Доброго дня, уважаемое сообщество=)) Я понимаю, что мне далеко до тонких психологических разборов литературных произведений, но есть у меня в голове одна мысль, и я, как говорится, "ее думаю" (с).
"Аленький цветочек" у Аксакова это сказка о том, что внешность в человеке это не самое главное, что настоящая любовь опирается на внутреннюю красоту, и по-настоящему счастлив тот, кому дано это понять и пережить. Это одна из "вечных" тем, потому сказка так популярна, но в наш циничный век, отменяющий одну ценность за другой, становится популярным обесценивать глубокие чувства, а не стремиться к ним. Для меня те, кто видят в сказке стокгольмский синдром, похожи на тех самых сестёр. Не имея возможности видеть и испытывать настоящую любовь, они хотят, чтобы люди верили, что её вообще нет.
Диснеевский вариант, кстати, он всё же тоже про любовь, просто американцы, как всегда, сделали историю более плоской и эмоционально драматичной. Если в фильме нет кульминационного момента, когда тикающую бомбу отключают в последнюю секунду, то зрителю становится просто не о чем переживать, хотя все и так знают, что конец будет хорошим.
Я никогда не думала о сказке как об истории про стокгольмский синдром, но меня сильно смущает, что она ведь полюбила это чудовище, не разглядев его среди других женихов, а будучи с ним в вынужденной изоляции, в несвободе, подкрепленной угрозой казнить отца.
Ну ведь сложно по одному взгляду сразу сказать: вот, вот его я люблю! Они прожили вместе три месяца, сдружились. И, если так посмотреть, она могла, увидев Чудовище, умирающее от тоски возле розовых кустов, пожать плечами и сказать: "Что ж, его выбор, я буду жить дальше".
Ну вот представьте, что ваш отец говорит - доченька, теперь ты будешь жить в той подзаброшенной квартире с ужасным мужиком, иначе он меня убьет - я у него деньги украл. Ну как-то не очень похоже на начало большой и светлой любви. И все послабления типа возможности поехать к отцу героиня получила, только демонстрируя хорошее отношение к чудовищу. Что довольно сложно, если тебя удерживают насильно и угрожают смертью твоему отцу. То есть выбор-то у нее не сильно большой был - либо продолжать его бояться и жить так неограниченное количество времени, либо наладить контакт и улучшить условия. Если бы она просто нищего старика полюбила на улице, а он бы потом обернулся прекрасным принцем, вопросов бы не было.
Это ведь сказочный мир. Невозможно его механически переносить в реальность. Там какая-то злая волшебница, насколько я помню, всё зло от неё. И главные герои преодолевают её злые чары, проявляя свои лучшие качества.
Ну это уже каждый что-то свое выносит из сказок. Кто-то - «стерпится-слюбится», кто-то - «одаривай женщину и исполняй все ее желания, тогда она тебя полюбит и разглядит в тебе что-то прекрасное», кто-то еще что-то. Вы вот «все зло от ведьмы», а чудовище, шантажом заполучающее себе спутницу (с дочерью-то поприятнее жить, чем с ее папашей) - просто жертва обстоятельств.
Мне вот из сказок всегда Кощей нравился. Да, не очень симпатичный мужчина, но зато властный.
Это, конечно, да, можно разное из сказок выносить. На мой взгляд, все они о проявлениях своих лучших качеств в сложных обстоятельствах. "Делай что должно и будь, что будет".
при прочтении ваших слов мне ярко видится аналогия с браком. ведь раньше любовь не была главной причиной заключения брака, была необходимость в браке по финансовым, социальным и другим причинам. в сказке девушке надо было спасти своего отца от смерти, как многим в жизни надо было спасать свои семьи от разорения. а может и не надо было никого спасать, просто родители говорили «надо». и вот она на всю жизнь заперта в браке с чудовищем - и вы правы, говоря, что “выбор-то у нее не сильно большой был - либо продолжать его бояться и жить так неограниченное количество времени, либо наладить контакт и улучшить условия”. и в жизни тоже многие налаживали контакт и влюблялись в супруга, и несмотря на изначальное принуждение, было много счастливых браков. психика адаптировалась.
Диснеевский вариант, кстати, он всё же тоже про любовь, просто американцы, как всегда, сделали историю более плоской и эмоционально драматичной. Если в фильме нет кульминационного момента, когда тикающую бомбу отключают в последнюю секунду, то зрителю становится просто не о чем переживать, хотя все и так знают, что конец будет хорошим.
Reply
Reply
Они прожили вместе три месяца, сдружились. И, если так посмотреть, она могла, увидев Чудовище, умирающее от тоски возле розовых кустов, пожать плечами и сказать: "Что ж, его выбор, я буду жить дальше".
Reply
Reply
Reply
Мне вот из сказок всегда Кощей нравился. Да, не очень симпатичный мужчина, но зато властный.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А властность Кощея и в детстве нравилась?
Reply
ведь раньше любовь не была главной причиной заключения брака, была необходимость в браке по финансовым, социальным и другим причинам. в сказке девушке надо было спасти своего отца от смерти, как многим в жизни надо было спасать свои семьи от разорения. а может и не надо было никого спасать, просто родители говорили «надо». и вот она на всю жизнь заперта в браке с чудовищем - и вы правы, говоря, что “выбор-то у нее не сильно большой был - либо продолжать его бояться и жить так неограниченное количество времени, либо наладить контакт и улучшить условия”. и в жизни тоже многие налаживали контакт и влюблялись в супруга, и несмотря на изначальное принуждение, было много счастливых браков. психика адаптировалась.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment