Красавица и Чудовище - Стокгольмский синдром или все-таки сказка про любовь

Mar 16, 2021 11:44

Доброго дня, уважаемое сообщество=))
Я понимаю, что мне далеко до тонких психологических разборов литературных произведений, но есть у меня в голове одна мысль, и я, как говорится, "ее думаю" (с).

Read more... )

&размышления, &любовь, свободная дискуссия, &литература/кино/искусство

Leave a comment

3_14pi March 16 2021, 09:12:40 UTC
"Аленький цветочек" у Аксакова это сказка о том, что внешность в человеке это не самое главное, что настоящая любовь опирается на внутреннюю красоту, и по-настоящему счастлив тот, кому дано это понять и пережить. Это одна из "вечных" тем, потому сказка так популярна, но в наш циничный век, отменяющий одну ценность за другой, становится популярным обесценивать глубокие чувства, а не стремиться к ним. Для меня те, кто видят в сказке стокгольмский синдром, похожи на тех самых сестёр. Не имея возможности видеть и испытывать настоящую любовь, они хотят, чтобы люди верили, что её вообще нет.

Диснеевский вариант, кстати, он всё же тоже про любовь, просто американцы, как всегда, сделали историю более плоской и эмоционально драматичной. Если в фильме нет кульминационного момента, когда тикающую бомбу отключают в последнюю секунду, то зрителю становится просто не о чем переживать, хотя все и так знают, что конец будет хорошим.

Reply

khulinich March 16 2021, 09:48:27 UTC
Я никогда не думала о сказке как об истории про стокгольмский синдром, но меня сильно смущает, что она ведь полюбила это чудовище, не разглядев его среди других женихов, а будучи с ним в вынужденной изоляции, в несвободе, подкрепленной угрозой казнить отца.

Reply

saint_fendulij March 16 2021, 10:01:44 UTC
Ну ведь сложно по одному взгляду сразу сказать: вот, вот его я люблю!
Они прожили вместе три месяца, сдружились. И, если так посмотреть, она могла, увидев Чудовище, умирающее от тоски возле розовых кустов, пожать плечами и сказать: "Что ж, его выбор, я буду жить дальше".

Reply

khulinich March 16 2021, 10:39:11 UTC
Ну вот представьте, что ваш отец говорит - доченька, теперь ты будешь жить в той подзаброшенной квартире с ужасным мужиком, иначе он меня убьет - я у него деньги украл. Ну как-то не очень похоже на начало большой и светлой любви. И все послабления типа возможности поехать к отцу героиня получила, только демонстрируя хорошее отношение к чудовищу. Что довольно сложно, если тебя удерживают насильно и угрожают смертью твоему отцу. То есть выбор-то у нее не сильно большой был - либо продолжать его бояться и жить так неограниченное количество времени, либо наладить контакт и улучшить условия. Если бы она просто нищего старика полюбила на улице, а он бы потом обернулся прекрасным принцем, вопросов бы не было.

Reply

swamp_lynx March 16 2021, 11:52:17 UTC
Это ведь сказочный мир. Невозможно его механически переносить в реальность. Там какая-то злая волшебница, насколько я помню, всё зло от неё. И главные герои преодолевают её злые чары, проявляя свои лучшие качества.

Reply

khulinich March 16 2021, 12:00:34 UTC
Ну это уже каждый что-то свое выносит из сказок. Кто-то - «стерпится-слюбится», кто-то - «одаривай женщину и исполняй все ее желания, тогда она тебя полюбит и разглядит в тебе что-то прекрасное», кто-то еще что-то. Вы вот «все зло от ведьмы», а чудовище, шантажом заполучающее себе спутницу (с дочерью-то поприятнее жить, чем с ее папашей) - просто жертва обстоятельств.

Мне вот из сказок всегда Кощей нравился. Да, не очень симпатичный мужчина, но зато властный.

Reply

swamp_lynx March 16 2021, 12:16:22 UTC
Это, конечно, да, можно разное из сказок выносить. На мой взгляд, все они о проявлениях своих лучших качеств в сложных обстоятельствах. "Делай что должно и будь, что будет".

Reply

khulinich March 16 2021, 12:19:18 UTC
Ну, можно и так трактовать. Хотя формула «будь что будет» не кажется мне привлекательной.

Reply

kitaitsy March 17 2021, 09:40:38 UTC
очень уж он (Кощей) мнээ.... асексуальный...

Reply

khulinich March 17 2021, 11:35:36 UTC
Ну я в детстве об этом как-то не особо задумывалась )

Reply

kitaitsy March 17 2021, 12:22:40 UTC
Да, в детстве это неактуально.)
А властность Кощея и в детстве нравилась?

Reply

olga_ser March 16 2021, 13:52:05 UTC
при прочтении ваших слов мне ярко видится аналогия с браком.
ведь раньше любовь не была главной причиной заключения брака, была необходимость в браке по финансовым, социальным и другим причинам. в сказке девушке надо было спасти своего отца от смерти, как многим в жизни надо было спасать свои семьи от разорения. а может и не надо было никого спасать, просто родители говорили «надо». и вот она на всю жизнь заперта в браке с чудовищем - и вы правы, говоря, что “выбор-то у нее не сильно большой был - либо продолжать его бояться и жить так неограниченное количество времени, либо наладить контакт и улучшить условия”. и в жизни тоже многие налаживали контакт и влюблялись в супруга, и несмотря на изначальное принуждение, было много счастливых браков. психика адаптировалась.

Reply

swamp_lynx March 16 2021, 14:12:58 UTC
Важно отметить, что супруга тоже принуждали.

Reply

olga_ser March 16 2021, 16:38:37 UTC
да, но это сказка про девушку и то, как меняется её отношение к чудовищу.

Reply

bburbulka March 16 2021, 14:34:36 UTC
У Аксакова там был дворец, а не хижина. И всё, что нужно - тут же появлялось, тут и доставка (самобранка), и скайп (яблочко на тарелочке) :-)

Reply

khulinich March 16 2021, 14:37:01 UTC
Так я вроде про хижину нигде и не писала.

Reply


Leave a comment

Up