Запреты на выражение эмоций
Есть такое явление в странной природе человека как внутренний запрет на выражение эмоций. Многие недооценивают его, потому что внешне это часто выглядит как сдержанность, которая трактуется хорошее воспитание. Не хочу рассуждать о природе столь странной эстетики, потому что это отдельная тема. Для нас в этой статье главное, что эмоция для человека является тем же, чем является электричество для агрегатов и устройств. Без эмоции невозможно ни одно действие человека. Все наши поступки, как бы разум их не проектировал, начинаются и заканчиваются тогда, когда нейроны начинают и заканчивают генерировать особый импульс, который и приводит нас в движение. И вот из тысячи ликов этого импульса несколько десятков бесследно исчезают. Хорошо, если они касаются редко встречающихся обстоятельств. Тогда отсутствие полноценной реакции не повлияет на вашу жизнь. А если речь идёт о каждодневной ситуации? В этой статье мы попытаемся перечислить наиболее важные эмоции, запрет на которые по принципу снежного кома приводит к серьезным нарушениям с катастрофической перспективой. Речь идёт об отсутствии в человеке таких эмоций, благодаря которым в человеке реализуют себя такие черты характера как мужество, творчество, дружба, открытость, сексуальность, самостоятельность.
Исчезновение любой из этих харит является следствием сбоя в работе инстинкта самосохранения, который таким образом пытается защитить своего хозяина. О чудачествах нашей подсознательной сферы существует много литературы, поэтому останавливаться на этом моменте не будем. Главное понимать, что природа тоже способна ошибаться, на что указывает тот факт, что все ошибки нпшего подсознания не фатальны, поскольку доступны для устранения. Это важно понимать, чтобы ни у кого не возникло мысли о вмешательстве в дела природы.
Механизм рождения ошибочных рефлексов всегда связан с сильным впечатлением, которое незакономерно (по стечению обстоятельств) становится причиной выживания индивидуума и по этой причине становится спасительной моделью поведения в аналогичных обстоятельствах. Например, описавшийся от страха ребенок получил такую волну любви и поддержки от родителей, что с этих пор стал писаться постоянно, желая испытать эти ощущения снова. Это типичный пример работы нашего подсознания. Примерно так же рождаются и эмоциональные запреты.
○ Запрет на выражение агрессии может родиться у самого сильного в классе мальчика, когда его начнет постоянно бить новичок посильнее. Или например, когда сын попытался защитить маму от агрессивного папы, но стало только хуже. Или когда ребенок накричал на родителей, а они в этот же день погибли в автокатастрофе.
○ Запреты на самореализацию и творчество появляются, когда мама равнодушна к картинкам, которые рисует ей ребенок, пытающийся таким образом привлечь ее внимание. Или когда девочку побили одноклассницы за ее любовь к необычным нарядам.
○ Запреты на близкие отношения могут возникнуть вследствие родительской холодности или предательства тех, в кого верил.
○ Запреты на слезы, защиту и помощь рождаются, когда ребенок получает за слезы наказание.
○ Запрет на потребность в признании может появиться после того как ребенка обсмеяли, когда он вышел к доске. Или когда он был наказан за громкое вызывающее поведение.
○ Запретом на сексуальное возбуждение может стать первый опыт или пример отношения между родителями.
○ Запрет на независимость часто вырастает из гиперопект со стороны родителей или тугого пеленания в младенческом возрасте.
Наряду с рефлексами, рождённым опытным путем, существуют вербальные формы поведенческой пауперизации. Такие безобидные идиомы как «драться не хорошо», «людям нельзя доверять», «мальчики не плачут», «лучше не высовываться», «все мужики хотят только одного» легко становятся запретительными установками, если ложатся в сознание в момент сильного эмоционального возбуждения.
Все эти запреты не дают человеку свободно выражать ту или иную эмоцию или потребность, приводя к накоплению неотреагированной энергии, что и выражается в симптоме. И часто, подобные запреты на выражение определенных эмоций выступают в виде иных эмоций, например, мужчина не может проявить агрессию, потому что ему страшно ее проявлять (так как он привык с детства, что это не помогает и становится только большее), а девушка не способна проявить сексуальное возбуждение, потому что ей стыдно (потому что мама всегда говорила, что сексом занимаются только проститутки).
Устранение подобных запретов позволяет человеку проявить свою фрустрированную потребность и направить ее энергию в здоровое русло.
Как снимать запреты на выражение эмоций. “Никому не рассказывай!”
Для сегодняшней темы подобрал два случая, которые объединяет опыт собеседников. Оба уже проходили курс реабилитации у психологов-гипнотерапевтов. Это обстоятельство позволяет раскрыть кое-что важное, не бросающееся в глаза при работе с обычными обращениями.
"МАМЕ ЭТО НЕ ГОВОРИ!"
Девушка, 24 года. Плаксивость и резкие перепады. На прошлых сеансах получила опыт путешествия по прошлым жизням. Ярких впечатлений вроде бы не было, но остались яркие воспоминания о прихотливой сюжетной линии. Я предположил, что подсознание не пустило к психотравме, направив процесс по закону наименьшего сопротивления в сторону захватывающей фантазии. Терапия не случилась.
- Мысленно начни путешествовать по памяти школьные годы. Отметь моменты, которые разделили жизнь на "до" и "после".
- Есть! Я помню, что после смерти бабушки замкнулась. Мама специально взяла отпуск. Мне было 9 лет.
- Вообрази себя рядом с бабушкой, опиши ее последние дни. Отчего и как она умирала?
- Был приступ, впала в кому. Папа рассказывал, когда пришла в себя, приказала больше ничего не делать и похоронить рядом с дедом.
- Сфокусируйся на бабушке, как будто обращаешься к ней, как это ты обычно делала. Чувствуешь ли изменения в теле?
- Не знаю почему, но возникает чувство страха. Что-то во мне сопротивляется этим воспоминаниям.
- Мысленно охвати весь этот горестный эпизод от приступа до похорон.
- Я не была на похоронах, не помню почему. Дайте время. Самое страшное идет, когда сидела с ней рядом, ухаживала.
- Представь, что ты - твоя бабушка, что смотришь на мир ее глазами, думаешь так, как она думала. Опиши, что приходит в голову?
- Страшно, очень страшно
- В теле отзывается?
- В солнечном сплетение или чуть выше. Дышать тяжело. Больно. Я чувствую эту боль и понимаю, почему бабушка не хотела жить.
- Посмотри на внучку и скажи ей, что хочешь. Позволь своим болезненным ощущениям найти выражение в словах. Что приходит на ум?
Слезы пошли, за которыми стоит фраза “Нет ничего, смертью все заканчивается. Только маме это не говори. Обещай!"
Ларчик просто открывался. Мама тяжело переживала за бабушку, поэтому у моей собеседницы сформировался жёсткий запрет по аналогии “Нельзя рассказывать о боли”. Это воспоминание разрядили с помощью эмоционально-образной терапии и продолжили двигаться по травматической цепочке дальше. Стало намного проще вспоминать и переживать чувства.
СМЕРТЬ СКОРПИОНА
Мужчина, 40 лет. Испытывает затруднения в проявлениях агрессии. Зажатость. Внутри огонь, снаружи лед. Обращался к психологу с паническими атаками, но воспоминания детского периода не открылись. Гипнабельность высокая, поэтому предложил воспользоваться регрессией по ощущениям симптома.
- Опиши ситуацию?
- Мне 10 лет, за школа встретили трое старших и молча стали бить.
- Что осталось в памяти? Может быть какие то слова, мысли?
- Говорят, чтобы молчал. Если кто узнает, то получишь ещё.
- Сфокусируйся на словах “Расскажешь - получишь ещё". Повторяй эту фразу пять раз, изменяя ее под себя. Как тело реагирует?
- На словах "получишь ещё" - страх.
- Твои обрывки воспоминаний - это маленькие ручейки, которые стекаются в реку твоего симптома. Как он выглядит, если представить его в каком то образе?
- Как скорпион
Сразу скажу: трансформировать образ боли по методу образной гипнотерапии мне не удалось. Зато по ассоциации всплыло воспоминание о том, как вернулся с командировки отец. Привез с собой амулет из жука, рассказав, что они изготавливаются методом заливки смолой живого скорпиона. Шок, вызванный этим рассказом, увенчался требованием отца "никому не рассказывать". Очевидно, забавляясь впечатлением, произведенным на сына, мужчина объяснил причину, почему тот должен молчать: “старшина языки отрезал всем, кто секреты выдавал, а если не отрезал, то бил больно, чтобы запомнили!”. Столь причудливый разговор запал в память как запрет на шокирующие воспоминания. Ещё вспомнилось несколько эпизодов, пропитанных чувством беспомощности. Обратило на себя внимание полное отсутствие воспоминаний до года. То есть тело их помнило, а сознание отказывалось верить. Так, постепенно, стали проступать отдельные фрагменты, пока не припомнилось все.
Click to view
О связи регрессивной терапии с терапией запретов на эмоцию
Если отряхнуть психотерапию, освободив ее от случайных наблюдений, ритуалов и практик, то останется простая как велосипед конструкция. Либо психотравма больного содержит в себе эмоциональный лифт, по которому тот регрессирует в патогенное воспоминание, где и открывается фронт для применения психотерапевтических методик. Либо лифт сломан, и его надо чинить, чтобы потом регрессировать в патогенное воспоминание и далее по списку. Самое интересное, регрессивная и блокированная структуры психотравм в количественном выражении относятся друг к другу как 1 к 10. На каждое расстройство с работающим лифтом приходится 10 с неработающим, то есть львиная доля задач практической психотерапии сегодня лежит в сфере императивной рефлекторики. Ведь лифты стоят, как правило, из-за отсутствия энергии, которая приводит их в движение. Мы говорим об эмоции, без которой регрессивная терапия становится тем, чем она сейчас является - имитацией психотерапии. Увы, все эти "путешествия в прошлое" при отсутствии нормального (читай - спонтанного) перехода в травматическое воспоминание, являются продолжением эриксоновской игры в гипнофтерапию. Толку никакого, а поводов для обвинения в мошенничестве - хоть отбавляй. Отсюда вывод: современная психотерапия - это на 90% усилия, направленные на оздоровление эмоциональной сферы человека, без чего невозможно решение ни одной из задач, связанных с избавлением от психосоматических зависимостей. Я даже думаю, что внутри психотерапии надо выделить специализацию, представители которой должны готовить пациентов к психотерапии, восстанавливая их эмоциональность. Самая распространенная причина отсутствия эмоционального отклика - запрет на доступ к эмоциональной памяти.
Эмоциональная память отличается от логической тем, что в известной всем физиологической цепочке "восприятие - консолидация - хранение - воспроизведение" основную роль играет не гиппокамп и кора больших полушарий, а миндалевидное тело головного мозга. Его нейроны используют в качестве медиатора норадреналин, поэтому очень чувствительны к гормонам. Всякий шок высвобождает их и стимулирует формирование новых нейронных связей. Таким же образом происходит и их разрушение - через стресс. Чтобы запустить химическую передачу требуемого нервного импульса, надо обеспечить повторное попадание в травмирующую ситуацию. Как это делается? Приведу пару отрывков из своих сеансов психоанализа.
○ “Нельзя плакать”.
- Когда, будучи ребенком, перестал хныкать?
- Семья переехала в новый город. Местные мальчишки делали проверку на смелость. Надели повязку на глаза и завели в подвал, где кромешная темнота. Сказали ждать и ушли. Одумался, когда закрыли дверь. Не мог сориентироваться в пространстве, теперь понимаю откуда это ощущение. Тогда сел и заплакал. Сжалились, выпустили и перед кругом услышал “Молодец, что не стал просить и умолять о помощи как баба. Только больше никогда не плачь, ревут только девочки!”
- Сфокусируйся и просканируй тело, где скапливается дискомфорт?
- Вверху груди. Плечи сжаты, не сильно.
- Представь, что все сопутствующие мысли, чувства втекают как маленькие ручейку в одну большую реку - в это ощущение дискомфорта. Кстати, каким оно тебе видится?
- Огромное и шевелящееся, как живая гора.
- Перенеси внимание и стань этой горой. Какие эмоции, мысли внутри?
- Страшно и одиноко.
- Теперь вернись в себя и обратись к этой горе. Попробуй предложить ей дружбу. Скажи ей “Не бойся, не собираюсь тебя убивать или причинять вред!” Что происходит в ответ?
- Вижу маленького мальчика, плачет и боится.
- Пускай плачет, так и скажи ему.
Пошли настоящие слезы как только клиент разрешил плакать своей субличности.
○ “Ничего не могу представить!”
- Геннадий, очень сложно было прошлый раз выполнять инструкции! Особенно, когда говорили, что надо представить образ. Я старалась, но мало что выходило. Может попробуем другой метод?
- Все можно, если разобраться. Ты же врач-косметолог. Как работаешь без воображения?
- В отпуске. После того избиения перестала принимать.
- Почему?
- Он говорил: “Перестань придумывать, ничего не выдумывай”, “Все зря делаешь, выше планки не прыгнешь”, “Руки крюки”, “Ты же не художник”.
- Закрой глаза и вложи эти фразы в уста своего "бывшего". Когда выслушивает все это, где в твоём теле скапливается напряжение?
- Злость берет
- Что телу хочется сделать: ударить, убежать, сжаться?
- Тогда - убежать. Было обидно. Какое-то волнение в груди и вверх идет - в горло. Дышу так, что ребра напрягаются.
- Сконцентрируйся на этом ощущении. Пусть будет эта обида твоей субличностью, твоим вторым Я. Спроси его, из какого оно возраста? Когда родилось?
- 17 лет, мама говорит “Ничего из тебя не выйдет” и сравнивает с сестрой, которая отлично рисует.
- Ещё больше сосредоточимся на твоём обидевшемся Я. Мысленно войди в него как в туннель. Я досчитаю до трех, после чего ты по этому туннелю перенесешься в тот момент своей жизни, когда вся состояла из чувства обиды. Один. Вдох-выдох! Вдох-выдох! С каждым вдохом и выдохом улучшается память. Два. Вернулась назад. Три! Ты там! Что вырисовывается?
- 13 или 14 лет, пионерский лагерь. Надо было заменить девушку-певицу, выбрали меня, вытолкали на сцену. Я слов не знала и было очень обидно и стыдно, потому что все смеялись. Потом слышала, что якобы меня по блату в концерт вставили.
- Заново пройди эту ситуацию, давая волю тому, что внутри. Хочется двигаться - пусть тело реагирует. Что-то еще вспомнилось важного?
- По окончанию выступления сделали крайней. Говорили, что тупая - надо было просто спеть, что учила. А я не смогла.
Примерно так по всей цепи воспоминаний, где присутствует обида и злость, мы прошлись, снимая эмоциональное напряжение посредством выговаривания или отреагиования. И так до самого избиения. Эмоций вышло настолько много, что к собеседнице вернулось воображение. Сюжет с избиением представляла уже легко, как будто кино смотрела.
Как снимать запреты в гипноанализе. Установка “Не вспоминай!”
В регрессии, когда мой собеседник пребывал в возрасте 10 лет, воспоминания неожиданно прервались. Это произошло после того как отец собеседника сказал своему сыну: “Не подходи ближе, упадешь”. Перебрав варианты, я решил попробовать версию запрета на воспоминания.
- Щелкну пальцами и - веки в замке. Они склеены с лечебной целью так крепко, что открыть невозможно. Проверь. Сделай еще попытку. Достаточно. Расслабься вдвое глубже прежнего. Почувствуй как бьется сердце и начни с каждым ударом заполнять вниманием все тело. Сосредоточь внимание на такой фразе: “Расскажешь - будет больно”. Произнеси про себя эту угрозу несколько раз в разных вариантах с разным выражением и одновременно следи за своими ощущениями. Что чувствуешь?
- Напряжение.
- Где?
В солнечном сплетении и малость в животе.
- Сфокусируйся на значении слов "смерть", "гибель", "умирать" и следи за напряжением. Меняется?
- Да, растет.
Где?
Там же.
Мысленно дистанцируйся от этой части и посмотри, на что похоже это ощущение? Что рисует воображение?
- Маленький комок, черный и грязный.
- В порядке эксперимента, стукни это существо.
- Больнее становится.
- Теперь, наоборот, скажи ему, что не будешь больше причинять боль, что считаешь его хорошим.
- Делается светлее и мягче, шевелится.
- Спроси у него, из какого оно возраста. Пусть покажет тебе, как оно появилось в твоей жизни.
Тут мой собеседник сильно возбудился, описывая убийство ребёнка. Не фига себе. Снял эмоциональный заряд и решил заглянуть поглубже. Воспоминание распалось на два эпизода. Один произошел в 5 лет. Была ссора двух детей, в которую вмешался папаша одного из них. Тот не нашел ничего лучше как погрозить пистолетом обидчику своего сына со словами: “Еще раз такое увижу ….”. Второй случай имел место в 4 года. Дело было в горах, сначала нашел гильзу, потом позвали старшие в какой-то барак, где пленного устрашали тем, что стреляли рядом. Ребенку специально показали это. “Если кому расскажешь про гильзу, убьем и никто не узнает”.
Примерно полчаса ушло на снятие блокировки памяти, после чего мы с собеседником легко провалились в период до года, где уже удалось избавиться от подавленных чувств путем соматической абреакции. Курс ещё не завершился, когда на моем сайте появился отзыв: “Спасибо, наконец-то могу путешествовать по памяти без боли и ночных кошмаров. Так удивительно вспоминать детство!”
Click to view
Как снимать запреты на действия. Установка “Не плачь!”
Гипнотерапия протекает тем быстрее, чем проще удается нащупать эмоциональную нить, ведущую к травмирующим эпизодам. Решив эту задачу, обращаемся к когнитивному гипноанализу. При этом помним, что мы имеем дело с расстройством, которое состоит из амнезии, которая скрывает эмоциональный заряд - батарейку, питающую паталогическое представление. Оно родилось благодаря установке - семантическому (вербальному) внушению.
Мужчина, в прошлом кикбоксер, сейчас представитель одного юридического агентства. Панические атаки в сочетании с приступами ревности. Я его про себя так и назвал Кикбоксер. Гипнабельность наличествует, но эмоционального фона нет. В беседе выяснилось, что переломным моментом стало расставание с первой женой и ребенком ради бизнеса в чужой стране, кстати успешного. До и после, по словам Кикбоксера, “знал куда и как идти". Через год после расставания "стал нервным, в день выпивал как отец, но здоровье позволяло утром быть в форме”. Ситуация как на ладони, при этом результат моих попыток вызвать чувство оказался равен нулю. Что было дальше, привожу по протоколу.
- Вспомни детство, в садике плакал?
- Да, как все.
- В школе, когда дрался, были слезы?
- Класса до 5-6. После не помню. Даже, когда отца потерял, не ревел.
- Из-за чего “не мог плакать”? Может случилось что? Или кто-то авторитетный запретил, наругал, пристыдил? Может, сравнил с девчонкой?
Оказалось, порогом стала смерть бабушки и дяди. Это как раз был 5 класс.
Вспомни бабушку. Не стремись к картинке, просто почувствуй, как она выглядит. Теперь обратись к ней, попрощайся, скажи слова благодарности, если есть за что. При этом следи, существует ли какая-нибудь часть тебя, которая не может расстаться, сопротивляется этому?
- Да, не могу. В районе груди как грусть.
- Я щелкну пальцами и твои глаза сольются с этой грустью. Снова щелкну пальцами и веки сомкнутся так, что все попытки их открыть окажутся бесплодными. Можешь проверить. Не получается? Потому что внутри тебя растет и ширится пойманное чувство. Оно превращается в самостоятельную душу, наполненную мыслями и энергией. Всмотрись в нее, как она выглядит? На что похожа?
- Воронка вроде, что-то засасывающее. Это не шиза?
- Нет, это игра воображения. Будь как ребенок и все будет отлично. Направь внимание на воронку и мысленно разреши всему, что там внутри, выйти наружу. Что происходит?
- Оттуда кораблик выплывает.
- Для тебя этот кораблик свой или чужой?
- Вспомнил. Это бабушка подарила. Вместе с сестрой играли.
- Попробуй вернуть кораблик бабушке.
- Не хочу. Это же память о бабушке. Если я отдам, она уйдет.
- Не хочешь, чтобы она ушла?
- Сейчас осознаю, что не верю, что она умерла. Во сне являлась много раз. Столько добра сделала мне и сестре.
- Тогда скажи бабушке, что я благодарен и скажи конкретно за что… Что чувствуешь?
- Слезы наворачиваются.
- Значит, все правильно. Продолжай говорить, а за окном идёт дождь, так легче.
Слезы у Кикбоксера потекли не потоком, а ручейком - и ладно. Главное отпустил бабушку. Посадил ее на корабль и пожелал счастливого пути. Примерно так же простились с дядей. Тот был пьяницей, чем пугал, но будучи трезвым, любил детей. Именно дядя оказался той фигурой, которая сыграла важную роль в судьбе Кикбоксера.
- Со школы пришел весь побитый, тогда подрались с одноклассником. Ему помог брат и вдвоем они меня поколотили сильно. Обидно было и больно. Пришел к дяде пожаловаться, а тот хмельной и с товарищами. Стали скопом поучать, что нельзя плакать. Мол “не плачь никогда, ты же пацан, девчонке можно, парню - нет!”. Я еще сильнее разревелся и получил тумака. С тех пор замолчал надолго, очень надолго. И не мог плакать. Это мне много дало. Помню на футболе поцарапал ногу до крови и все равно играл. Тренер хвалил, и кличку ребята дали “Брюс Ли”, потому что терпел боль.
- Сосредоточься на словах “не плачь!” или “нельзя плакать”, как тело реагирует?
- Не дрожь, а пульсация в области живота. Когда такое чувствую, трушу.
- Вообрази, что слова, звуки, мысли - все что помнишь об этом, - это как маленькие ручейки, которые втекают в большую реку чувства твоего дискомфортного чувства. На что оно похоже? Каким ты его видишь?
- Дракон или змея с огромной головой.
- На время стань этой частью тебя. Какие мысли и эмоции испытываешь?
- Одиночество.
- Обратись к этому дракону и скажи, что ты не собираюсь причинять ему боль, что ты знаешь, что он хороший. Что происходит с драконом?
- Становится маленьким мальчиком и улыбается.
О запрете на выражение эмоций: есть или не есть? Психологические причины эмоционального голода
Хочу, чтобы сразу всем было понятно: запрет на выражение эмоций - это нормально. Представьте себе чрезмерно резвящегося ребенка с общественном транспорте, на улице или в магазине. Мама тает от любви к шалуну, а люди кругом качают головами: невоспитанный ребенок. Кто прав? Избалованный ребенок нередко вырастает моральным уродом, поэтому запрет на выражение эмоций, если он продиктован уважением к окружающим, - это правильно и необходимо. Адаптивная система в условиях общежития! Другое дело - перебор. Нередко, взрослые сами того не замечая внушают детям немотивированный запрет на эмоции. Не дерись, если даже тебя задирают. Не огрызайся, даже если человек не прав. Не радуйся раньше времени, чтобы не сглазить. Не позволяй себе эмоции на людях, потому что это недостойно. Зашиканый ребенок легко принимает правила игры, но тяжело живёт взрослую жизнь. Потому что тело требует эмоций, а мозг их блокирует.
Одна из самых распространенных проблем эмоционального голода - ожирение. Ученые считают, что это одно из самых коварных состояний человека, потому что в попытке заполнить эмоциональную пустоту человек может запихивать в себя совершенно небезопасные вещи, но чаще все он просто ест все подряд. Происходит некий обряд, в котором метафорой смеха или гнева выступает колбаса или пирожное. Можно ли похудеть в этом случае? Конечно! Это произойдет, если вы осознали природу своей прожорливости. Потом надо избрать стратегию преодоления запретов. Можно, например, создавать позитивный образ самого себя из тех аспектов, которые на самом деле хороши. Например, вы не умеете водить автомобиль, но умеете готовить борщ. Это значит, что при знакомстве с новым человеком вы будете говорить не про автомобиль, а вы про борщ. Таким образом, сектор новых впечатлений в сфере новых знакомств для вас открыт. Старые знакомства и отношения лучше оборвать. Если они и ваш эмоциональный голод существовали на одном отрезке времени, значит, одно явление поддерживало другое. Расставшись с привычным окружением, вы получите новый мир вокруг себя и сможете начать с чистого листа. Ещё одним вариантом может стать новая работа. Она должна приносить удовлетворение, то есть быть источником положительных эмоций. Проверьте свое занятие на этот предмет. Ваше ли это? Я знаю случай, когда женщина-инженер после декретного отпуска поступила на курсы журналистики и сделала на новом поприще головокружительную профессиональную карьеру. Она реализовала то, о чем мечтала в школьные годы. Может быть и вам стоит задуматься на эту тему? Очень часто восполнить эмоциональную сферу помогают родственники. Если клановые связи нарушены, можно попытаться их восстановить, напрашиваясь в гости. Как правило, визиты к забытой родне дают отличный результат.
В некоторых случаях, лучше обратиться к гипнотерапевту, потому что он может пригласить вас в далёкое детство, где вы сможете разобраться с причинами сегодняшних проблем. Ещё гипнотерапевт может убрать потолок вашего взросления. Иногда этот потолок представляет собой препятствие, мешающее познавательной деятельности вашего головного мозга. Ведь для того, чтобы расширять свое сознание, надо удивляться. Вполне может быть, что причиной вашего ожирения был "сон разума", мешавший вашему интеллектуальному развитию. С возвращением впечатлительности ваше желание есть убавится, и все все снова придет в норму.
(с) Психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов автор
книги по когнитивному гипноанализу Click to view