Уважаемые участники שבת שלום
С сегодняшнего дня мы начнем чтения отрывков из книги "Драма гипертимного ребёнка" уважаемой Ольги Викторовны Бермант-Поляковой, известной также как
m_d_nПолный текст книги доступен в
http://www.proza.ru/2015/08/22/1267 Книга посвящена психологическому разбору повести "Динка" Валентины Осеевой и, собственно, ее главной героини - Динки.
Динка, как и автор повести, истероидно-эпилептоидно-гипертимная по натуре.
Ей нравится входить в роль другого перед девочками в классе, перед сестрой или для самой себя:
А Динка была изобретательна. Иногда она входила в класс совсем как учительница Любовь Ивановна и, точно как она, мерно помахивая рукой, говорила:
- Слушайте, дети, слушайте! Земля - это круглый шар, и этот шар все время вертится…
- Ха-ха-ха! Хи-хи-хи! - заливались подружки. - Арсеньева! Динка! Покажи батюшку!
Динка прятала под фартук руки и, выпятив живот, ходила по классу, визгливо восклицая:
- Де-ти мои! Господь бог наградил Давида божественной силой, и слабый Давид победил Голиафа!
Девчонки визжали от удовольствия, а на уроках, когда к доске вызывали Арсеньеву, с ними не было сладу.
- Тише! Тише! - надрываясь, кричала Любовь Ивановна, а Динка, стоя у доски, корчила смешные рожи. - В чем дело, наконец?
Любовь Ивановна с возмущением оборачивалась и встречала удивленный, невинный взгляд Динки.
- Они не дают мне отвечать урок, - скромно жаловалась та. (Д Ч3Гл6)
Потом, на глазах испуганной Мышки, она поставила картонку на пол, нажала на нее коленкой, затянула ремни и, ухватив ее за ручку, прошлась по террасе, изображая старую даму и с улыбкой оглядываясь на присевшую от смеха Мышку.
- Мадам, я тороплюсь на поезд! Мадам Мышка, идите за мной!
«Мадам» Мышка, ухватив один конец ремешка, тоже разок прошлась по террасе, потом Динка изобразила «двух мадамов», опаздывающих на поезд, и девочки со смехом потащили картонку в кухню. (Д Ч2Гл47)
Динка изображает попеременно то сурового короля дон Педро, то чудесного пастушка. Король у нее представлен с сильно выпяченной нижней губой и вытаращенными глазами; для чудо-мальчика Динка изо всех сил укорачивает нижнюю губу, голову откидывает назад и чуть-чуть щурит глаза. (Д Ч1Гл4)
Как все истероидные натуры, она извлекает удовольствие от умения скрывать / показывать себя одновременно. Это касается и актёрства как ремесла, и обращения с информацией, истероидным натурам нравится скрывать/показывать правду. Им неинтересно показать фокус, и только, им требуется фокус с его последующим разоблачением.
Мышка тоже засмеялась.
- Ты так быстро врешь, - сказала она, - что я даже ничего не успеваю подумать!
- У меня не простое вранье! - важно сказала Динка. - Но тебе никогда не додуматься, потому что оно похоже знаешь на что?
- На длинный язык! - фыркнула Мышка.
- Нет… На яичко, которое вкладывается одно в другое, одно в другое, а в самом конце такой шарик.
- Ну и что?
- Шарик взаправдашний, а кругом вранье, - объяснила Динка. (Д Ч2Гл45)
Так проявляет себя истероидное начало в натуре ребёнка. Его истоки нужно искать в инстинкте самосохранения, который присущ каждому из нас. В минуту опасности для жизни эволюционно у любого человека есть (1) возможность нападать в ответ, поражать, - в том числе на уровне социальных взаимодействий демонстративными, эксцентричными выходками поражать воображение окружающих, прикладывать усилия к тому, чтобы выделяться на любом фоне, (2) возможность замирать, притворяться неживым, неподвижным, как бы мёртвым, - хорошо известно, что хищники не едят падаль, потому что мало кто из них может метаболизировать трупный яд, - в том числе на уровне социальных взаимодействий ничего не менять в своей жизни, придерживаться одних и тех же рутин годами и даже десятилетиями, стараться не выделяться ни в одежде, ни в поведении, прикладывать усилия к тому, чтобы оставаться незаметным в любой группе людей, мимикрировать под окружение, таиться, (3) возможность убегать, покидать ситуацию, где возникла опасность, - в том числе на уровне социальных взаимодействий разрывать отношения с людьми в один момент, выкидывать их из практик своей жизни и из памяти.
Удовольствие от ощущения, что две силы действуют одновременно, наполняет человека переживанием мощных жизненных сил, поэтому люди снова и снова к нему возвращаются. Так, удовольствие от скрывать/показывать это удовольствие от практики таиться/нападать одновременно. Недомолвки, полуправда и плутовство, розыгрыши и исключение третьего из пары (мы не скажем ему то, что знаем вдвоём), - всё это удовольствия одного корня, где силы (1)(2) действуют вместе. А удовольствие от ближе/дальше, от отношений, в которых приближаются к другому, чтобы поразить его обвинениями и упрёками и отпугнуть его, а потом приблизиться к нему, и одновременно разорвать отношения, убежать и потом снова сближаться, чтобы быть в отношениях, это совместное действие сил (1)(3). Это удовольствие психиатры почему-то называют "пограничной организацией личности", социальные психологи "амбивалентно-сопротивляющимся типом привязанности", а житейская мудрость отношениями в треугольнике, потому что "об третьего" легче сближаться-отдаляться и расходиться-сходиться с партнёром, переживая эмоциональные потрясения к собственному удовольствию. Глубинное удовольствие тут от того, что все живы и всё хорошо, в итоге, - на некоторое время.
Ещё один аффект истероидного круга - это тревога. Он напрямую связан с ощущением опасности и инстинктом самосохранения.
Из трёх сестёр Мышка, девочка с "генерализованным тревожным расстройством", как сказали бы мы сейчас. Она тревожится по любому поводу. Динке тревоги неведомы до появления в её жизни Лёньки, - это первый человек, за которого она тревожится по-настоящему, глубоко, сумеет он спастись от злого Гордея Лукича и сбежать с баржи (Д Ч2Гл3) или нет.