Добрый день! Долго думала, писать запрос или нет, но переживаю о ситуации и не могу прийти к решению.
Вкратце: подозреваю, что у подруги детства шизофрения или что-то подобное. Ей 42 года, мать-одиночка, двое детей-подростков, живёт далеко от меня в городе, где я росла. Общаемся часто по телефону, СМС, а видимся не чаще раза в год, когда я приезжаю в тот город. Я уверена, что о возможном заболевании она не задумывается и не подозревает, но со стороны выглядит так, что её искажённая реальность может быть опасной для неё и детей. Думаю, стоит ли вмешаться и если да, то как?
Детали ниже. Я очень старалась покороче и многое урезала, но всё равно получилось длинно.
Мы дружим уже 30 лет и много лет были очень близки, хотя последние 24 года я жила далеко от неё. Видимся очно мы только тогда, когда я приезжаю в гости в город, где жила в детстве и где она живёт до сих пор, так как она сама боится путешествовать и особенно предвзято относится к большому городу, в котором я живу. При этом, при каждой встрече или телефонном разговоре мы обе говорим всегда очень откровенно и так, как будто продолжаем вчерашнюю беседу.
Последний год мы регулярно общаемся по телефону и СМС. В основном инициирует она. Чаще всего, она пишет мне в такие моменты, когда ей тяжело или происходят какие-то отрицательные события, и я начала замечать некоторую периодичность этих звонков. Примерно раз в 2-3 недели она пишет мне какое-нибудь короткое и не совсем разборчивое сообщение в катастрофическом ключе. Что-то типа: «Мне уже 3 месяца нечем платить за электричество, и его отключили. В холодильнике пусто, мне нечем кормить детей.» или «Дочь сказала школьному психологу, что у нас в доме абьюз, и завтра придёт инспекция. Уверена, что у меня отберут детей.»
Я, как правило, реагирую на это очень остро, сразу пишу или звоню в ответ, задаю вопросы, пытаюсь разобраться и предлагаю разные решения или свою помощь. Трубку она обычно не берёт, но активно отвечает на сообщения и делится деталями. Как правило, картина всегда остаётся не до конца ясной, в потоке СМС какие-то из моих вопросов она пропускает или отвечает так сбивчиво и сумбурно, что я не могу до конца разобраться, но ситуация действительно выглядит плохо. Конкретика всегда разная, но повторяющиеся общие темы -катастрофическая бедность, очень плохое состояние здоровья подруги, происки бывшего мужа с попытками наслать на подругу различные службы защиты детей, и (в последнее время) проблемы в отношениях с детьми.
Пример: где-то 3 недели назад подруга написала, что придёт инспекция от службы защиты детей, чтобы проверить жилищные условия и пригодность подруги быть матерью. Было не на 100% ясно, но вроде бы толчком послужили слова старшей дочери (14 лет) школьному психологу, что младшая дочь (12 лет) дома бьёт мою подругу (!), а также тот факт, что уже ранее бывший муж неоднократно писал кляузы на подругу в эту же службу. Подруга писала мне истерические сообщения о том, что состояние её жилья аварийное: за неоплату отключили отопление (у них тогда ещё было холодно), в большой комнате в окне выбито стекло и заливает дождь, поэтому пол прогнил и по стенам растёт плесень. Денег нет даже на банку краски, чтобы по-быстрому закрасить плесень на стене (мою финансовую помощь она, как всегда, отклонила). Сто процентов, что условия сочтут слишком опасными и детей отберут, но может это и к лучшему, так как состояние здоровья подруги очень плохое и ей тяжело обслуживать себя и детей.
Как реально обстоят дела у неё дома, я не знаю. В последний раз, когда я приезжала в родной город прошлым летом, подруга не пригласила меня к себе, сказав, что там очень плохо, и ей стыдно меня туда приводить. Встретились в кафе.
Про проблемы со здоровьем подруга говорит мне уже, наверное, последние 18 лет. Симптомы странные, будто мышечно-неврологические, и она много лет ходит по разным врачам (невролог и т.п.), но диагноза пока нет. Одно время предполагали рассеянный склероз, но, как я поняла, диагностические тесты это не подтвердили, МРТ показала «чистые» снимки. Кто-то из врачей говорил ей, что она ищет внимания и проблема у неё в голове. Я всегда верила подруге и предлагала помочь найти врачей в моём городе, даже оплатить обследования и т.п., но она всегда отказывалась. Тем не менее, в последние годы, по её описанию, здоровье у неё сильно ухудшилось. Когда я её видела прошлым летом, внешне не заметила ничего особенного, кроме плохого состояния кожи. Но подруга говорит, что еле волочит ноги, одна нога, якобы, почти полностью немая, очень мало энергии, забывает слова и плохо соображает, ест исключительно здоровую пищу, но тем не менее всё время полнеет (она и правда полная, но не катастрофически) и т.п. В общем, целый сложный букет.
Так вот, возвращаясь к общей картине. После где-то недели общения в таком паническо-упадническом ключе, подруга на время пропадает. Если я пишу с вопросами, как разрешилась ситуация и как у неё дела, подруга пишет, что на удивление, всё как-то утряслось и вообще-то всё не так плохо. Например, в последней ситуации с инспекцией, она сказала, что инспекция пришла и похвалила подругу, как чисто и аккуратно у неё дома, и в очередной раз заключила, что подруга хорошо справляется с обязанностями родителя. «Странно,» говорит, «что они даже не заметили плесень.»
После такого неожиданного поворота, через какое-то время подруга пишет мне о каких-то положительных, обнадёживающих событиях. Например, после вот этой истории с инспекцией, она прислала мне линк на свой новый интернет-магазин, где она будет продавать люксовые травяные чаи. Оказывается, она уже несколько месяцев работала с фирмой в Индии, которая задёшево сделала ей сайт и помогла разработать брэнд, и теперь она будет продавать травы, которые ей самой очень помогают с её мышечными симптомами. И в первый день торговли поступило заказов на $500, так что подруга очень обнадёжена, что этот бизнес изменит её жизнь.
Я посмотрела сайт, действительно очень профессиональный, хотя сам этот бизнес, оказывается, типа dropshipping, что чревато разными подводными камнями. Но дело не в этом. То есть, приблизительно в то же время, как подруга мне описывала в чернейших тонах, что у неё нет денег даже на еду и краску для стены, она работала с брэндинговой компанией над этим бизнесом. Как-то не состыкуется всё это.
Я сначала думала про БАР. В моём обывательском понимании, цикличные скачки в настроении и восприятии могут объясняться этим. Но пару дней назад подруга написала мне, что она находится в кабинете врача. Странно опухла и зудела ступня, и ультразвук показал, что там внутри типа гнезда крохотных пауков. Врач сказал, что дело житейское, просто надо вырезать. Оказывается, подруга была за городом, сидела весь вечер босиком у костра. Она не в джунглях живёт, конечно, а в северной части Канады. Подруга делилась всем этим во вполне свойственном ей ещё с юности стиле, с самоуничижительным юмором, мол, ей нужен будет лошадиный транквилизатор, чтобы не сойти с ума от вида этих пауков и т.п.
Я потом начала гуглить, насколько часто такое бывает, что пауки как-то окапываются и делают гнездо в человеческой ноге. Всячески искала. Ноль результатов. Зато когда я погуглила «шизофрения и насекомые», вот тут первый результат - дерматозойный бред: бредовое убеждение, что насекомые или другие паразиты залезли под кожу. К слову, у подруги в юности дядя покончил жизнь самоубийством. У него была шизофрения и он жил в том же городе, но вёл полумаргинальный образ жизни и с родственниками не общался.
Я, конечно, не могу сказать, шизофрения это или там, шизоаффективное расстройство или что-то ещё. Но я переживаю, потому что в последнее время в «отрицательной фазе» подруга говорит реально страшные вещи, типа что младшая дочь гоняется за ней с ножом, либо что квартиру конфискуют за неуплату ипотеки, и подруга останется на улице с детьми. Я не знаю, что там реально, а что нет, да и вообще что у них там дома происходит. Но если подруга часть времени видит очень искажённую реальность, вдруг она наломает дров? Ведь, наверное, правильно подобранное лечение могло бы сильно помочь ей...
Вопрос: Я думаю, если я ей скажу о своих опасениях, она просто перестанет со мной чем-либо делиться. Но я думала, может позвонить её сестре или матери (я обеих знаю неплохо с детства, но обычно мы не пересекаемся) и как-то осторожно спросить, что реально происходит у подруги дома? Все ли в безопасности, не нуждается ли подруга, не замечают ли они странностей? Или это предательство подруги? Или просто это не моё дело... А может предательство - это раз за разом выслушивать, сочувствовать, и ни разу не сказать честно, что я думаю... Как бы вы поступили на моём месте?