Шаламов в югославском журнале Polja, 1991

May 21, 2020 16:55

В 1991 году югославский журнал "Polja" отдал Шаламову больше тридцати страниц своего мартовского выпуска (№ 385 godina XXXVI, mart 1991). В подборке материалов широко представлены художественная и автобиографическая проза Шаламова, эссеистика, эпистолярный жанр (письма Солженицыну) и поэзия; дополняют их воспоминания Сиротинской, отличная статья Евгения Шкловского "Ненаписанный рассказ Варлама Шаламова" и посвященное Шаламову стихотворение Вадима Рабиновича из сборника "В каждом дереве - скрипка" (1978), русской электронной версии которого нет, так пусть будет сербско-хорватская. Судя по всему, материалы подбирал и компоновал Александр Баднаревич, выступивший также в качестве переводчика. Подборка отвечает всем требованиям скупа, сенсации, и в этом смысле выгодно отличается от тогдашних монотонных публикаций шаламовского наследия в советской печати, как правило ограничивавшихся текстами одного жанра с неряшливым вводным словом.  Видно, как далеко навстречу читателю ушла югославская журналистика от едва хлебнувшей воли советской.
Ниже - стихотворение Вадима Рабиновича, письмо Шаламову Владимира Касаткина и фотографии нескольких журнальных страниц. Внимательнее можно ознакомиться на сайте журнала по первой ссылке.






Баднаревич помещает в подборке письмо студента театральной академии Владимира Касаткина, единственное, как он пишет, письмо, полученное Шаламовым в доме престарелых и отправленное еще по старому адресу на Васильевской улице. Мы знаем, что это не единственное письмо - кто-то принес в дом престарелых и письмо академика Дмитрия Лихачева. Кто брал почту Шаламова? Его соседи по квартире хорошо знали Людмилу Зайваю и Юлия Шрейдера, однако Зайвая в богадельне не появлялась, стало быть, принести Шаламову письма мог Шрейдер. Письмо это не опубликовано и непонятно, от кого получено Баднаревичем, тем не менее, стоит привести его здесь в переводе на сербсхо-хорватский, потому что смысл по-русски вполне понятен. Касаткин пишет, что они с Шаламовым не знакомы, но он его любит и считает великим русским писателем. Узнал он о его творческой и личной судьбе недавно, года три-четыре назад, и не понимает, как так вышло, потому что это позор. Не знаю, пишет Касаткин, получите ли Вы это письмо, живы ли Вы и здоровы. Дай вам Бог жизни и здоровья. Пишу, чтобы сказать, что Вы очень дороги мне и моим друзьям.


















последние годы, посвящается Шаламову, Варлам Шаламов, Вадим Рабинович, переписка, Александр Баднаревич

Previous post Next post
Up