Респектабельное занятие

Feb 15, 2013 21:12

Я знаю, как сделать психологию респектабельным занятием и знаю, зачем это надо делать.

Upd Текст полностью
Read more... )

&размышления, цитаты, хиты, 2014, 2013

Leave a comment

velori February 15 2013, 20:51:01 UTC
Хмм, ну с точки зрения обывателя тут нужны как минимум чётко прописаные стандарты кто, что имеет право, должен, не может делать, в каких рамках с какими результатами.У кого какие компетенции и какая ответственность, короче говоря.
Т.е. вот идя к зубному мы ж не ожидаем от него, что он заодно и рецепт на противозачаточные средства выпишет.При этом прекрасно понимаем, что если что-то не в рамках его компетенций в плане именно зубов, то он должен направить к ортодонту или там к хирургу, а не пытаться на свой страх и риск как-нибудь сделать.С другой стороны и зубной не говорит "ну у вас был сложный случай вот пломба и не прижилась", а либо делает и дает гарантию на свою работу на 2 года либо таки да перенаправляет.

Т.е. я как потребитель первым делом должен понимать (или знать где посмотреть)
1)что входит в работу данного специалиста
2)каковы стандарты этой работы (эдакий ГОСТ услуги), по каким критериям я могу оценивать ее качество
3)какова процедура подачи претензии
4) какие есть возможные результаты рассмотрения претензии

Защищающему права потребителя и самому пси. профи соответственно нужно всё то же самое только с чуть другого ракурса.
Одному, как рамка для оценки, где было нарушение, а где нет.Другому, как рамка для работы, чтобы четко понимать как не допускать нарушений.
Ну и четкие санкции и возможность для пси. профи защищать себя.

Как-то так сумбурненько выходит.
Т.е. суммируя, думая о защите прав потребителя, я думаю в первую очередь о том, что для всех сторон необходима четкая система координат права-обязанности-ответственность, а так же разделение между теми кто дает права, проверяет исполнение обязанностей, назначает меру ответственности.

Reply

m_d_n February 15 2013, 20:59:55 UTC
Это есть :)
Вот, пожалуйста,

Статья 37. Порядки оказания психологической помощи
1. Психологическая помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания психологической помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми психологическими бюро, а также на основе стандартов психологической помощи.
2. Порядки оказания психологической помощи и стандарты психологической помощи утверждаются настоящим Федеральным Законом.
3. Порядки оказания психологической помощи определяют виды лицензий на психологическую деятельность, этапы оказания плановой и экстренной психологической помощи, правила организации психологической помощи, стандарт материально-технического оснащения рабочего места работника психологического бюро, а также показатели результативности психологической помощи и рекомендуемые штаты психологического бюро в расчёте на тысячу человек населения.
4. Психологической деятельностью имеют право заниматься физические лица, получившие одну или несколько из нижеперечисленных лицензий:
1) лицензия на разговорные виды непосредственной психологической деятельности;
2) лицензия на телесно-ориентированные виды непосредственной психологической деятельности;
3) лицензия на разговорные виды психологической деятельности посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
4) лицензия на популяризацию психологических услуг.

Reply

m_d_n February 15 2013, 21:00:20 UTC
5. Плановая психологическая помощь осуществляется в одиннадцать этапов:
1) обращение гражданина в психологическое бюро, разъяснение гражданину его прав и обязанностей как подопечного, открытие дела на имя гражданина или анонимно, подписание добровольного информированного согласия на психологические действия;
2) первичный приём в психологическом бюро, сбор и анализ жалоб подопечного, оценка его анамнеза и заключение о степени затруднения в самообслуживании и социальной адаптации и о тяжести состояния, принятие решения о профиле психодиагностики;
3) первичное выполнение подопечным Я-структурного теста Аммона по стандартной методике Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института имени В.М. Бехтерева для оценки степени достижения запланированного изменения на пути к психологическому здоровью;
4) курс встреч с психологом для психодиагностики;
5) подготовка психологом психодиагностического заключения;
6) подготовка работником психологического бюро плана формирующей, лечебной, восстановительной или поддерживающей работы на основании психодиагностического заключения;
7) курс встреч с работником психологического бюро для реализации плана;
8) повторное выполнение подопечным Я-структурного теста Аммона по стандартной методике Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института имени В.М. Бехтерева для оценки степени достижения запланированного изменения на пути к психологическому здоровью;
9) подготовка работником психологического бюро отчёта о проделанной в рамках курса встреч работе;
10) сохранение в деле добровольного информированного согласия на психологические действия, текста психологического заключения, текста плана работы, текста отчёта о проделанной работе, заполненных форм Я-структурного теста Аммона, иных рабочих материалов, отчётной финансовой документации (кассовых чеков), письменного заявления подопечного с просьбой предоставить копию психодиагностического отчёта или отчёта о проделанной работе, если гражданин изъявлял такое желание, письменного согласия на разглашение профессиональной тайны и иной документации;
11) оформление отчёта для Федеральной службы государственной статистики.

Reply

velori February 15 2013, 21:21:49 UTC
Вопросы проясняющие можно задавать?

Вот смотрите, читаю я-обыватель закон, где написано "...добровольного информированного согласия..." и сразу же пугаюсь сего непонятного зверя?
Что это за диковинка такая? на что я там соглашаться-то буду можете рассказать?

И второй момент не увидела пока про вот это
"... подготовка работником психологического бюро плана формирующей, лечебной, восстановительной или поддерживающей работы на основании психодиагностического заключения; "

Что есть
-формирующая
-лечебная
-восстановительная
-поддрживающая
работа

Как же ж я пойму, что мне там психолог в плане написал.Может он написал про поддерживающую, а сам меня формирует.Тогда я_недоволен :)

Reply

m_d_n February 15 2013, 21:01:09 UTC
6. Отчётная документация о проделанной работе хранится в архиве психологического бюро пятнадцать лет и уничтожается работником психологического бюро в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти.
7. Популяризация психологических услуг это деятельность по связям с общественностью, которая служит гражданам основанием для суждений и выбора, в том числе интервью работника психологического бюро в средствах массовой информации и блогах, периодические публикации, участие в радио и телепередачах, видеоматериалы, размещение информации на радио, телевидении, в сети «Интернет», рассылка информации любыми средствами и иные средства публично выступать в качестве профессионала в сфере охраны психологического здоровья.
8. Популяризация психологических услуг лицензируется Федеральным регистром работников психологических бюро как отдельный вид психологической деятельности.

Reply

velori February 15 2013, 21:48:42 UTC
Так, а как будем отличать высказался человек как частное лицо в своем бложике или это он как пси.профи популяризирует психологические услуги у пущай за лицензией идет?

Более того, допустим, пси.профи гражданин России, а высказывается в каком-нибудь ФБ или, напборот, пси.профи имеет гражданство другой страны, но высказывается на российском информационном пространстве.
Как-то с этой популяризцией мне не ясно

Reply

m_d_n February 15 2013, 21:57:10 UTC
Cмотреть будем, на какую тему высказался.

Если про психологические услуги говорит - диагностику, формирование, лечение, восстановление, поддержание - значит популяризирует. Пусть имя и лицензию номер подписывает под высказыванием, дабы неприятностей с законом не иметь.

А на темы психологии можно высказываться и в другом формате, если не про психологические услуги, то:

Статья 31. Психологическое просвещение и образование
1. Психологическое просвещение, психологическое образование и социально-психологическое просвещение содействуют охране психологического здоровья граждан и могут предоставляться как образовательная услуга дополнительной развивающей программы или как психологическая услуга формирования психологического здоровья.
2. Психологическое просвещение сообщает гражданам информацию о современной психологической науке, основных отраслях психологических исследований и о содержании основных разделов психологической науки: общей психологии, психологии личности, социальной психологии, психологии управления, психологии труда и организационной психологии, психофизиологии и прикладной психофизиологии, специальной психологии, психологии развития и возрастной психологии, педагогической психологии, психологическом консультировании, психологии творчества, психологии безопасности, психологии развивающего инновационного образования, психологии конфликта, психологии переговоров, психологии спорта, психологии служебной деятельности, почерпнутую из монографий, академических изданий и профессиональной периодики на русском и иностранных языках.
3. Психологическое образование сообщает гражданам информацию о современной психологической практике, об основных направлениях психологической деятельности, имеющих научное подтверждение эффективности, а также о достижениях современных нейронаук, патопсихологии, клинической психологии, нейропсихологии, нейрореабилитации, логопедии, тифлосурдопедагогики, коррекционно-развивающего обучения, клинико-социальной реабилитации, психотерапии, нейропсихиатрии, сексологии, сексопатологии, геронтологии, геронтопсихиатрии, эрготерапии, педагогики и психологии девиантного поведения, психологии чрезвычайных и экстремальных ситуаций, пенитенциарной психологии, почерпнутую из монографий, академических изданий и профессиональной периодики на русском и иностранных языках.
4. Социально-психологическое просвещение сообщает гражданам информацию о характеристиках и закономерностях сексуального или семейного или учебного или профессионального или внутригруппового или межгруппового взаимодействия между людьми в форме лекций, семинаров, собеседований, родительского инструктажа, школ репродуктивного здоровья, школ приёмных родителей и иных школ.
5. Психологическое просвещение, психологическое образование и социально-психологическое просвещение, проводимое работником психологического бюро, учитывается в отчётности работников психологического бюро для Федеральной службы государственной статистики как психологические услуги по формированию.
6. Государственные организации и ведомственные учреждения, оказывающие гражданам социально-педагогические услуги «4.4.1. Социально-педагогическое консультирование» , «4.4.7. Социально-педагогический патронаж», «4.4.16. Обучение родителей детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, основам их реабилитации в домашних условиях» ГОСТа Р 52143-2003 Национального стандарта Российской Федерации «Основные виды социальных услуг», обязаны отчитываться перед Федеральной службой государственной статистики по статье «психологические услуги по формированию».

Reply

velori February 15 2013, 22:09:40 UTC
Не, я всё равно не поняла

Берем

"8) диагностика - комплекс психологических действий для установления индивидуально-характерологических различий и выяснения в каждом отдельном случае причин, по которым найденные особенности обнаруживаются в состоянии подопечного определённым образом, определяя тяжесть состояния и степень затруднения в самообслуживании и социальной адаптации;"

Допустим, обращается в ру_психолог человек с жалобами из серии "не сплю, не ем, на всех волком смотрю".Тут у него все дружно начинают выяснять когда он активнее всего не спит, не есть, что у него с настроением утром-днём-вечером ....Насколько это мешает его профессиональной и семейной жизни?Насколько это ограничеиват его способности к самообслуживанию и контактам с окружающими и т.д. После уточняющих вопросов выдвигаются предположения, что это депрессия, синдром хроничсекой усталости и бог_знает_что_еще.
Или еще хуже, не просто уточняют, а сразу к Беку отсылают,о!

Комментаторов всех за лицензией или как?
Высказывались они на тему диагностьки али нет?

PS.Да и вопрос с площадкой ,где человек высказывается так и остается открытым

Reply

m_d_n February 15 2013, 22:12:03 UTC
Поясняю, что считается диагностикой. А что ею не является (хотя некоторые думают, что они занимаются диагностикой, и разумеется, имеют право на свои заблуждения).

Статья 32. Психологические услуги по диагностике
1. Психологические действия по диагностике (далее - психодиагностика) устанавливают индивидуально-характерологические различия и выясняют в каждом отдельном случае причины, по которым найденные особенности обнаруживаются в состоянии подопечного определённым образом, определяя тяжесть состояния и степень затруднения в самообслуживании и социальной адаптации.
2. Психодиагностика может осуществляться посредством опросников, графических методов, включённого наблюдения, беседы, тестов, проективных тестов, социометрии, психосематических методов и аппаратурных методов.
3. Психологические услуги по психодиагностике оказываются в соответствии со стандартами оказания психологической помощи и Практическим руководством по психодиагностике, обязательным для всех психологических бюро в Российской Федерации.
4. Выбор профиля или профилей психодиагностики (в их численейропсихологическая психодиагностика, психодиагностика нарушений обучаемости, индивидуально-характерологическая психодиагностика, психодиагностика межличностных отношений, профориентационная диагностика, ситуативно-проясняющая диагностика) осуществляется работником психологического бюро на первичном приёме.
5. Курс встреч с психологом для психодиагностики является частью плановой психологической помощи.
6. Психолог с целью описания и выяснения сущности индивидуально-характерологических особенностей подопечного, оценки его актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций относительно психологического маршрута осуществляет нейропсихологическую психодиагностику, психодиагностику нарушений обучаемости, индивидуально-характерологическую психодиагностику, психодиагностику межличностных отношений или профориентационную диагностику.
7. Психолог проводит курс встреч с подопечным и по результатам обследований готовит отчёт о проделанной диагностической работе, именуемый психодиагностическим заключением.
8. Право оказывать психологические услуги по диагностике даёт лицензия на разговорные виды непосредственной психологической деятельности.
9. Рабочее время, необходимое для подготовки текста психодиагностического заключения, входит в сметный расчёт платы за психологическую услугу по диагностике.
10. Государственные организации и ведомственные учреждения, оказывающие гражданам социально-психологическую услугу «4.3.2. Психологическая диагностика и обследование личности» ГОСТа Р 52143-2003 Национального стандарта Российской Федерации «Основные виды социальных услуг», обязаны отчитываться перед Федеральной службой государственной статистики по статье «психологические услуги по диагностике».

Reply

velori February 15 2013, 22:21:47 UTC
с 32-ой статьей уже симпатичней .
Ольга Викторовна, так может вы выдадите разом все статьи :)?

Добывать по-одной конечно тоже увлекательное занятие, но это ж на сколько времени придется вжиться в роль веника...

Reply

m_d_n February 15 2013, 22:24:58 UTC
Как все привыкли, что прямо вот сразу даст всё что попросишь, эта Ольга Викторовна! Дайте хоть разик поинтриговать, не сразу прямо вот всё выложить

Reply

velori February 15 2013, 22:35:11 UTC
*хитренько*

Мы вообще сами_не_местные (в смысле не из РФ).
Из спортивного интереса, так сказать, зашла на огонек.
Так что не претендую, не претендую.Пинтриговать так поинтриговать :)

Reply

m_d_n February 15 2013, 22:13:47 UTC
Про площадку у меня душа болела, конечно, как не подставить ру_психолог под закрытие, поэтому в законопроекте появилась следующая статья :))

Статья 28. Объединения граждан по содействию охране психологического здоровья
1. Граждане имеют право на создание общественных объединений с целью содействия охране психологического здоровья.
2. Граждане имеют право на создание объединений в социальных сетях информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с целью содействия охране психологического здоровья.
3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, имеют право составлять и реализовать для граждан дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в сфере психологии, содержанием которых является психологическое просвещение, психологическое образование и социально-психологическое просвещение.

Reply

velori February 15 2013, 22:14:29 UTC
С формированием вообще получается, что это некий комплекс мер осуществляемый работником психологического бюро по заранее известному плану работы, составленному на основе данных предварительно проведённой диагностики;

"9) формирование - комплекс психологических действий в случае несоответствия подопечного возрастной или социокультурной норме, направленных на помощь в овладении навыком, умением или состоянием или создание навыка, умения или состояния, соответствующего возрастной и социокультурной норме для подопечного посредством беседы, упражнения, задания, игры, совместного творчества, осуществляемый работником психологического бюро по заранее известному плану работы, составленному на основе данных предварительно проведённой диагностики;"

Так тогда под статью "про формирование" в плане популяризации психологических услуг ничего попадать не будет.
Нет суммы диагностика+план+работник бюро+ сами действия- не к чему и придараться.
Нет?

Reply

m_d_n February 15 2013, 22:18:39 UTC
Про формирование есть статья, сейчас тоже приведу. Понимаете, есть диагностика плюс письменный план действий плюс отчёт - есть услуга. Нет - это разговоры, информация, социально-психологическое просвещение и не более. Письменная/устная реальность, я такой критерий дала.

Статья 33. Психологические услуги по формированию психологического здоровья
1. Психологическая услуга по формированию психологического здоровья представляет собой комплекс психологических действий, осуществляемый работником психологического бюро в рамках плановой психологической помощи.
2. Формирование психологического здоровья проводится по заранее известному плану работы, составленному на основе предварительно проведённой психодиагностики.
3. Формирование показано в случае несоответствия подопечного возрастной или социокультурной норме и направлено на помощь в овладении навыком, умением или состоянием или создание навыка, умения или состояния, соответствующего возрастной и социокультурной норме для подопечного.
4. Целью формирования психологического здоровья является сглаживание несоответствия подопечного возрастной или социокультурной норме.
5. Формирование проводится посредством включённого наблюдения, беседы, упражнения, задания, игры, совместного творчества на протяжении курса встреч работника психологического бюро с подопечным.
6. Работник психологического бюро в конце курса встреч представляет отчёт о проделанной работе в письменной форме.
7. Право оказывать психологические услуги по формированию психологического здоровья даёт лицензия на разговорные виды непосредственной психологической деятельности или лицензия на телесно-ориентированные виды непосредственной психологической деятельности.
8. Рабочее время, необходимое для подготовки отчёта, входит в сметный расчёт платы за психологическую услугу по формированию.
9. Государственные организации и ведомственные учреждения, оказывающие гражданам социально-психологические услуги «4.3.5. Социально-психологический патронаж», «4.3.6. Психологические тренинги» и социально-педагогическую услугу «4.4.15. Обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности» ГОСТа Р 52143-2003 Национального стандарта Российской Федерации «Основные виды социальных услуг», обязаны отчитываться перед Федеральной службой государственной статистики по статье «психологические услуги по формированию».

Reply

m_d_n February 15 2013, 21:03:27 UTC
И вот ещё статья законопроекта:

Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны психологического здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий
1. Мероприятия по охране психологического здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
2. Государство обеспечивает гражданам охрану психологического здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.
4. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность психологических бюро, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью психологическую деятельность, в том числе психологическую деятельность в отношении принятых на работу сотрудников, и применяются к таким организациям в части, касающейся психологической деятельности.
5. Отношения между работником психологического бюро и подопечным в рамках профессиональных отношений имеют конфиденциальный характер.
6. Работник психологического бюро, в том числе стажёр в муниципальном психологическом бюро, обязан соблюдать конфиденциальность в отношении всей информации, предоставленной ему подопечным, и обязан хранить психологическую профессиональную тайну, а именно:
1) сам факт обращения к работнику психологического бюро и мотивы такого обращения;
2) суть просьбы подопечного, содержание первичного приёма и любые сведения, сообщённые работнику психологического бюро, если нет письменного согласия подопечного на их разглашение;
3) любые сведения, переданные работнику психологического бюро родителем малолетнего гражданина, не достигшего возраста четырнадцати лет, или лица, являющегося его законным представителем, если нет письменного согласия родителя или лица, являющегося законным представителем малолетнего, на их разглашение;
4) информацию, содержащуюся в официальной переписке работника психологического бюро с лицом, обратившимся за психологической помощью, а также в отчётной документации о психологической деятельности.
7. Работник психологического бюро обязан умолчать о совершённом его подопечным преступлении и не несёт уголовной ответственности за недоносительство о любом преступлении, ставшем известным ему со слов подопечного.
8. Сведения, составляющие психологическую профессиональную тайну, не могут служить доказательством в уголовных, гражданских и административных делах.
9. Работник психологического бюро не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали известны ему в связи с выполнением профессиональных обязанностей.
10. На обязанность сохранения психологической профессиональной тайны не распространяется срок давности.
11. Работник психологического бюро, которому подопечный доверил планы совершения преступления, обязан убедительно порекомендовать отказаться от осуществления замысла и указать на пагубность последствий.

Reply


Leave a comment

Up