Статья опубликована в журнале "Актуальные вопросы современной филологии и журналистики", No 1 (40), 2021, ВГТУ, Воронеж.
Электронная версия - на сайте журнала.
__________
Образ женщины в творчестве В.Т. Шаламова
В статье описано исследование образов женщин, созданных В.Т. Шаламовым в цикле «Колымские рассказы». Целью стало выявление авторской трактовки образа женщины. Использовались методы наблюдения, анализа, а также интерпретации авторского художественного текста. Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые описано понимание писателем образа женщины, выявлены разные подходы автора к данному образу, представленные в сборнике «Колымские рассказы». Писатель изображает несколько различных образов женщин: во-первых, нежных, понимающих, практически идеальных существ, способных поддержать мужчину даже попутно сказанным словом; во-вторых, бездуховных жён начальства и наёмных работниц, для которых заключённые являются неполноценными людьми, не достойными жалости и в которых раскрываются худшие качества женщин - самолюбование, корыстолюбие. Показывает он и женщин, в образах которых причудливо переплетаются хорошие и негативные качества. В статье делается вывод о том, что для В.Т. Шаламова наиболее важным является гуманное начало в образе женщины, тот посыл искренности, жалости и нежности, который заложен в женщину самой её природой. Такие образы вступают в контраст как с историческим фоном, изображаемым писателем (сталинскими лагерями), так и с образом мужчины, для которого, по В.Т. Шаламову, сберечь то лучшее в характере, что заложено природой и предшествующим воспитанием, в бесчеловечных условиях сложнее, чем для женщины. Образ женщины становится в рассказах В.Т. Шаламова тем ориентиром, который символизирует вечную, не подверженную влиянию внешних обстоятельств доброту и гуманность.
Творчество Варлама Тихоновича Шаламова (1907-1982) прочно вошло в историю русской литературы как пример художественных произведений, в которых рассказано о невероятных испытаниях, выпавших на долю автора. С 1929 по 1951 годы В.Т. Шаламов с небольшими перерывами был заключённым в сталинских исправительно-трудовых лагерях. Главным его произведением стали «Колымские рассказы», созданные в 1954-1973 годах, в которых автор поведал о страшных реалиях лагерной жизни от первого лица, от лица участника событий. Литературоведы, обращаясь к анализу «Колымских рассказов», анализируют их проблематику и поэтику [1], художественную систему [2], сочетание в рассказах писателя художественных и документальных элементов [3] и т. п. Предметом исследования филологов становятся также и отдельные образы в творчестве писателя, например, мифообразы судьбы [4], образ лагеря [5], об-раз мужчины [6], образ Троицы [7] и др. Женские образы в творчестве В.Т. Шаламова рассматриваются в первую очередь на материале его лирики. Д.В. Кротова отмечает, что «его представления о женщине - ее верности, преданности, нежности - в русле русской поэтической традиции, идущей еще от пушкинских времен», что в отношении автора к женщине - «преклонение перед женщиной, поэтизация ее образа» [8; с. 47]. Л.В. Жаравина считает, что точкой отчёта в понимании женского начала в поэзии В.Т. Шаламова является «образ Прекрасной Дамы Александра Блока в многообразии ассоциативных связей» [9; с. 16]. Исследователь также отмечает, что данный образ присутствует и в «Колымских рассказах», где с женщинами нередко связаны «необыкновенно светлые и нежные ассоциации» [Там же; с. 27]. В то же время данная линия анализа применительно к «Колымским рассказам» только намечена и нуждается в детальной разработке.
Женские образы рассматриваются литературоведами на материале произведений самых разных авторов. В творчестве И.А. Бунина выделяются «три типа героинь: женщины, которые подчиняются эросу; женщины, которые смело добиваются любви; женщины, которые всю жизнь вспоминают о прошлом» [10; с. 188], в рассказах В.М. Шукшина отмечается традиционность женских образов, женщины здесь «всегда рядом с мужем, скромны, внутренне содержательны» [11; с. 469]. Анализ женских образов, представленных в художественном тексте, особенно важен в современных условиях, когда «налицо новые трансформации образов мужчины и женщины в обществе, политике, литературе, языке» [12; с. 144]. Анализ образа женщины, представленного в прозе В.Т. Шаламова, поможет лучше понять творчество писателя, его этическую составляющую, отражение в нём сущностных признаков окружающей писателя действительности, которая в условиях лагерного заключения по-новому, более глубоко осмысливалась будущим автором «Колымских рассказов». Кроме того, анализ женских образов поможет проникнуть в художественный мир автора, постичь основы его миропонимания.
Целью настоящего исследования стал анализ образа женщины и женских образов в цикле В.Т. Шаламова «Колымские рассказы», выявление авторской трактовки образа женщины.
В исправительно-трудовых лагерях герой рассказов В.Т. Шаламова оказывается в ситуации, когда вокруг него встречается только несколько особых типов женщин. Это, во-первых, «бывшие или сущие проститутки - ибо никаких женщин, кроме проституток, в то время в этих краях не было» («Дождь») [13; с. 39], во-вторых, вольнонаёмные служащие, каждую из которых все знают в лицо, поскольку «на прииске женщин было очень мало» («Первая смерть») [Там же; с. 142], в-третьих, «жены высоких начальников - общественного класса, необычайно далекого...» («Серафим») [Там же; с. 172], в-четвёртых, женщины-заключённые, каждая со своей участью и своей трагедией. За любой женщиной, волею судьбы попавшей в атмосферу сталинского лагеря, жадно наблюдает множество мужских глаз; каждый её взгляд и поступок трактуются, обдумываются и обсуждаются, и все качества женщин, внешние и внутренние, становятся в этой ситуации, несомненно, экстремальной и для мужчин, и для женщин, особенно явными. В результате на передний план выходят настоящие особенности каждого женского характера, не приукрашенные, не спрятанные за внешними факторами.
Нельзя сказать, что герой В.Т. Шаламова отрицает сексуальную составляющую образа женщины, актуальную для заключённых в местах лишения свободы. Он показывает, что такая составляющая существует, но актуальна она в первую очередь для уголовников - настоящих зеков. К примеру, «блатные» очень ценят изображения обнажённой женщины: «Крест обычно был гладким, но если случались художники, их заставляли иглой расписывать по кресту узоры на любимые темы: сердце, карта, крест, обнаженная женщина...» («На представку») [Там же; с. 9]. Автор создаёт у читателя представление, согласно которому политические заключённые являются особенными людьми, и женский образ для них - это не просто картинка с обнажённой женщиной, а более тонкое, более глубокое и существенное явление. Это иной мир, который в условиях заключения становится особенно значителен.
Для героя В.Т. Шаламова важны те крохи нежности, которые он получает со стороны находящихся всегда на отдалении в условиях лагеря женщин. В рассказе «Тифозный карантин» упоминается медсестра Лидия Ивановна, которая одной единственной фразой «Разве они виноваты?» по поводу того, что герой «обовшивел» [Там же; с. 260], покорила Андреева. Женщине удаётся всколыхнуть в душе героя рассказа чувства, которые, как ему казалось, уже навечно умерли. Реакцию Андреева на эти слова В.Т. Шаламов оформляет в тексте отдельным абзацем: «На всю свою жизнь запомнил Андреев эту рыженькую Лидию Ивановну, тысячу раз благословлял ее, вспоминая всегда с нежностью и теплотой. За что? За то, что она подчеркнула слово они в этой фразе, единственной, которую Андреев слышал от нее. За доброе слово, сказанное вовремя. Дошли ли до нее эти благословения?» [Там же].
Автор подчёркивает обусловленную самой природой женщины её способность поддержать мужчину, передать ему свою доброту, сердечность и нежность. В условиях лагеря женщина противостоит в этом мужчине, для которого доброта и искренность здесь недопустимы. Причём для мужчины- заключённого, как это демонстрирует В.Т. Шаламов, важными и очень значительными являются слова и поступки, которые для женщины обыденны и естественны. Ещё один подобный приведённому выше пример видим в рассказе «Дождь». Здесь проходящая мимо заключённых женщина «помахала нам рукой, показала на небо, куда-то в угол небосвода, и крикнула: “Скоро, ребята, скоро!”. Радостный рёв был ей ответом» [Там же; с. 39]. Обычный поступок простой женщины представляется герою чем-то неслыханным, замечательным, и он ещё долго думает «о ее мудрости, о ее великом сердце» [Там же]. Обратим внимание, что «радостный рёв», который производят заключённые, увидев женщину и поняв, что она обратила на них внимание, проявила к ним интерес, трактуется героем рассказа не в сексуальном смысле, хотя в принципе такая трактовка в описанной в рассказе ситуации возможна. Для В.Т. Шаламова и для героя его автобиографических рассказов женщина - это источник доброты, ласки и нежности. Женщина способна, сама не заметив, одарить мужчину счастьем, внести в его жизнь тепло, а значит, поддержать его, помочь выстоять.
Интересно, что описанный в данном рассказе случай упоминается ещё в одном рассказе «Первая смерть»: «Месяцев шесть назад, летом, она проходила вечером мимо нашей бригады, и восхищенные взгляды арестантов провожали ее худенькую фигурку» [Там же; с. 142]. Здесь же говорится, что проходящая женщина крикнула: «Скоро уже, ребята, скоро!» [Там же], что устанавливает тесную связь между данными рассказами. В рассказе «Первая смерть» мы узнаём, что эта женщина - «Анна Павловна, секретарша начальника нашего прииска» [Там же], что заключённым приятна и трогает их её способность их понять и что в результате «Анну Павловну наша бригада любила» [Там же; с. 143]. В этом рассказе мы узнаём, как погибла Анна Павловна: её убил из ревности приисковый следователь Штеменко, и именно заключённые, ставшие невольными свидетелями преступления, добились того, чтобы убийца был осуждён. В рассказе звучит искренняя жалость героя в адрес женщины и искренне негодование в адрес её убийцы. Подробно описан сам следователь, его непорядочность: «Штеменко, который “дал дела” многим из заключенных. Он неутомимо допрашивал, нанимал за махорку или миску супа ложных свидетелей- клеветников, вербуя их из голодных заключенных» [Там же]. Писатель подчёркивает, что человек не может унижать заключённых и быть при этом добрым в отношении к другим, «вольным» людям, что отрицательные качества, свойственные характеру следователя, опасны для всех.
Автором создано несколько пронзительных образов женщин-заключённых. Один из самых ярких - образ Маруси Крюковой из рассказа «Галстук». В.Т. Шаламов подробно описывает внешность девушки (она хромает после того, как во время следствия ей сломали ногу, у неё остеомиелит), её таланты (Маруся - замечательная вышивальщица, «великая рукодельница, мастерица вышивки» [Там же; с. 152]), причину получения ею двадцатипятилетнего срока заключения (добровольно возвращавшуюся из эмиграции Марусю арестовали по пути из Японии и сразу осудили), её жизнь в заключении (бесплатную работу вышивальщицы, попытку отравления вероналом и т. п.). Несмотря на все испытания, Маруся - добрая и благодарная девушка, она решает вышить галстуки медикам, которые лечили её в больнице. А когда галстуки отнимает «грузный, брюхатый не по возрасту» [Там же; с. 159] представитель лагерного начальства Долматов, Маруся решает хотя бы показать свою работу тем, кому она предназначалась. И герой рассказа с удовольствием замечает: «Галстук Долматова был серый, узорный, высокого качества» [Там же]. Автор не объясняет, почему Маруся пыталась отравиться, упоминает только, что «это было много позже истории с галстуком» [Там же; с. 152]. Он даёт понять, что не это в образе Маруси важно (да мало ли из- за чего девушка в такой обстановке могла захотеть расстаться с жизнью), а её бесконечная доброта, желание помочь другим, умение быть благодарной и, конечно, огромный талант настоящей художницы, который она с щедростью дарит людям.
Такие «душевные» женщины символизируют в рассказах В.Т. Шаламова любовь - чувство, которое для заключённых становится роскошью, недостижимой в настоящем: «Все человеческие чувства - любовь, дружба, зависть, человеколюбие, милосердие, жажда славы, честность - ушли от нас с тем мясом, которого мы лишились за время своего продолжительного голодания» («Сухим пайком») [Там же; с. 50], «Любовь, энергия, способности - все было растоптано, разбито» («Тифозный карантин») [Там же; с. 267]. И то, что такие женщины (нежные, трогательные, несущие тепло и заботу) есть, позволяет герою В.Т. Шаламова выжить в физическом и духовном смысле, не озлобиться и верить, что любовь существует, что это не только светлое воспоминание прошлого, но и чувство, которое когда-нибудь снова может стать доступным.
Конечно, имеется в виду любовь не в телесном и даже не в эмоциональном плане, не представление о том, что между мужчиной и женщиной устанавливаются какого-то рода отношения, поскольку «у нас не было гордости, себялюбия, самолюбия, а ревность и страсть казались нам марсианскими понятиями, и притом пустяками» («Сухим пайком») [Там же; с. 51]. Любовь воспринимается как некое высшее чувство, ассоциируемое с гуманностью и отличающее человека от других живых существ. Вся система колымских лагерей, о которой повествует в рассказах В.Т. Шаламов, была нацелена на то, чтобы лишить человека этой любви и сделать его таким образом уже не человеком. И именно женщины, нежные, недоступные, прекрасные, душевные, символизируют эту любовь, помогают героям «Колымских рассказов» выживать и оставаться людьми.
Однако есть в «Колымских рассказах» и образы женщин, которые явно не вызывают симпатии у рассказчика, а вслед за ним - и у читателя. Это женщины, являющиеся жёнами больших и небольших начальников, часто по совместительству - вольнонаёмными служащими. Это женщины, которые приехали на Север по собственному желанию, многие с целью заработать побольше денег, в том числе «медицинские дамы» («Геркулес») [Там же; с. 202]. Автор показывает, что женщина, которая не испытывает сочувствия к заключённым, считает их справедливо наказанными, а нередко - источниками обогащения, перестаёт быть настоящей женщиной. Таких героинь автор называет дамами, врачихами, хозяйками и т. п. Это они бросаются на помощь заезжему гостю, для забавы и из хвастовства свернувшему во время праздника голову петуху: «Дамы, выхватив душистые платочки, бросились наперерыв вытирать брюки почетного гостя» («Геркулес») [Там же; с. 204], это они даже не приходят на похороны своей прислуги, верой и правдой служившей им годами («Тётя Поля») [Там же; с. 145], это они корыстны и предпочитают жить в посёлках, «где было больше развлечений и ценители их прелестей были побогаче» («Серафим») [Там же; с. 172]. Описание таких дам звучит то с едва заметной насмешкой, то с откровенной издёвкой, чего автор достигает с помощью деталей: у них душистые платочки, они весьма упитанны: «Каждая раскормленная дама считала себя красавицей...» («Серафим») [Там же]. В.Т. Шаламов - признанный мастер художественной детали [14], и в числе прочего его детализация касается описания женщин.
К «бездушным» женщинам относятся и надзирательницы в женском лагере, образы которых также создаются В.Т. Шаламовым. К примеру, «женщина, член партии, выдававшая ежедневно мастерицам материал и нитки» [13; с. 155] в уже упомянутом рассказе «Галстук». Образ этой женщины напоминает бездушную машину, которая не способна задумываться над тем заданием, которое выполняет, и видеть в заключённых-мастерицах людей: «Она караулила тщательно, уверенная в том, что только отвернись - и кусок тяжелого синего шелка исчезнет» [Там же].
Категория «бездушных» женщин включает и тех жён на воле, которые, чтобы избавиться от своих нелюбимых мужей, писали на них доносы. Такова жена Кузнецова из рассказа «Сука Тамара», бывшая «официанткой одного из минских ресторанов» [Там же; с. 84]. Поступок женщины объясняется как вполне рациональный: «Это средство в те годы было вернее всякого заговора или наговора и даже вернее какой-нибудь серной кислоты - муж, Моисей Моисеевич, немедленно исчез» [Там же]. Повествование выстроено таким образом, что становится понятно: жена Моисея Моисеевича такая не одна, к примеру, упоминается её «задушевная подруга-буфетчица» [Там же], которая и посоветовала написать донос. Случай этот подаётся автором как рядовой, обычный для того времени и опять же показывает нам, что В.Т. Шаламов, как и его автобиографический герой, не идеализирует женщин, понимает, что в характере женщины может присутствовать подлость, беспринципность. Пострадавший от женского коварства мужчина в данном рассказе гораздо симпатичнее предавшей его жены: «Человек он был хороший, тихий и всем желал добра» [Там же; с. 85].
В контексте создаваемого В.Т. Шаламовым контраста между «душевными» и «бездушными» женщинами интересен образ «дневальной» тёти Поли, которая в течение семи лет служила прислугой в семье начальника (рассказ «Тётя Поля»). Это достаточно сложный, неоднозначный образ. С одной стороны, мы узнаём, что она «была великая стряпуха» [13; с. 146], по возможности помогала своим землякам- украинцам, была равнодушна к подаркам. С другой стороны, автор сообщает, что помогала тётя Поля только украинцам, а когда она заболела, вокруг неё развернулась совершенно гипертрофированная суета - её помещают в отдельную палату, для чего «десять полутрупов вытащили в холодный коридор» [Там же; с. 147], бесконечной вереницей появляются в больнице посетители, тёте Поле передают посылки и даже привозят настоящего священника, чтобы её исповедовать. Этот образ показывает, что женщины в понимании писателя не могут строго делиться на хороших (добрых, нежных, жалеющих заключённых) и плохих (жён начальников и некоторых вольнонаёмных, не видящих в заключённых людей; жён-предательниц, пишущих доносы на мужей). В.Т. Шаламов даёт понять, что образ женщины гораздо сложнее, и в женщинах, как и в мужчинах, в условиях жестоких испытаний иногда проявляются отрицательные качества, а иногда даже сложно определить, каких качеств больше - положительных или отрицательных. Мы понимаем, что В.Т. Шаламов не идеализирует женщин, для него важно изобразить их правдиво и реалистично.
Затрагивает автор в одном из рассказов и тему отказа женщин, оставшихся на воле, от заключённых родственников-мужчин. Как известно, отказывались от своих репрессированных родственников и мужчины (сыновья, мужья, братья), и женщины (дочери, жёны, сёстры). Не всегда такой отказ производился по идеологическим причинам: многим оставшимся на воле он был необходим просто чтобы выжить. В рассказе «Апостол Павел» В.Т. Шаламов вводит в повествование образ дочери, отказавшейся от своего отца. Фризоргер бережно хранит фотографию дочери: «Это была фотография молодой женщины, с каким-то случайным, как на всех снимках “моменталок”, выражением лица. Пожелтевшая, потрескавшаяся фотография была бережно обклеена цветной бумажкой» [Там же; с. 77]. Для Фризоргера память о дочери, мысль о том, что она где-то существует, - единственные факторы, помогающие выжить. Когда герой рассказа узнаёт о том, что дочь отказалась от отца, он скрывает эту информацию от Фризоргера. Показательно, что в рассказе нет никакого комментария по поводу поступка дочери, вообще не звучит её осуждение со стороны какого-то из героев рассказа или повествователя. Все принимают такое решение неведомой молодой женщины и волнуются только по поводу того, чтобы старый отец о нём не узнал. Мы видим в этом желание героя рассказов В.Т. Шаламова понять женщину, его умение не осуждать её, принять её решение, принятое по неведомым ему причинам. Гораздо важнее в этой ситуации то трепетное чувство, которое Фризоргер испытывает к дочери: «Фризоргер, окончив вечернюю молитву и улегшись на койку, доставал фотографию дочери и поглаживал цветной ободочек» [Там же; с. 78] и которое становится важным и для всех окружающих старика. Писатель показывает, что женщина символизирует здесь жизнь, свободу, для заключённого-мужчины само её существование - это знак жизни и указание на то, что его испытания когда-нибудь могут завершиться.
Вообще, женщины, оставшиеся на воле, даже если заключённые не представляют, как они живут, не знают, отказались от своих репрессированных родных или верно их ждут, - это важный фактор, который имеет большую ценность для колымских жителей. В рассказе «На представку» описан заключённый Гаркунов, который отказывается отдать «блатным» шерстяной вязаный свитер, потому что «это была последняя передача от жены перед отправкой в дальнюю дорогу» [Там же; с. 12] и спокойно принимает смерть за этот жизненно важный для него предмет.
Итак, в «Колымских рассказах» В.Т. Шаламова женские образы занимают важнейшее место, являясь неотъемлемой часть художественного мира произведений и помогая понять взгляды и воззрения автора, транслируемые им посредством образов повествователя и героев рассказов. Писателем созданы образы женщин, наполненные различными смыслами, по-разному эмоционально и оценочно окрашенные. Он не идеализирует женщин и показывает, что у многих из них в экстремальных условиях актуализируются такие качества, как корыстолюбие, эгоизм, равнодушие к страждущим, даже подлость и способность к предательству близкого; что женщина способна отказаться от родственника, попавшего в заключение, способна написать донос на мужа, сознательно обрекая его на невероятные страдания. Однако важнее для В.Т. Шаламова оказываются образы «душевных» женщин, символизирующих любовь, помогающих заключённым пережить сложный период в их жизни и даже просто выжить. Писатель создаёт образы женщин, которые одним своим взглядом и словом способны подбодрить и вселить надежду, которые искренни и сохраняют доброту в любых, даже самых страшных условиях. Образ женщины в «Колымских рассказах» в целом позитивен, женщина является символом жизни и свободы, который поддерживает мужчин в их испытаниях. Благодаря одной мысли о том, что женщины существуют, что они способны любить и понимать, мужчины получают возможность пережить страшный период своей жизни. В такой трактовке образа женщины мы видим не идеализм В.Т. Шаламова, а его стремление показать, что в образе женщины за наносным и неважным скрывается главное - представление о душевности как сущностном, природном свойстве женского характера, понимание того, что женщина - носитель идеи гуманизма, хранительница человечности и основа, помогающая не разрушиться жизни, какой бы сложной и невыносимой она ни была.
Библиографический список
1. Некрасова И.В. Варлам Шаламов - прозаик (проблематика и поэтика): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Самара, 1995. 17 с.
2. Ганущак Н.В. Творчество Варлама Шаламова как художественная система: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Тюмень, 2003. 20 с.
3. Горбачевский Ч.А. Поэтика документальной художественности рассказа В.Т. Шаламова «На представку» // Вестник Омского университета. 2009. № 1 (51). С. 121-128.
4. Зинченко Е.Е. Мифообразы судьбы в прозе Варлама Тихоновича Шаламова: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Волгоград, 2011. 22 с.
5. Епанчинцев Р.В., Паршина А.С. Образ лагеря в рассказе В.Т. Шаламова «Прокаженные» // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 11. С. 108-110.
6. Антонец В.А. Архетипические представления о мужчине в творчестве В.Т. Шаламова // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 2. С. 175-178.
7. Drumi Yu.N. The Trauma of Stalinism Narrated in Varlam T. Shalamov's Kolymskie Rasskazy: Missiological Implications for Contemporary Russia. Dissertations. Andrews University. Digital Commons @ Andrews University, 2008. 309 р.
8. Кротова Д.В. Любовная лирика В. Шаламова // Филологическая регионалистика. 2016. № 2 (18). С. 47-52.
9. Жаравина Л.В. «Прекрасная дама семидесятой широты»: женские образы в поэзии В. Шаламова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2017. № 1. С. 16-28.
10. Чжоу С. Женские образы в прозе И.А. Бунина // Филология в XXI веке. 2018. № 2 (2). С. 185-188.
11. Каюмов В.М., Хайдарова Ш.Р. Специфика воплощения женских образов в рассказах В.М. Шукшина // Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований: Мат. Междунар. науч.-практ. конф.; под общ. ред. А.И. Вострецова. Нефтекамск: Мир науки, 2019. С. 462-470.
12. Крылова М.Н. Образ женщины в современном русском компаративе // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. № 1. С. 143-150.
13. Шаламов В.Т. Колымские рассказы. М.: АСТ, 2019. 288 с.
14. Таркан Н.Е. Роль художественной детали в «Колымских рассказах» В. Шаламова // Мат. науч.-метод. конф. по ит. науч.-иссл. раб. Могилёв: МогГУ, 2008. С. 211-214.
Крылова Мария Николаевна, Азово-Черноморский инженерный институт, Донской государственный аграрный университет кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков Крылова М.Н. Россия, г. Зерноград, тел. 89286024647e-mail: krylovamn@inbox.ru