, потому что одной верой сыт не будешь, а убедить себя в том, что человек приближается к Богу, читая молитвы по молитвослову и соблюдая посты, у них не получается. К сожалению, большинство таких людей до конца жизни чувствуют себя неприкаянными и нереализованными, а кто-то просто спивается.
Единственное решение, позволяющее им раскрыться в полной мере - это найти Путь. Правда, первое, с чем приходится сталкиваться на Пути - это всё те же психологические проблемы, без решения которых невозможно продвинуться дальше. Но про специфику психологии в этом направлении и сложности, поджидающие человека в самом поиске, следует уже говорить отдельно.
Свободная дискуссия - на усмотрение модераторов