Дмитрий Фещенко. Синтаксическое оформление приема контраста в прозе Шаламова

Jul 23, 2021 18:24

Статья опубликована в сборнике "Слово и текст в культурном и политическом пространстве", Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2021. Электронная версия - на сайте университета.

__________

Синтаксическое оформление приема контраста в прозе Варлама Шаламова (на примере цикла рассказов «Левый берег»)

Настоящее исследование посвящено синтаксическим особенностям рассказов Варлама Шаламова. Изучением синтаксиса художественного произведения и синтаксиса идиостиля занимались такие учёные, как В.В. Виноградов, Е.А. Иванчикова, Е.В. Падучева и др. Недостаточная изученность синтаксических особенностей идиостиля Варлама Шаламова обусловливает научную новизну лингвистического анализа его произведений.
В данной работе внимание сосредоточено на одном из элементов художественного языка В. Шаламова - приеме контраста. Объект данного исследования - функционирование приема контраста в текстах писателя, предмет - использование определенных синтаксических средств в реализации этого приема.
Цель работы - рассмотрение случаев использования приема контраста и выявление синтаксических особенностей построения контраста в прозе В. Шаламова на примере цикла рассказов «Левый берег».
В результате исследования было выявлено употребление приема контраста на разных композиционных уровнях текста.
Прежде всего, в текстах рассказов цикла повсеместно встречаются контрастные описания внешности, характера, чувств, душевного состояния персонажей. Принцип контраста используется в пространственных противопоставлениях, в характеристике предметов, явлений, для подчеркивания различий в изображаемых явлениях.
В качестве синтаксической основы в построении контраста в прозе Варлама Шаламова регулярно отмечается использование конструкций синтаксического осложнения - синтаксических рядов (конструкций с параллельными членами). В текстах цикла «Левый берег» встречаются все виды сочинительных рядов: союзные и бессоюзные, открытые и закрытые, ряды синтаксически недифференцированных и синтаксически дифференцированных членов, а также их сочетания.
Выявлено, что прием контраста может являться организационно-композиционным центром на уровне произведения. В качестве примера рассмотрен рассказ «Академик». В рассказе прослеживается контраст между ритмической организацией экспозиции и остальной частью текста. В построении контраста отмечено обильное использование синтаксических конструкций с параллельными членами, включенными в тематически противопоставленные блоки текста либо передающими динамику действий, сменяемых одно другим.
Кроме того, ритмический контраст создается сменой рематических доминант - по мере развития повествования преобладающая в экспозиции акциональная доминанта сменяется предметной, к которой затем добавляется качественная и импрессивная доминанты.
В «Академике» также противопоставлены образы двух персонажей - журналиста Голубева, пострадавшего от репрессий, и безымянного академика, выписанного в рассказе как безличная фигура - часть тоталитарной силы, уничтожающей, подавляющей человеческую личность. В противопоставлении портретных характеристик, в описании интерьера академика (включающего в себя обилие глаголов, передающих ощущение тесноты, сдавленности, насилия) активно используются синтаксические ряды.
Наконец, принцип контраста прослеживается в организации цикла рассказов «Левый берег». Рассказы цикла объединены темой памяти, которая проходит через весь цикл в двух своих противоположных проявлениях, которые можно обозначить оппозицией «забывание - вспоминание». На протяжении цикла - от рассказа «Понтий Пилат» до «Сентенции» - прослеживается определенная смысловая динамика: от забывания, беспамятства, умирания - к восстановлению памяти, правды, воскресению. Этот тематический контраст также неоднократно выделяется синтаксически - конструкциями с параллельными членами.
Таким образом, прием контраста применяется в текстах Шаламова на нескольких композиционных уровнях. В построении приема фундаментальную роль выполняют синтаксические средства - конструкции с параллельными членами, а также смена текстовых рематических доминант и тематическая организация повествования.

Д.С. Фещенко
Научный руководитель: Е.А. Стародумова Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

литературоведение, Варлам Шаламов, "Колымские рассказы"

Previous post Next post
Up