"Один правый эсер, бывший террорист, вечный царский каторжник, считающий день 12 марта 1917 года - лучшим днем своей жизни, едет в Нарым, в трехлетнюю ссылку в 1924 году. Ссыльные разведены по глухим деревням. Место жительства ему назначено очень дальнее, отлучаться с мест не позволяют, встречаться разрешают лишь друг с другом, заставляя вариться в собственном соку. В долгом санном пути он попадает на ночевку в одну деревушку, где колония ссыльных - 7 человек. У одного из них он и останавливается, ночует, здесь его застигает пурга, и он живет тут неделю, знакомясь со всей колонией. Это - два комсомольца-анархиста (были такие в 20-х годах), два сиониста - муж и жена, и два правых эсера - тоже муж и жена. Седьмой колонист - епископ, один из профессоров Духовной Академии. Пестрота состава, насильственное общение друг с другом - мелкие ссоры, разрастающиеся в болезненные скандалы, взаимное недоброжелательство, много свободного времени. Но все - каждый по-своему, очень хорошие, думающие, честные люди... Наконец, пурга легла, рассказчик наш уезжает и целых два года "отбывает" где-то в Нарымской глуши. Через два года ему разрешают вернуться в Москву и, уже не ссыльный, он едет назад той же дорогой. Во всем этом длинном пути у него лишь в одном месте есть знакомые - там, где его задержала пурга. Он вновь заезжает с ночевкой в эту деревню. - И что вы думаете, там случилось? - спрашивает он меня. Я пожал плечами. Там ведь были сионисты, эсеры и комсомольцы-анархисты, помните? - Да! Ну, так вот - они все приняли православие. Поп их сагитировал, этот ученый епископ. Молятся теперь богу вместе, живут этакой евангельской коммуной. - И сионисты? - И сионисты. - Действительно, странная история. Почему это могло случиться? - Рассказчик помолчал.
- Видите, я много думал об этом, да и сейчас, вот через столько лет, не могу забыть. У них, видите ли, у всех - у эсеров, у сионистов, у комсомольцев была одна общая черта. - ??? - Они все слишком верили в силу интеллекта".
Этот рассказ - фрагмент письма В.Т.Шаламова Б.Л.Пастернаку от 20 декабря 1953 года (?), взят из публикации в журнале "Юность", 1988, №10.
На сайте
http://shalamov.ru в разделе переписки этого фрагмента нет.
Есть ли рассказ где-то еще в сети я не знаю.