Драма гипертимного ребёнка C5

Oct 09, 2015 19:44


Уважаемые участники שבת שלום

Продолжаем чтение отрывков из книги "Драма гипертимного ребёнка" уважаемой Ольги Викторовны Бермант-Поляковой.
Полный текст книги доступен в http://www.proza.ru/2015/08/22/1267 
Книга посвящена психологическому разбору повести "Динка" Валентины Осеевой и, собственно, ее главной героини - Динки.

Сегодня мы поговорим о психотерапии творческим самовыражением или как возникают книги.


8. "Динка" как автобиографическая повесть, исправляющая неслучившееся

Почему Валентина Осеева (1902-1969) написала свою, во многом автобиографическую, повесть про Динку только во второй половине 1950-х? Появилось время после выхода на пенсию? Встретила человека, который её любит и отважилась прикоснуться к тому, что болит? Проводила в последний путь маму и решилась рассказать о том, что было, не задевая её самолюбия? Жила семьёй, а не в интернате, видела, как подрастает внучка сына Лёни, и провалилась в полынью памяти, выписывала прошлое на бумагу, чтобы себя спасти? Много лет была рядом с детьми без родителей, была для них другом, воспитателем, утешителем, и наконец-то решилась стать целителем самой себе, написала книгу, в которой "мёд-пиво"?

Фактические расхождения с биографическим материалом в "Динке" очевидны.

Идея элеватора в Самаре возникла в 1910 году, объект ввели в эксплуатацию в 1916. Организовывать стачку на нём в 1905-м Арсеньев не имел никакой возможности, это анахронизм в тексте. Реальный Осеев был по профессии инженером-мостостроителем и участвовал в организации стачки на Самарско-Златоустовской железной дороге.

Отец писательницы сошёлся с другой женщиной и приехал к ним, чтобы оформить развод, а не получил по приговору суда десять лет одиночного заключения с последующей пожизненной ссылкой (ДПсД Гл1). В книге мама Динки едет к отцу, больному затяжным плевритом (заболевание лёгких), хлопотать о больнице, и любовь между ними так же сильна, как все годы.

Лёнька не закончил гимназию с золотой медалью (ДПсД Гл40), потому что не мог в неё поступить в принципе, в описываемую эпоху его стеклянным потолком в образовании было реальное училище. В книге Лёнька зарабатывал уроками, которые даёт другим (ДПсД Гл9, Гл40), а потом его часто стали посылать с поручениями партийные товарищи, и от уроков пришлось отказаться.

Событийная канва повести, по моему предположению, в нескольких эпизодах исправляет неслучившееся в судьбе писательницы. Психологическая достоверность её книг завораживает, она как будто читает в сердце, - тем контрастнее нереалистичные моменты и тем чётче просачивающиеся между строк слёзы боли. Я остановлюсь на трёх моментах.

1) В книге Марьяшка тянется за бумажными цветами, украшающими полку с иконой, опрокидывает на себя горящую лампаду с маслом, и получает ожоги груди и головы:
Около дачи Марина опередила детей.
- Катя, - звенящим шепотом сказала она вышедшей ей навстречу сестре, - не спрашивай ничего. Уведи детей…
Катя, не понимая, что случилось, молча увела к себе в комнату детей.
- Сидите здесь! - строго сказала она.
(...)
Дверь сторожки была раскрыта… Около крыльца лежали сваленные в кучу обгоревшие кисейные занавески, ватное одеяло из цветных клинышков, с торчащей из него рыжей обгорелой ватой и еще какие-то вынесенные на воздух тряпки… Тут же стояло деревянное корыто с водой, а рядом на земле валялось прогоревшее в нескольких местах детское платье и матерчатые туфельки…
Марьяшка лежала на голом матрасе и тяжко, словно в забытьи, стонала. Круглая головка девочки, лицо и шея были покрыты темными ожогами, запекшиеся губки почернели… (Д Ч2Гл29)

Осеева описывает ожоги 3-й или 4-й степени, и неизбежные при таком очаге поражения ожоги верхних дыхательных путей, лечить которые медицина начала двадцатого века не могла. Девочка, скорее всего, скончалась в течение нескольких часов после трагедии. В книге четырёхлетняя девочка выздоравливает, может говорить и видеть:

Девочка действительно выздоравливала. Однажды Марина приехала веселая и сказала, что глазки у Марьяшки не пострадали, повязку доктор снял и девочка уже бегает по всей палате (Д Ч2Гл32).

Борьба Лёньки за Динку, за её эмоциональную стабильность, по-видимому, описывает саму писательницу, её опыт утешения детей, встретившихся лицом к лицу со смертью.

2) В книге Лёнька мечтает привезти своей Макаке, - так он ласково называет Динку, - красные сапожки. Добрый капитан парохода "Надежда", куда его взяли матросом, даёт ему рубль, Лёнька идёт на базар, находит сафьяновые (из тонкой козловой кожи) сапожки, как и мечтал, но стоят они в два с половиной раза больше, чем есть у него денег, - конфликт, знакомый многим и в наши дни:

- Нету у меня… - умоляюще пробормотал Ленька, - Уступи, дяденька…
- Чего уступал? Зачим торгуешь, если денег нет! Ступай, ступай! - рассердился татарин.
Ленька, крепко держась за сапожки, тянул их к себе, торговец - к себе…
- Уступи! Я тебе чем ни чем отработаю, - безнадежно бормотал мальчик.
- Иди! Выпускай сапог! Караул кричать будем! - толкал его татарин.
- В чем дело? Сколько тебе не хватает? - раздался вдруг за спиной мальчика знакомый голос.
Стоя в отдалении, капитан уже давно наблюдал Ленькину торговлю. Глядя на упрямое и несчастное лицо мальчика, он вспомнил кудрявую встрепанную девчушку и обещание Леньки привезти ей из Казани красные сапожки.
- Ну, бери сапожки… Вот еще полтора рубля; - бросая на прилавок деньги, сказал капитан.
Ленька, не смея верить своему счастью, вынул из вспотевшей ладони драгоценный рубль и, прижимая к груди завернутые в бумагу сапожки, отошел от прилавка. Лицо его сияло, на бледном лбу выступили крупные капли пота.
- Спасибо… Я заслужу… Отработаю… - сказал он капитану. (Д Ч2Гл79)

Развязка драмы у прилавка похожа на святочный рассказ о появлении доброго ангела-хранителя, но даже если такое событие действительно имело место в реальности, логично было бы предположить, что в душе Лёньки происходит сшибка двух сильнейших мотиваций: самоуважения (он всегда сначала зарабатывает, потом покупает на свои, себе или Динке на конфеты или карусель, не суть важно, принимать что-то незаработанное для него быть нищим, человеком, не имеющим самоуважения) и жалости к Динке (сапожки должны быть ей утешением на время разлук с Лёнькой, когда он уходит из Самары в рейсы на "Надежде"). Я-для-себя и Я-для-Другого здесь взаимоисключающие решения, не взять незаработанных денег означает сохранить самоуважение и оставить Динку безутешной, взять незаработанные деньги означает утешить Динку и совершить бесчестный поступок.

В книге "Лицо его сияло, на бледном лбу выступили крупные капли пота", совершенно нехарактерная для эпилептоидного характера реакция. Перегруженный эмоциями эпилептоид разозлён, до бешенства, и нападает на источник своего дискомфорта. А поскольку капитан его начальник, то объектом нападения, скорее всего, будет торговец за прилавком или его имущество, которое одним движением можно смести на землю. Вспотеть от внутреннего напряжения, - сдерживая себя, чтобы не броситься на другого, маловероятный исход. Как вариант, дать кулаком со всей силы по стойке навеса и сломать её. Просиять эпилептоид не может в ситуации внутреннего конфликта, никак. Собственно, после слов " Я заслужу… Отработаю… - сказал он капитану" в книге следуют три звёздочки * * * и начинается новый раздел главы, - что даёт основания для предположения о том, что весь эпизод выдуман, а не прожит.

3) Третью догадку мне сложнее всего аргументировать. В книге взрослые принимают решение уехать, и у Динки нет никакого средства дать Лёньке знать, что её увозят. Она приходит на утёс и пишет там печатными буквами что-то для него, - несмотря на строжайший запрет не переходить по доске на утёс одной, когда его нет рядом. Мама девочки оставляет письма для капитана и письмо для Лёньки у соседской девочки Анюты, взрослые помогают Лёньке успеть к поезду в городе, который увозит девочку, взрослые помогают маме дождаться Лёньку, Динка привязывает себя к стулу, чтобы её не увезли на поезд насильно, - и Лёнька успевает воссоединиться с ней.

В реальной жизни, как мне кажется, были только слова "Найди меня, Лёнька" и девочка, привязывающая себя к стулу, чтобы взрослые не могли вынести её из комнаты насильно. Я думаю, её увезли, они потерялись и их встреча не случилась, и отчаяние маленькой девочки-Динки писательница пронесла через всю жизнь.

Прошу обратить внимание уважаемых участников на способ мышления психотерапевта

цитаты, 2015, &эссе, 2014, 2013

Previous post Next post
Up