Отрывок из книги Александра Гольдштейна «Расставание с Нарциссом» (1997), глава «Способы уклонения», в которой речь идет, в частности, об известном литературоведе и бывшем лагернике Аркадии Белинкове
( Read more... )
почему собственно Архипелаг- книга исключительно смешная и т.д. а Шаламов - это внесмысловое травматическое вытеснение? откуда такая дихотомия если книги смотреть в отрыве от судьбы писателей, то неизвестно, что страшнее у Солженицына- масштаб, системность, фабрика - разве это не устрашает
Гольдштейн так рассуждает, потому что Солженицын получил в конце концов Нобелевку, а Шаламов умер в психушке
для меня Архипелаг - книга в первую очередь скучная. а мнение Гольдштейна о Шаламове - он много о нем писал - кажется мне поверхностным, имеющим в основании примерно такое знание о реальном Шаламове, какие дает википедия.
и в смысле литературных достоинств и вообще. я ее читал в самиздате, дали на пару дней, тогда, конечно, читал с жадностью, а в году 89 уже не мог читать, увязал в этом. и ничего смешного там не нахожу, напротив, слишком много патетики. вообще, не люблю Солжа, тургеневская нуднятина, лучше уж гроссмановский соцреализм.
ну как же без пафоса и патетики- такая тема но разве не из-за пафоса Архипелаг кажется смешным ведь когда Совнарком отказывал в помиловании пятерым мужикам, осужденным за колоски, помнится был такой эпизод, то делал это Совнарком не без пафоса, надо полагать а потом Солженицын, когда это описывал, был весь преисполнен негодования и, по-моему, говорил, что только за один этот случай надо Сталина расстрелять, то есть тоже был пафосен до предела вот здесь и правда получается смешно потому что это- свадьба в Малиновке красные придут- стреляют белые придут- стреляют и это никогда не закончится люди- дураки
да, вы, наверное, правы. Архипелагом Солж сделал огромное дело. но меня раздражает его стиль с этими бесконечным инверсиями и композиционной беспомощностью, с гигантоманией и газетной патетикой. он был интересен в совке, потому что совок сделал из него гору. а так я никогда бы не стал его читать. мне даже дискутировать о нем неинтересно. великий писатель - пусть великий писатель, Достоевский тоже великий писатель, и Хемингуэй, и Горький, и несть им числа. какое мне до него дело. расстрелять сталина? сталина надо было на кол посадить, но при чем тут Солж.
а Шаламов - это внесмысловое травматическое вытеснение?
откуда такая дихотомия
если книги смотреть в отрыве от судьбы писателей, то неизвестно, что страшнее
у Солженицына- масштаб, системность, фабрика - разве это не устрашает
Гольдштейн так рассуждает, потому что Солженицын получил в конце концов Нобелевку,
а Шаламов умер в психушке
Reply
а мнение Гольдштейна о Шаламове - он много о нем писал - кажется мне поверхностным, имеющим в основании примерно такое знание о реальном Шаламове, какие дает википедия.
Reply
это в смысле ее литературных достоинств?
Reply
Reply
но разве не из-за пафоса Архипелаг кажется смешным
ведь когда Совнарком отказывал в помиловании пятерым мужикам, осужденным за колоски, помнится был такой эпизод, то делал это Совнарком не без пафоса, надо полагать
а потом Солженицын, когда это описывал, был весь преисполнен негодования и, по-моему, говорил, что только за один этот случай надо Сталина расстрелять, то есть тоже был пафосен до предела
вот здесь и правда получается смешно
потому что это- свадьба в Малиновке
красные придут- стреляют
белые придут- стреляют
и это никогда не закончится
люди- дураки
Reply
Reply
Leave a comment