Шаламов и российская современность

Aug 29, 2011 14:15

«Вся шестидесятниковская среда формировалась […] под фантазм полицейского государства, под “доброе ГБ”.
Отсюда, конечно, запрос на актуализацию опыта людей 30х и людей 50х, единственноеого основания внутри самого мира для хода “вбок” или поверх “отдельщины”. Хода к солидарному свободному решению об общественном договоре. Если угодно, хода через Шаламова, а не через Солжа, вполне себе полицейского человека. Хода через Гефтера и Лифшица, а не через Замошкина и Мамардашвили (который тоже, со всем своим пафосом свободы - человек полицейского просвещения). Иного опыта внутри этого мира не сокрыто».
Эдуард Надточий, «К новому совершеннолетию», из блога автора

* * *

О культурной ситуации в современной Вологде, статья Павла Шабанова, «Кривосудие по-вологодски», с сайта газеты Вологда сегодня:
«Объявления в вологодских газетах: «Требуются на работу студенты, способные качественно выполнять контрольные и курсовые работы»; «Продам дипломную работу»; «Быстро, качественно: дипломы, к. работы логика, философия, культурология…»
А мы потом удивляемся, что выпущенные нашим Пед. Университетом культурологи не знают, кто такой Варлам Шаламов.
Так оно и идет. Сначала за взятки полных болванов принимают учиться, потом абы как, по купленным шпаргалкам и за денежки сдают экзамены, потом покупают контрольные и дипломные работы… А потом, ошалев от сознания, что в кармане лежит настоящий диплом о высшем образовании, они начинают нас учить, лечить, судить и защищать от коррупции.»

* * *

«Документальная проза Шаламова страшнее всего, что написано на лагерные темы.[...]
Дальше Шаламова пойти уже некуда. Отечественные писатели, начиная от Владимира Сорокина и кончая Дмитрием Быковым, все продолжают и продолжают разрабатывать тему, полагая ее фирменным русским мотивом XX века. Шаламов удивился бы. Он твердо полагал, что лагерь - не место для иронии и смеха. "Ха-ха-ха. Фокстрот 'Освенцим'", - гиперболизировал он. Теперь это "ха-ха" говорят запросто, печатают "Месяц в Дахау" и дают "Оскара" за "Жизнь прекрасна"».
Лиза Новикова, рубрика Книги недели, газета Коммерсантъ

* * *

«…чем радикальнее, чем безжалостнее распространять этические оценки Шаламова на любой произвол и любую жестокость, на все, пусть и несопоставимые с Колымой, мерзости нашей жизни, тем правильнее. Проследить путь от «Колымских рассказов» до нашей варварской тюремной системы несложно. Но я осмелюсь утверждать, что вопрос «можно ли просто так угробить человека на золотых приисках» и вопрос «может ли существовать армия, составленная из рабов», вопрос «можно ли расстреливать людей толпами» и вопрос «можно ли разгонять дубинками мирную демонстрацию» тоже лежат в одной плоскости, а их нравственные оценки неразрывно связаны друг с другом. […]
Полагаю, мы не должны забывать о том, что происходило в нашей стране в середине прошлого века, но ограничиваться этим было бы безответственно. Перенести шаламовское утверждение свободы и шаламовское неприятие насилия на те вызовы, с которыми свобода и достоинство человека сталкиваются сегодня - путь, который мне кажется единственно верным».
Иван Беляев, «Устаревший Шаламов», 2011, на сайте газеты Вологда сегодня, или здесь


русская литература, Россия, Варлам Шаламов, Вологда, современность

Previous post Next post
Up