Светлана Глибицкая. Георгий Демидов и Харьков

Feb 08, 2020 16:47

Статья опубликована в журнале "Вісник Харківського національного університету імені В. Н. Каразіна". Серія «Філологія». Вип. № 82, 2019. Электронная версия - на сайте журнала.

_________

Писатель-колымчанин Георгий Демидов и Харьков

В статье, на основе документальных материалов, описан харьковский период жизни репрессированного физика и писателя Георгия Демидова; показано, как харьковские реалии отразились в его произведениях. Г. Г. Демидов (1908-1987) жил в Харькове с 1928 по 1938 гг. Сведения о писателе, касающиеся его пребывания в Харькове и приведенные в доступных источниках, скудны и неточны. Знакомство с архивными материалами о Георгии Демидове (архив писателя, переданный дочерью в Харьковскую государственную научную библиотеку имени В. Г. Короленко; материалы архива Харьковского электротехнического института, сохранившиеся в Государственном архиве Харьковской области и архиве Национального технического университета «ХПИ») позволило уточнить и расширить сведения о его учебе и работе в Харькове. В 1928-1931 гг. Демидов учился в Харьковском институте народного образования, Харьковском физико-химико-математическом институте (вузах, в которые последовательно был преобразован Харьковский университет; в ФХМИ вошли естественно-научные факультеты). Талантливого студента по достоинству оценил Л. Ландау. Демидов продолжил образование в Ленинградском политехническом институте и, окончив его в 1932 г., вернулся в Харьков. Был принят на должность научного сотрудника Харьковского электротехнического института (ныне - электротехнический факультет НТУ «ХПИ»). С 1933 по 1936 гг. учился в аспирантуре при кафедре передачи электроэнергии ХЭТИ. После защиты диссертации в 1936 г. работал старшим научным сотрудником вакуумной лаборатории, организованной при кафедре передачи электроэнергии, получил звание доцента. В феврале 1938 г. был арестован, получил срок и до отправки на Колыму провел полгода в харьковских застенках НКВД. Реалии Харькова отразились большей частью в повести Демидова «Оранжевый абажур», а также в повестях «Декабристка» и «Фонэ квас». На харьковском материале написана и третья автобиографическая повесть, оставшаяся в рукописи в черновом варианте.

Георгий Георгиевич Демидов (1908-1987) родился в Санкт-Петербурге, его детство и юность прошли в городе Лебедине (ныне Сумской области), 14 лет каторги он отбыл в ГУЛАГе и осел по освобождении в Коми АССР, последние годы жизни провел в Калуге. Тем не менее, по словам его дочери, он считал себя харьковчанином [4:53]. Харьковский период - с 1928 по 1938 гг. - стал для него самым важным и самым счастливым в жизни. Именно здесь он, талантливый физик и соратник Ландау, получил высшее образование и работал до своего ареста. Здесь, еще будучи студентом, сделал свое первое изобретение, и его дар исследователя оценил Ландау [12; 13], здесь защитил кандидатскую диссертацию и получил звание доцента. Здесь женился и стал отцом. И здесь, в Харькове, был арестован и, получив срок, осознал, что путь в науку отныне закрыт для него навсегда. Впоследствии он признался дочери, что трагедию несостоявшегося ученого он переживал острее, чем отрыв от семьи [12].
Если бы его судьба сложилась более счастливо, если бы он не был на долгие годы выброшен из жизни, наверняка наука приобрела бы новое яркое имя, а литература никогда не узнала бы писателя Демидова с его пронзительной психологической прозой. Но тогда и время было бы не таким, каким оказалось в действительности.
В чем состоит феномен Демидова, сформулировала литературовед Мариэтта Чудакова в послесловии к его книге «Чудная планета»: «Он был гениальным инженером, вытолкнутым после 14 лет советской каторги в литературу - и занявшим в ней, как очевидно сегодня, единственное в своем роде место. <...> Потому что в российской жизни середины 1930-х - первой половины 1950-х годов образовался жизненный материал такой силы, что он сам собой стал порождать писателей - с того момента, разумеется, когда тех, кто остался в живых, после смерти серийного убийцы грандиозного масштаба выпустили из лагерей» [9:342].
«…каких сил, - пишет М. Чудакова, - стоило ему самому, ежечасно наблюдавшему торжествующее зло, сохранить интеллект и дух для будущего труда» [9:349]. В тех мученических условиях Колымы, из которых редко кто выходил живым, Демидов заставлял себя выжить, чтобы рассказать правду о ГУЛАГе.
Г. Г. Демидов так и не увидел свои произведения опубликованными. Более того, он думал, что изъятые в 1980 г. КГБ его рукописи никогда не дойдут до читателя. И, находясь в глубокой депрессии после их изъятия, все семь лет, которые остались ему, не мог написать ни строки. После его смерти, благодаря содействию секретаря ЦК КПСС А. Н. Яковлева, к которому обратилась дочь писателя, Валентина Георгиевна, в 1988 г. рукописи были возвращены. Очень медленно они пробивали себе дорогу: усилиями В. Г. Демидовой появлялись отдельные публикации рассказов, и только через 20 лет, к столетию писателя, в издательстве «Возвращение» одна за другой стали выходить его книги «Чудная планета» (2008), «Оранжевый абажур» (2009), «Любовь за колючей проволокой» (2010), автобиографическая проза «От рассвета до сумерек» (2014) [6-9].
К тому времени лагерная тема времен тотального террора уже прочно обосновалась в литературе, и, казалось бы, вышедшая спустя полвека после разоблачения культа личности Сталина проза Демидова ничего нового добавить не могла. Тем не менее, именно он, по словам Дмитрия Быкова, - «последний из великих летописцев ГУЛАГа, вышедших к читателю» и «единственный из новооткрытых авторов, кто может добавиться третьим к знаменитой паре Солженицына и Шаламова» [2].
Творчество Георгия Демидова достойно самого пристального и глубокого изучения. Среди литературоведческих работ о его прозе назовем наиболее значимые, с нашей точки зрения: предисловия и послесловие к трем книгам Демидова М. Чудаковой [6; 7; 9], статья Д. Быкова в цикле «Галерея писателей» [2], глава, посвященная Г. Демидову, в книге В. Шенталинского «Рабы свободы» [16] и недавно вышедшая книга о Г. Демидове и его прозе - «Колыма становится текстом» В. Шубиной [17].
Следует назвать и публикации о многострадальной его жизни и пути к писательству, первая из которых - Е. Якович в «Литературной газете» (1990) [18], интервью с дочерью Демидова - Валентиной Георгиевной [12; 13], материалы конференции к его столетию (2008) [11], документальный фильм «Житие интеллигента Демидова» (режиссер Светлана Быченко, 2010) и ряд других. Не забудем и об образе Демидова в рассказах В. Шаламова («Житие инженера Кипреева», «Иван Фёдорович»), с которым Варлам Тихонович познакомился на Колыме и которого считал «самым умным и самым достойным человеком, встреченным в жизни» [15].
В данной статье мы рассмотрим пока еще не изученный аспект жизни и творчества писателя - а именно: Харьков в его судьбе и прозе. Заданная тема в интернет-пространстве отражена только кратким и неточным упоминанием места его учебы и работы: «Заработав немного денег, поступил в Харьковский государственный университет на физико-химический факультет»; «В 1930-х годах работал в лаборатории Ландау в УФТИ. <...> Защитил кандидатскую диссертацию под руководством Ландау» [10; 13]. Изучению этого вопроса мы посвятили три статьи в краеведческих изданиях [3-5], где выяснили, с привлечением документов, где он учился и работал.
Осветим жизненный путь физика-писателя, сделав основной упор на харьковском периоде и на том, как отразились в его произведениях харьковские реалии.
Георгий Георгиевич Демидов родился 29 ноября 1908 г. в Санкт-Петербурге в многодетной семье рабочего. В 1913 г., из-за доноса о политической неблагонадежности, отец был выслан в провинцию. Он переехал с семьей в имение барона Брезеля в Полтавскую губернию, где работал слесарем-механиком по ремонту сельскохозяйственных машин [8:49, 63-64].
В 1919 г., в разгар Гражданской войны и крестьянских расправ над помещиками, семья переехала в г. Лебедин (ныне - Сумской области). Старший сын Георгий, окончив лебединскую среднюю школу, уехал на Донбасс подзаработать денег и почти два года работал на сахарном заводе. Затем отправился в Харьков - получать высшее образование.
С 1928 по 1930 гг. он учился на факультете профессионального образования (физико-математический отдел, исследовательское отделение) Харьковского института народного образования (ХИНО) [4:44] - вуза, в который (пройдя перед тем и другие трансформации) был преобразован Харьковский университет. В 1929 г., будучи студентом, получил свой первый патент на изобретение [1:Р-528: Материалы о рационализаторской и изобретательской деятельности Г. Г. Демидова, 1929-1965].
В 1930-1931 гг. продолжил учебу на исследовательском отделении физического факультета Харьковского физико-химико-математического института (в этот институт вошли естественнонаучные факультеты после преобразования ХИНО)1 [4:45]. На третьем курсе на талантливого студента-физика обратил внимание Лев Ландау. «Вам тут уже делать нечего!» - сказал он Георгию Демидову (об этом писатель рассказал впоследствии дочери) [13].
В 1931 г. молодой физик продолжил образование в Ленинградском политехническом институте [14] - вероятно, по совету Л. Д. Ландау, и, окончив его в 1932 г., вернулся в Харьков.
В том же 1932 г. был принят на должность научного сотрудника кафедры передачи электроэнергии Харьковского электротехнического института2 [3]. Занимался исследовательской, педагогической и общественной работой. В 1933 г. поступил в аспирантуру при кафедре, совмещая работу и учебу. Его научным руководителем был заведующий кафедрой, профессор В. М. Хрущев. В 1936 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук на тему «Измерение наибольшего значения напряжения при импульсах», был назначен на должность старшего научного сотрудника вакуумной лаборатории, организованной при кафедре передачи электроэнергии ХЭТИ [3]. Вскоре получил звание доцента. И в феврале 1938 г. по обвинению в участии в «троцкистко-бухаринском заговоре» был арестован [1:Р-530: Справка о реабилитации Г. Г. Демидова, 1958 г.].
До вынесения приговора ученый провел полгода в харьковских застенках НКВД. Военный трибунал Харьковского военного округа осудил его по ст. 58.8.11 к 10 годам исправительно-трудовых лагерей3. Отбывать наказание он был направлен в Дальстрой, на Колыму.
Это фактаж о жизни Демидова в Харькове, который удалось установить. Что касается харьковских реалий в произведениях писателя, то более всего их в повести, во многом автобиографической, - «Оранжевый абажур».
Герой повести, физик Алексей Дмитриевич Трубников, жил с семьей на улице Технологической [7:223], рядом с местом своей работы. Нынешняя улица Багалея, которую многие помнят как улицу Фрунзе, до этого называлась Технологической, поскольку вела к Технологическому институту (нынешний Политехнический, НТУ «ХПИ»).
Дом на улице Технологической, где жил Трубников (и, возможно, жил сам Демидов), достаточно узнаваем. Когда подследственного Трубникова везут в тюремном автомобиле в трибунал, «воронок» проезжает по его улице, и сквозь вентиляционные отверстия Алексей Дмитриевич узнает свой дом: «Рядом с домом детская площадка, разбитая на месте снесенного ветром строения. Через площадку наискось должна быть видна боковая стена дома с единственным круглым чердачным окном на самом верху. Вот она, эта глухая стена! Замелькали окна второго этажа. <...> Три последних в этом ряду - окна его квартиры. Четвертое - окно Оленькиной комнаты - в боковой стене за углом. <...> ряд тополей, который кончается перед их домом». Пустое пространство (детская площадка) перед глухой стеной, ряд тополей, который кончается перед их домом, - это описание подходит под определенный адрес: нынешняя ул. Багалея, 13.
Есть и другие, вполне узнаваемые приметы Харькова, которые в повести располагаются по пути следования «воронка», а в действительности находятся в разных местах города: «кариатиды над гастрономическим магазином», (возможно, имелся в виду кондитерский магазин - нынешний «Ведмедик»), «старинный барский особняк с ампирным фронтоном» (таких в Харькове много), «переделанный из церкви кинотеатр с придавившим его сверху куполом» (под это описание подходят Свято-Антониевский храм на ул. Университетской, Свято-Дмитриевский на Екатеринославской (ныне - Полтавский шлях), «фигура рабочего с молотом на плече» при въезде на мост (в начале Московского проспекта; памятники при въезде на мост установлены позднее - в 1954 г., но Демидов бывал в Харькове после реабилитации и мог при написании повести добавить эту подробность). Местоположение определенных деталей городской архитектуры писатель мог не запомнить («Оранжевый абажур» писался спустя 30 лет после ареста) или специально переместить в творческих целях.
Помнил Георгий Георгиевич и о кладбище (нынешний Молодежный парк), находившемся в стороне от Технологической улицы, но спустя много лет эта подробность забыта или также в художественных целях изменена: «Между их квартирой и институтом лежит старое и огромное православное кладбище. Он и Ирина в хорошую погоду ходят через это кладбище на работу и с работы домой» [7:143].
Есть в повести и другие приметы Харькова, уже из области искусств. В тюрьме НКВД в одной камере с Трубниковым сидел театральный режиссер, поставивший спектакль «Очная ставка». Сокамерники пеняли ему на то, что в спектакле не отражена реальная картина следствия (инквизиторские методы, которым они подвергались). Такой спектакль, действительно, был поставлен в 1937 г. в Харьковском русском драматическом театре режиссером В. М. Аристовым (1898-1962) по пьесе бр. Тур и Л. Шейнина 4. Неизвестно, коснулись ли репрессии режиссера в действительности (в его краткой опубликованной биографии таких данным нет5), но этот момент может быть и художественным вымыслом.
Есть и еще один факт, взятый из харьковских реалий. В повести жена Трубникова Ирина до поступления в институтскую библиотеку работала гидом в гостинице «Интурист». Один из туристов оказался французским архитектором, чей авангардистский проект нового оперного театра выиграл конкурс. На одной из главных улиц была взорвана и снесена церковь и вырублен окружавший ее большой сквер. На этом месте стали возводить стены оперного театра. Но начатое строительство было законсервировано. По повести, архитектор хотел найти место остановленного строительства. Из-за его самовольной отлучки пострадала гид - ее уволили с работы.
Действительно, на месте Мироносицкой церкви, которую снесли в 1930 г., начались работы по строительству «Театра массового музыкального действия» с залом на 4000 мест. Но, когда столицу перевели в Киев, строительство было законсервировано. На участке по Сумской улице, где оно велось, перед войной временно разместили троллейбусное депо, а после войны разбили сквер с «Зеркальной струей»6. Авторы архитектурного проекта были другие 7, но Демидов такой подробности знать не мог.
Есть намеки на Харьков и в других произведениях.
«Один из старейших университетов страны», был местом работы репрессированного доцента- генетика Сергея Яковлевича Комского из повести «Декабристка» [6]. Учитывая то, что в произведении цитируется Тарас Шевченко на языке оригинала, можно понять, что и ученый, и его бывшая студентка Нина Понсо, поехавшая за ним на Колыму, - из Украины. А Харьковский университет - действительно старейший, поскольку стал третьим в Российской империи после Московского и Дерптского (ныне - Тартусского) университетов.
Харьковские реалии просматриваются и в повести «Фонэ квас» [7]. В Харькове действительно была Дворянская улица (ныне ул. Юлия Чигирина), но там не располагалось жандармское управление, как сказано в повести. Однако «новое» здание НКВД (ныне это здание СБУ8 ), в самом деле, занимает целый квартал, и располагается по адресу: ул. Мироносицкая, 2 (в справочниках «Весь Харьков» за 1920-е гг. его адрес: ул. Чернышевская, 23б - другая сторона квартала). Подробное описание следственного корпуса, лестниц и коридоров, тюремного двора, душной, забитой людьми камеры [7:26-30], увиденные глазами героя повести Рафаила Львовича Белокриницкого (так же, как и Демидов, инженера-электротехника), не оставляет сомнений, что именно в этом здании харьковского НКВД пришлось провести полгода до вынесения приговора, пройти через избиения и карцер самому автору.
На харьковском материале написана и третья автобиографическая повесть 9, оставшаяся в рукописи в черновом варианте. Она отражает период жизни писателя (в то время - физика) с 1928 по 1933 годы. Демидов не успел довести ее до удобочитаемого вида, сделать машинописный вариант. Рукопись передана дочерью писателя в Центральный литературный музей в Москве.
Вернемся к биографии Г. Г. Демидова. Из Харькова он был выслан на Колыму, нечеловеческие условия которой и поведение человека в этих условиях (и достойное, и скотское) бывший гулаговец отобразил в своих произведениях. Там же запечатлены его собственные хождения по мукам. Документальные сведения о его пребывании на каторге подробно описаны в приведенных выше материалах [10-13] (достаточно вспомнить создание им на Колыме завода по восстановлению лампочек, историю с лендлизовским костюмом, убийство урки, благородство по отношению к женщинам). В тех же источниках отражена его дальнейшая судьба: пребывание на поселении в г. Ухта Коми АССР, где он работал на механическом заводе, стал главным конструктором, а вечера и отпуск посвящал своим литературным «свидетельствам»; годы жизни в Калуге, приютившей пенсионера-писателя, трагический его уход - с сознанием несостоявшейся жизни.
Жизнь состоялась, как часто бывает у писателей, уже после смерти. Книги Демидова изданы, его проза высоко оценена. Но, к сожалению, в Харькове о нем знают мало, и тем менее знают, какую роль сыграл наш город в его жизни. И не только мемориальной доски на здании, где он работал, достоин Демидов-физик- писатель, но и внимания к нему харьковчан - читателей и литературоведов. Книги его в Харькове не продаются, но их можно найти в крупнейших библиотеках - ЦНБ ХНУ имени В. Н. Каразина и ХГНБ имени В. Г. Короленко. Часть этих книг, по просьбе дочери писателя, была безвозмездно передана издательством «Возвращение», часть куплена сотрудниками библиотек. Многие произведения Г. Г. Демидова доступны в интернете.

1 Королівський С. М. Короткий нарис історії Харківського державного університету ім. О. М. Горького за років Великої Жовтневої Соціалістичної революції (1917-1940 рр.) // Короткі нариси з історії Харківського держ. університету ім. О. М. Горького, 1905-1940 рр. : ювіл. вид. / відп. ред. К. М. Віч. - Xарків, 1940. - С. 84-85.
2 Харьковский электротехнический институт, как и другие вузы, на которые распался Технологический институт, позднее стал факультетом Политехнического института (ныне - НТУ «ХПИ»).
3 Впоследствии срок был увеличен [10; 12; 13].
4 Архив спектаклей 1933-1970 гг. // Харьковский государственный академический русский драматический театр им. А. С. Пушкина: офиц. сайт. - Режим доступа: http://rusdrama.kh.ua/arxiv/arxiv-spektaklej-1933-1970-gg. (дата обращения 6.06.2019).
5 Митці України. - Київ, 1992. - С. 30.
6 Лейбфрейд А. Ю., Полякова Ю. Ю. Харьков от крепости до столицы. - Харьков, 1998. - С. 207.
7 Братья В. и А. Веснины. (Православная энциклопедия Харьковщины. - Харьков, 2009. - С. 264.)
8 Нынешнее 5-этажное здание СБУ было построено на том же месте в 1962 г.
9 Первая - «От рассвета до сумерек» (2014), вторая готовится дочерью к печати в издательстве «Возвращение».

Литература

1. Архів Науково-дослідного відділу документознавства, колекцій рідкісних видань і рукописів ХГНБ імені В. Г. Короленка. - Ф. 36 : Архівний фонд Г. Г. Демідова. - Р-513 - Р-534. - Харьков, [1929-1992].
2. Быков Д. Л. Георгий Демидов // Дилетант. - 2016. - № 12 (декабрь). - URL : https://ги- bykov.livejoumal.com/2700604.html. - Портретная галерея Дмитрия Быкова.
3. Глибицкая С. Б. Возвращение Георгия Демидова в Харьков // Культурна спадщина Слобожанщини : зб. наук. ст. - Харків, 2019. - Число 42. - В печати.
4. Глибицкая С. Б. Георгий Демидов (1908-1987), воспитанник Харьковского университета, ученик и соратник Ландау, писатель, прошедший Колыму // Культурна спадщина Слобожанщини : зб. наук. ст. - Харків, 2018. - Число 39. - С. 43-54 : іл. - Статья выложена в электронном архиве ХНУ имени В. Н. Каразина. - URL : http://dspace.univer.kharkov.Ua/bitstream/123456789/14449/2/Demidov.pdf ; приведена также на сайте: Варлам Шаламов и концентрационный мир. - URL : https://ru-prichal-ada.livejournal.com/571509.html.
5. Глибицкая С. Б. Как «Освенцим без печей» переплавил физика в писателя // У милому місті моєму : іст. - краєзнав. альм. - Харків, 2017. - Вип. 2. - С. 36-44 : іл.
6. Демидов Г. Г. Любовь за колючей проволокой : повести и рассказы. - Москва : Возвращение, 2010. - 360 с.
7. Демидов Г. Г. Оранжевый абажур : повести / [публ. В. Г. Демидовой ; предисл. М. О. Чудаковой]. - Москва : Возвращение, 2009. - 376 с.
8. Демидов Г. Г. От рассвета до сумерек : Воспоминания и раздумья ровесника века. - Москва : Возвращение, 2014. -    367 с.
9. Демидов Г. Г. Чудная планета : рассказы / [сост., подгот. текста, подгот. ил. В. Г. Демидовой ; послесл. М. О. Чудаковой]. - Москва : Возвращение, 2008. - 360 с.
10. Демидов Георгий Георгиевич // Википедия. - URL : https://m.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2,_%D0%93%D0%B5% D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B9_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0 %B2%D0%B8%D 1%87.
11. Демидов и Шаламов. Житие Георгия на фоне Варлама : материалы к одноимен. конф. / сост. С. С. Виленский. - Москва : Возвращение, 2016. - 96 с.
12. Демидова В. Г. «Будущему на проклятое прошлое...» : интервью с Валентиной Демидовой // Варлам Шаламов. - Режим доступа : http://shalamov.ru/memory/222/.

Світлана Борисівна Глибицька, головний бібліограф, Центральна наукова бібліотека, Харківський національний університет імені В. Н. Каразіна; e-mail: sv. zajc@gmail.com

Светлана Глибицкая, русская литература, биография, Георгий Демидов, Колыма

Previous post Next post
Up