Инстинкт - врожденный импульс или склонность к определенным действиям в ответ на специфический внешний стимул. Современная наука описывает инстинкт как стереотипный, явно невыученный и генетически предопределенный паттерн поведения. Поведение можно назвать инстинктивным, если оно возникает без предварительного опыта (то есть в отсутствии научения) и является выражением врожденных биологических факторов. Например - новорожденные черепашки двигаются к океану инстинктивно. Ярким примером инстинктивного поведения у людей является сосание груди у младенцев, хотя бывают случаи, когда даже с таким примитивным процессом возникают затруднения.
Чаще об инстинктах говорят в отношении поведения животных. Роль инстинктов разнится в зависимости от вида: чем более сложная нервная система у животного, тем более значима роль коры головного мозга и социального научения. Так, львы и шимпанзе, выросшие в неволе, отказываются от своего потомства, так как не имели опыта общения с матерью и не имели возможности научиться родительскому поведению. Тогда как у рептилий таких проблем не возникает.
Слова «инстинкт» и «инстинктивный» имеют большое количество значений и смыслов. Инстинктом могут называть рефлексивное и стереотипное поведение, интуитивные предчувствия, глубокие внутренние импульсы человека, не находящие очевидного объяснения. Однако следует различать эти понятия.
Рефлекс - ответ организма на специфический раздражитель; непроизвольное и почти мгновенное движение в ответ на стимул. Пример: уменьшение зрительного зрачка в ответ на яркий свет.
Близко к обсуждаемой теме находятся автоматизмы - психические действия, выполняемые без их осознания (например, механическое выключение света при выходе из комнаты).
С самого зарождения науки о человеке идут споры о важности среды и генов и том, как те и другие влияют на психику и поведение человека. Можно выделить две противоположных точки зрения:
- природный подход, согласно которому все аспекты человеческого поведения являются инстинктивными, то есть врожденными, и предопределены генами;
- подход человеческого развития, согласно которому не все аспекты человеческого поведения врожденные; часть из них диктуется окружающей средой, с ее социальными и культурными особенностями.
Еще Аристотель писал о человеке с точки зрения его положения в иерархии, на вершине которой находится Бог; а Плутон рассматривал положение человека в иерархии природной. Ламарк писал о врожденных характеристиках человека и его эволюции, Дэвид Хьюм в 1776 году написал труд, высказывающий сомнения о «роли Бога в предопределении человеческого поведения», за что получил жесткую реакцию со стороны церкви.
В девятнадцатом веке значимый поворот во взгляде на человека и природу принесла работа Чарльза Дарвина «Происхождение видов». За ним целый ряд ученых стал критиковать «божеский замысел» и говорить о роли эволюции. Однако Дарвин при этом не дал четкого определения, что он считает «инстинктом». Он говорил об инстинктивном поведении и в отношении гнездования птиц, и в отношении некоторой природной «предрасположенности» (например, предрасположенности собаки к самопожертвованию ради человека), и в отношении стереотипных действий, таких как построение ячеек улья пчелами определенным образом. Даже проявление сочувствия у человека он относил к инстинктам.
Ко второй половине 19 века научная мысль разделилась на три разных подхода: 1) взгляд на инстинкт как на рефлекс (реакция на внешние раздражители определенным образом) 2) инстинкт как способность к адаптации, формируемая опытом, 3) инстинкт как предрасположенность (врожденные склонности к определенным действиям как единственный источник человеческой мотивации).
Впервые термин «инстинкт» в психологии употребил в 1890 году Вильям Вундт. К концу 19 века инстинктивным называли наиболее повторяемое поведение.
В начале 20 века все предыдущие мнения утратили весомость с выходом теории Зигмунда Фрейда. Теперь инстинкт рассматривался как неизменное ядро и строительная основа человеческого поведения, а также как богатая почва для возникновения патологических паттернов поведения в ответ на раздражители окружающей среды.
Ученые Шнайбер и Джэймс предписывали инстинктам главенствующую роль в определении человеческих мотивов. Зинг Янг Куо (Zing Yang Kuo) в своей статье «Отказываясь от инстинктов в психологии» (Giving up Instincts in Psychology) в 1921 году писал: «Теперь инстинкты не только не вызывают вопросы, но и рассматриваются как движущая сила человеческого поведения. Инстинкт стал новым излюбленным коньком психологии. Поведение человека, источник возникновение социальных институтов, религиозные мотивы - все эти разные сферы человеческой деятельности объясняются теперь с использованием инстинктов. Недавние социальные возмущения и рабочее движение - также объясняются провалом общества в удовлетворении базовых инстинктов человека. … Что до последователей Фрейда, сексуальный инстинкт теперь стал наиболее фундаментальным явлением человеческой природы». Чуть ниже он добавлял: «Читатель современной литературы будет поражен тем фактом, что не существует двух психологов с одинаковым определением и описанием человеческих инстинктов».
В конце 30х годов Конрад Лоренц предложил теорию, в которой удалось объединить инстинкты и опыт в единую дихотомическую модель, лежащую в основе человеческого поведения. Согласно Лоренцу, инстинкт является частью поведенческого паттерна, состоящего из последовательности взаимоисключающих врожденных и выученных компонентов. Он считал инстинкт и опыт противоречащими друг другу; по его мнению, инстинктивное поведение не подлежит изменению и не развивается в более гибкое поведение, свойственное взрослому человеку. Он также не соглашался с Фрейдом по поводу основы инстинктивного поведения: вместо побуждений он видел в основе инстинктов нейробиологические стимулы.
В конце 20 века спор о природе человеческого поведения сместился в сторону изучения влияния окружающей среды как определяющего фактора. Такая перемена возникла благодаря работам Уилсона и Александер. В целом, инстинкты стали рассматриваться как излишняя и чрезмерная информация для понимания человеческого поведения. Абрахам Маслоу высказывал мнение, что у людей больше нет инстинктов, так как у них есть способности в некоторых ситуациях «переписать» записанную в них информацию.
В то же время австрийский психолог Бюлер представил теорию, согласно которой развитие психики в филогенезе и онтогенезе проходит три ступени: инстинкт, дрессура, интеллект. Инстинкт он описывал так: все формы поведения врождены, не требуют научения, одинаковы у всех представителей вида и обеспечивают узкую степень адаптации. Каждый ребёнок в своём развитии закономерно проходит стадии, которые соответствуют стадиям эволюции форм поведения животных, и биологический фактор рассматривался им как основной. Он настаивал на биологической обусловленности развития в детстве, на наследственной природе способностей, однако подчёркивал, что без упражнения природные задатки не раскроются в полной мере.
В 1961 году в книге «Инстинкт: Вечная проблема психологии» Бёрни были сформированы критерии, по которым можно выделить инстинктивное поведение. К ним относятся: 1) автоматичность, 2) непреодолимость, 3) возникают в какой-то момент развития, 4) запускаются каким-то событием окружающей среды, 5) наблюдаются у каждого представителя вида, 6) не поддаются изменению, 7) приводят к поведению, для которого не нужно предварительное обучение (но не исключают его).
В отечественной науке к вопросу инстинктов в 20 веке тоже не было однозначности. Рубинштейн в «Основах общей психологии» писал «Инстинкты имеются у живых существ на разных уровнях развития. … Если говорят об инстинктах у человека (пищевом, сексуальном), то это инстинкты, которые уже коренным образом отличаются от инстинктов животных. Недаром для их обозначения вводят часто и новый термин - влечение. Для перехода от инстинктов животных к влечениям потребовались коренные сдвиги в развитии - переход от биологического развития к историческому, и этим обусловлено развитие сознания».
Леонтьев в своей работе «Философия психологии» выдвинул критику теории Бюлера: «Итак, ступени инстинктов, то есть ступени поведения, полностью наследственно предопределенного, стереотипного и не способного адаптироваться, как начальной ступени развития не существует. Не существует поведения, не способного индивидуально (онтогенетически) изменяться под влиянием воздействия внешних условий и на более высоких ступенях биологической эволюции. Врожденное поведение не может противопоставляться поведению, индивидуально (онтогенетически) адаптирующемуся. Понятие инстинкта в том его содержании, которое вкладывается в него Бюлером и другими сторонниками выражаемых им взглядов, не соответствует никакой реальности».
Более системный подход, включающий и врожденные характеристики, и влияние среды, стал развиваться после открытий в области генных исследований. Этот подход нашел отражение в работах Бэйтсона (2000) и Пинкера (1994, 1997, 2003). Последний относил речь человека к инстинктивным функциям, и призывал рассматривать человеческое поведения с точки зрения инстинктов и того, как воздействие окружающей среды изменяет врожденную биологическую основу.
Отталкиваясь от взглядов Пинкера, Марк Блумберг в 2005 году предложил рассматривать поведение как включающее два элемента: один инстинктивный и другой, сформированный развитием человека под влиянием среды. Но не все проявления имеют инстинктивную основу и продиктованы генами; однако, большая часть человеческого поведения изначально инстинктивно и затем изменяется вследствие развития.
Современные исследователи подчеркивают предложенные Блумбергом нескончаемые и неразрывные взаимосвязи между генами и средой, в рамках которой происходит реализация записанного в генах. Теперь исследователи перешли от вопроса «как сильно влияет» к позиции «как именно взаимодействуют инстинкты и окружающая среда, чтобы человек вел себя определенным образом?» В плоскости современного подхода новые поведенческие структуры не возникают просто как результат «чтения» генных схем, а как результат не прекращающегося и двунаправленного обмена между всеми уровнями биологических и средовых факторов.
Сложные паттерны поведения, такие как сотрудничество между людьми, сексуальное поведение, вскармливание детей, теперь рассматриваются как «эволюционно развитые психологические механизмы» с основой в виде инстинкта, но с влиянием среды на развитие их проявлений.
Что касается списка инстинктов, присущих человеку, то даже тут у ученых нет единого мнения. Я смогла найти более-менее очерченный список, который приписывают МакДугалу (McDougall). Он выделял 11 инстинктов: бегство, антипатия, любопытство, драчливость, подчинение, само-презентация, родительский инстинкт, инстинкт воспроизводства, стадный инстинкт, инстинкт накопления и инстинкт создания. Шесть из них социальные (драчливость, подчинение, самопрезентация, родительский инстинкт, инстинкт воспроизводства и стадный инстинкт), остальные могут скрыто проявляться в сочетании с другими.
Современные исследователи приписывают людям «информационный инстинкт» - когнитивный процесс, который не требует обучения и является врожденным, и который указывает на способность человека осознать и понять необходимость в поиске и использовании информации с целью осмысленного взаимодействия с окружающей их действительностью.
Насчет материнского инстинкта тоже нет однозначности. Сам термин очень широко используется, однако, найти работы по этой теме было совсем непросто. Утверждается, что на данный момент нет эмпирических данных о наличии такого инстинкта у людей. Социобиологи рассматривают материнский инстинкт как своеобразный «ответ» на факт появления потомства: поскольку у мужчин гораздо больше возможностей оставить «генетический код», у женщин не остается выбора как защищать и заботиться о своих детях как о носителях этого кода.
С точки зрения традиционного подхода к пониманию инстинктивного поведения, для того чтобы инстинкт считался инстинктом, он должен воспроизводиться без обучения у всех способных к воспроизводству представителей вида. Очевидно, что сложное взаимодействие матери и ребенка в число таких «инстинктивных» паттернов не входит. Если же рассматривать материнский инстинкт как некоторую «предрасположенность» к определенному поведению, нет никакой возможности проследить уровень этой самой «предрасположенности»: в случае материнской неудачи всегда можно сказать, что предрасположенность была «недостаточно выраженной».
Возможно, понять феномен материнского инстинкта помогут сами нейрофизиологические процессы, проходящие в организме беременной женщины и женщины, родившей ребенка. Если рассматривать «материнский инстинкт» как комплекс записанных в генах реакций, которые могут по-разному протекать в зависимости от состояния организма и условий окружающей среды, то само понятие обретает смысл.
Итак, «На материнское поведение мозг женщины программируется уже во время беременности. Гормоны вызывают в нем изменения, которые после родов закрепляются присутствием ребенка. Изменения в мозге матери носят долговременный характер, возможно, они даже оказываются постоянными. В ходе беременности гормон пролактин отвечает за поведение, ориентированное на устройство гнезда. Дом должен быть убран, стены детской заново выкрашены. В ходе работы над диссертацией, когда я однажды вошел туда, где размещались подопытные крысы, мне показалось, что клетки с самцами заменили на клетки с беременными самками, устраивавшими большие гнезда из стружек. Но это были самцы, и они строили гнезда, потому что накануне я ввел им пролактин, гормон мозга, вырабатываемый гипофизом во время беременности. В Wilhelmina Gasthuis [больнице (королевы) Вилхелмины] в Амстердаме пациент с опухолью гипофиза, вырабатывавшей пролактин, с наибольшим удовольствием помогал санитарам мыть с мылом шкафчики.
В конце беременности клетки мозга как матери, так и еще не родившегося ребенка начинают вырабатывать уже упоминавшийся гормон окситоцин, который затем поступает в кровь. Этот гормон мозга выполняет множество функций. Окситоцин хорошо известен как средство, с помощью которого, если это необходимо, вызывают наступление родов. Некоторые роженицы получают после родов окситоцин в форме назального спрея, чтобы стимулировать выделение молока. В конце беременности окситоцин стимулирует схватки и тем самым способствует ускорению родов. Мозг матери ночью вырабатывает больше окситоцина, и матка ночью также более чувствительна к этому гормону, так что схватки наступают преимущественно в спокойное время суток. Во время родов выработка окситоцина увеличивается особенно сильно, когда головка плода давит на выход из матки. Сигнал через спинной мозг передается в мозг матери, сразу же вырабатывающий увеличенную порцию окситоцина, чтобы усилить схватки. Если роженице делают обезболивающий укол в спину, это послание в ее мозг больше не поступает, и гипофиз производит меньше окситоцина, так что часто приходится делать инъекции этого гормона, чтобы вызвать более сильные схватки.
После родов окситоцин обеспечивает появление молока при грудном вскармливании. Когда ребенок сосет грудь, это стимулирует выделение окситоцина мозгом матери, благодаря чему молоко поступает из молочной железы. Через некоторое время достаточно плача младенца, чтобы включить рефлекс и обеспечить настолько сильное выделение окситоцина, что молоко выпрыскивается из груди. На людях это может создавать неудобства. Подобный рефлекс давным-давно известен крестьянам. Стоит войти в хлев с гремящими ведрами, как у коров молоко уже начинает струиться из вымени.
Плач грудного младенца - своего рода реле для матери, сигнал поспешить накормить ребенка, и молоко тут же начинает выступать из сосков. В последнее время становится всё яснее, что в ходе многих социальных взаимодействий окситоцин играет важную роль, и поэтому он получил несколько новых наименований. Его действие на мозг матери и ребенка укрепляет связь между обоими, которую уже в конце беременности начинает стимулировать возрастающий уровень окситоцина. Повышенной выработки окситоцина, как при естественных родах, не происходит при кесаревом сечении. Этим объясняется, что после такой операции мозг матери не так сильно реагирует на плач младенца, и материнское поведение формируется труднее. Во время кормления и игры с ребенком окситоцин, воздействуя на мозг матери, вызывает успокаивающий эффект и стимулирует у нее углубление внутреннего контакта с ребенком и привязанности к нему. Матери, не имеющие тесного внутреннего контакта с ребенком, во время игры с ним не показывают увеличения содержания окситоцина. Поэтому окситоцин и называют сейчас также гормоном привязанности.
Дети, которыми пренебрегли на самой ранней стадии их развития, оказываются не в состоянии снабжать кровь достаточным количеством окситоцина даже спустя три года после обретения приемных родителей, с которыми у них установились сердечные отношения. Формирование привязанности таких детей к приемным родителям надолго нарушено. Недавние исследования женщин, в детстве испытывавших эмоциональное пренебрежение, жестокое обращение или сексуальное насилие, свидетельствуют о продолжающемся воздействии всех этих факторов. Содержание окситоцина в мозговой жидкости этих взрослых женщин было резко понижено, и это вызывает опасения, что подобные проблемы могут передаваться следующему поколению. Окситоцин также тормозит стрессовую ось. Если девочка 7-12 лет испытывает стресс в связи с тем, что ей нужно будет выступить перед незнакомыми людьми, успокаивающее поведение матери приводит к выделению окситоцина. При этом не важно, приласкает ее мать или просто успокоит по телефону.
Наблюдения свидетельствуют также о возможности сдерживать часто докучное, чрезмерно заботливое поведение матери по отношению к уже взрослым детям. Экспериментально возможно материнское поведение обезьян прервать веществом, противодействующим окситоцину, - прекрасное средство для матерей, которые всё еще денно и нощно беспокоятся о своих взрослых детях. К сожалению, это вещество уменьшает интерес обезьян не только к своим малышам, но и к своему сексуальному поведению».
«Мозг вырабатывает также близкородственное вещество - вазопрессин. Наряду с окситоцином он играет ключевую роль в материнском поведении, в том числе и в ярости, с которой мать защищает своего ребенка. Это вещество причастно и к другим видам социального поведения, таким как формирование пары».
Дик Свааб также пишет об отцах: «Во время беременности жены мужчина тоже готовится к своей роли отца. Происходят изменения в выработке гормонов, воздействующих на мозг, и они влияют на то, что будущий отец начинает не только иначе себя вести, но и иначе себя чувствовать. Еще до рождения ребенка у будущего отца возрастает уровень гормона пролактина. Гормон, важный для появления молока у будущей матери, стимулирует заботливое поведение обоих родителей. Одновременно у будущего отца уменьшается в крови уровень мужского полового гормона тестостерона, что ведет к снижению агрессии по отношению к будущему потомству и подавляет инстинкт размножения. Полезное снижение уровня тестостерона у отца - явление универсальное. В Китае всё это выглядит так же, как и на Западе. Из-за воздействия гормонов на мозг многие мужчины чувствуют, что еще до рождения ребенка с ними происходит что-то особенное. Как именно возникают у будущего отца изменения поведения, не ясно, но здесь может иметь значение то, что женщина во время беременности пахнет по-другому. После рождения ребенка пролактин и окситоцин влияют на отцовское поведение и на укрепление связи между отцом и младенцем. Только у тех отцов, у которых возник стимулирующий, теплый контакт с ребенком, во время игры с ним повышается содержание в крови гормона привязанности окситоцина».
Ну и напоследок несколько исследований по теме инстинктов, которые удалось найти:
В исследовании «Основной инстинкт раздетости: Пространственно-временное восприятие первичных сексуальных характеристик» («Basic Instinct Undressed: Early Spatiotemporal Processing for Primary Sexual Characteristics») Lore B. Legrand и других от 2013 года с помощью электроэнцефалограммы продемонстрировано, что восприятие голого тела с очевидными и присущими полу характеристиками происходит в течение первых 200 миллисекунд и активирует районы мозга даже в том случае, если «обнаженка» ускользнула от сознательного внимания смотрящего. То есть восприятие сексуальных стимулов происходит автоматически, вероятно из-за высокой значимости стимулов для представителя вида в силу чрезвычайной важности репродуктивного успеха.
В исследовании «Специфическая нейронная подпись родительского инстинкта» («A Specific and Rapid Neural Signature for Parental Instinct») Morten L. Kringelbach и других от 2008 года с помощью магнитоэнцелографии было продемонстрировано, что у взрослых при взгляде на лицо знакомого им младенца возникает ответная активация специфических районов мозга, связанных с системой вознаграждения, в течение одной седьмой секунды; тогда как в ответ на знакомое им лицо взрослого человека такой реакции не возникает. Исследователи сделали вывод, что результаты указывают на наличие у людей «врожденных механизмов», описанным еще Конрадом Лоренцом, которые вступают в действие при уходе за младенцем.
В исследовании «Милые щенки и симпатичные дети: Адаптация восприятия к детским лицам у разных видов» («Sweet Puppies and Cute Babies: Perceptual Adaptation to Babyfacedness Transfers across Species») Jessika Golle и других от 2013 года, была изучена концепция Kindchenschema и ее влияние на поведение взрослых. Под этим названием австрийского происхождения авторства того же Конрада Лоренца, понимается специфическая схема черт внешности младенца (большие глаза, диспропорционально большая голова по сравнению с телом и головой взрослого человека и пр.). Исследователи установили универсальность оказываемого эффекта на человека от восприятия Kindchenschema по фотографиям младенцев и щенков.
//Источники:
Amanda Spink, «Information Behavior: An Evolutionary Instinct», глава 4
britannica(.)com: Instinct
jstor(.)org: Giving up Instincts in Psychology
en.wikipedia(.)org: Instinct
agespsyh(.)ru: Теория «трех ступеней» детского развития К.Бюлера
psionlib(.)ru: А.Н. Леонтьев «Философия психологии»
Рубинштейн С. «Основы общей психологии»
gem.greenwood(.)com: Maternal Instinct
Дик Свааб, «Мы это наш мозг», с. 43-46, 49, 53
PLOS