Екатерина Ясакова. Стихотворение Варлама Шаламова «Поэту»

Dec 25, 2019 18:40

Статья опубликована в журнале «Русский язык в школе», №12, декабрь 2017. Электронная версия - на сайте Ярославского государственного педагогического университета. В Сети есть весь номер журнала в формате PDF.

___________

Стихотворение Варлама Шаламова «Поэту»
(Урок словесности в XI классе)

Автор анализирует стихотворение «Поэту» в контексте русской поэтической традиции. Для анализа привлекаются дополнительные материалы: эссе В. Шаламова «Кое-что о моей поэзии», «Стихи в лагере», «Поэт изнутри», письмо Б. Пастернака В. Шаламову. Этот урок - размышление о времени, о стихах и о том, что помогло поэту выжить в нечеловеческих условиях.

Цели урока:

1) раскрыть идейное содержание и художественное своеобразие поэтики В. Шаламова на примере одного стихотворения;
2) развивать навыки смыслового чтения лирического текста;
3) воспитывать любовь к русскому языку, проникновенное и ответственное отношение к сложным эпизодам истории нашей страны в ХХ в.
Оборудование: портреты В. Шаламова и Б. Пастернака; выставка книг В. Шаламова, презентация.

Домашнее задание к уроку: прочитать стихотворения, выделить в тексте строки, которые бы в наибольшей степени отражали авторскую позицию:
Пушкин А.С. «Поэту» («Поэт! не дорожи любовию народной...»);
Лермонтов М.Ю. «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»);
Некрасов Н.А. «Поэту» (Памяти Шиллера);
Блок А.А. «Поэты» («За городом вырос пустынный квартал...»);
Ахматова А.А. «Поэту» («Он, сам себя сравнивший с конским глазом...»);
Цветаева М.И. «Поэты» («Что же мне делать, слепцу и пасынку»).

Время сделало меня поэтом, а иначе чем бы защитило.
                                                                      В. Шаламов

Сценарий урока

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока (Беседа.)
- Ребята, этот урок начнем с разговора о поэзии. Ответьте на следующие вопросы:
• Какое стихотворение вам вспомнилось раньше всего?
• Какой поэт запомнился раньше всего?
• Согласны ли вы с тем, что запоминается самое простое в литературе и это самое простое и есть самое высокое, самое лучшее?
• Какое стихотворение классической русской поэзии вы могли бы прочитать без подготовки?
(Школьники отвечают на вопросы, делятся своими читательскими впечатлениями, читают стихи.)
- Эти вопросы я задала вам не случайно. Послушайте отрывок из эссе Варлама Шаламова «Стихи в лагере» (распечатка текста на каждом столе):
"Однажды меня вызвали к начальнику района на квартиру, как сообщил денщик-дневальный Богданова. Я остался ждать на кухне. Ждал недолго. Вышел розовощекий, отглаженный, в сером отличном костюме, в меховых унтах, и оглядел меня с ног до головы профессиональным взглядом. В руках он держал два конверта, вскрытых, конечно, как и полагалось по правилам. Сердце мое забилось, дышать стало трудно.
- Вот письма тебе. Посмотри, твои ли?
Богданов протянул к моему лицу конверты, не выпуская их из рук. Это были письма от жены, первые письма со дня ареста более двух лет назад. Это был знакомый почерк. Почерк моей жены. Я протянул руку.
- Твои? - спросил Богданов, не выпуская конвертов из пальцев.
- Мои.
- Что надо сказать?
- Мои, гражданин начальник.
- Теперь смотри, фашистская морда!
Богданов разорвал оба письма в мелкие клочки и бросил их в мусорное ведро.
- Вот твои письма! Пошел вон.
Вот это и было мое единственное личное общение с начальником Черноозерского угольного района Богдановым поздней осенью 1939 года.
Зимой 1939 года в поселок - в двадцати километрах от «трассы» - пришел человек в зимнем «материковом пальто». Пришел он ночью и вызвал начальника. Богданов пригласил человека к себе, но тот отказался войти в квартиру Богданова. <...> Ночевал пришедший на столе в конторе, а со следующего утра Богданов начал сдачу дел новому начальнику. Фамилия его была Плуталов. Это был лучший наш начальник. Вот при нем я и проводил на Черном озере свои «опросы», которые в разных случаях жизни, при разном социальном составе отвечающих давали один и тот же результат".
Вопросы эти вот какие:
Какое стихотворение вспоминалось раньше всего?
Какой поэт раньше всего запомнился?
Правда ли, что запоминается самое простое в литературе и это самое простое и есть самое высокое, самое лучшее?
Чтение вслух классиков.
- Обратимся к этому тексту еще раз. Какую информацию о жизни и личности В. Шаламова мы можем из него извлечь? (Примерный ответ. В 1939 г. Шаламов находится в лагере, который располагается где-то на Севере или в Сибири. Он работает в угольной шахте.
Даже в крайне жестоких условиях существования автор этого эссе старается быть справедливым по отношению к другим людям. Мы не чувствуем его озлобленности, наоборот, он сохраняет такие качества, как стойкость, порядочность, наблюдательность, интерес к искусству.)
- Перед вами портрет поэта. (Учитель демонстрирует фотографический портрет В. Шаламова.) Подберите эпитеты и составьте словосочетания, которые, по-вашему, с наибольшей точностью характеризовали бы этого человека. (Примерный ответ. «Суровый взгляд», «уставший человек», «ранние морщины», «одухотворенное лицо», «тяжелый опыт», «выстраданная мудрость» и др.)
- Итак, давайте вспомним основные вехи трагической биографии В. Шаламова, крупнейшего русского поэта и писателя ХХ в. (Демонстрируется заранее подготовленная учителем и учениками выставка книг В. Шаламова и презентация «И это было не во сне» - см. Приложение на сайте журнала.)
- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Как вы его понимаете? А теперь попробуйте сформулировать цели и задачи нашего урока.

III. Актуализация опорных знаний
- В русской поэзии есть немало произведений с похожим названием - «Поэт» или «Поэту». Дома вы должны были вспомнить некоторые из них и выделить в тексте строки, которые в наибольшей степени отражали бы авторскую позицию.
(По итогам домашнего задания учитель предлагает сводную таблицу, которая демонстрируется при помощи проектора или выводится через компьютер на интерактивную доску.)



- На какие жанровые особенности стихотворения указывает название «Поэту»? К кому обращаются Пушкин, Некрасов, Ахматова?
(Примерные ответы. Название говорит читателю о том, что жанр этого стихотворения - послание.
А.С. Пушкин в своем стихотворении скорее рефлексирует, размышляя о собственной позиции как художника. Поэтому в его стихотворении Поэт - собирательный образ.
Н.А. Некрасов дает пояснение - «Памяти Шиллера». Хотя и его позиция понятна. В этом стихотворении он говорит не столько
о Шиллере, сколько о любом другом поэте, для которого главное - нести в мир гармонию и бороться со злом.
В стихотворении А.А. Ахматовой дан узнаваемый поэтический портрет Бориса Пастернака, который, по мнению автора, в наибольшей степени воплощает черты настоящего художника.)

1. Слово учителя с элементами беседы
- Варлам Тихонович Шаламов - один из крупнейших художников слова ХХ в. Несмотря на то что большинство современных читателей знает его прежде всего как прозаика, автора «Колымских рассказов», он часто говорил о себе как о поэте, признаваясь, что стихи писал всегда и везде.
Любимейший лирик Шаламова, сыгравший колоссальную роль в его судьбе, - Борис Пастернак. В эссе «Кое-что о моих стихах» В. Шаламов вспоминает о том потрясении, которое он испытал, впервые прочитав книгу Б. Пастернака «Сестра моя - жизнь». Это было в 1932 г. А в 1933-м он впервые услышал Пастернака, когда тот выступал на литературном вечере в клубе МГУ. «И чтение, и ответы, и сама внешность Пастернака были самыми подлинными. Это был самый подлинный поэт», - вспоминает о произошедшем Шаламов спустя тридцать лет. Здесь же он признается и в том, что Пастернак оказал решительное влияние на его поэтическую манеру.
В эссе Шаламов говорит о рождении лирического стихотворения, как о великом чуде. После тяжелейших работ в золотодобывающих шахтах и угольных забоях он работал фельдшером хирургического отделения Центральной больницы для заключенных в поселке Дебин, что в четырехстах километрах от Магадана. С 1949 г., несмотря на изнуряющую работу, недоедание и холод, его настиг мощный лирический поток:
Писал я всюду: и дорогой - до больницы было по ключу двенадцать километров, и ожидая начальство, получая лекарства...
Едва заканчивалось одно стихотворение, как начиналось другое, дрожало в мозгу третье и четвертое. Обессилев, с усталыми мышцами руки, я бросал работу. <...>
Величайшей удачей, почти чудом, я считал самую возможность записи этих стихотворных строк.
Пастернак был первым, к кому В. Шаламов обращается со своими стихами еще с Колымы, и первым, к кому он пришел 13 ноября 1953 г. - на следующий день по приезде в Москву после восемнадцати лет лагерей и ссылки. Более того, Шаламов живет стихами Пастернака в течение двадцати каторжных лет. Он видит в Пастернаке поэта и человека близкой судьбы, все понимающего с полузвука-полуслова. Долгое время они переписываются. И за первым письмом от Пастернака Шаламов отправляется за полторы тысячи километров в морозы свыше пятидесяти градусов.
Пастернак открывает Шаламову самое важное, самое ценное в себе и искусстве, в русской литературе, которой жертвенно служил всю свою жизнь. Уже в первом письме признанный поэт дает высокую оценку дара Шаламова, отмечая в его лирике острую наблюдательность, музыкальный дар, восприимчивость к «осязательной, материальной стороне слова».
Произведение, которое нам предстоит проанализировать - лирическое стихотворение Варлама Шаламова «Поэту».
- Прокомментируйте ваши читательские ожидания, исходя из названия стихотворения и открытий, которые вы сделали, перечитав известные произведения русских лириков с таким же названием.
(Примерные варианты ответов.
• Это стихотворение продолжает традицию русской поэзии XIX в. и начала XX в.
• Возможно, это стихотворение, как и стихотворение Ахматовой, посвящено Борису Пастернаку или является обращением к нему.
• В этом стихотворении В. Шаламов, исходя из своего жизненного опыта, раскроет собственное видение миссии поэта в мире.)
- Конечно, стихотворение Варлама Шаламова необходимо рассматривать в контексте русской поэтической традиции. Однако при этом нужно помнить важное, выстраданное поэтом утверждение: «...Стихи не рождаются от стихов. Стихи рождаются только от жизни».

2. Выразительное чтение стихотворения учителем
(Можно использовать запись стихотворения в исполнении К. Богомолова: https://www.youtube.com/watch?v=vBK-OA5HBI8.)

IV. Работа над темой урока. Анализ стихотворения
(Текст выведен на интерактивную доску или распечатан для каждого ученика.)

1. Беседа по вопросам
- Оправдались ли ваши читательские ожидания? (Ответы учащихся.)
- В. Шаламов считал, что нужно «читать, зачитываться до наркоза и потом искать причину этого гипнотического воздействия стихотворений». Последуем его совету.
Прочитайте стихотворение еще раз. Попробуйте сформулировать несколько фраз, в которых отразилось бы ваше первое впечатление от этого стихотворения.
(Примерные записи.
• Это стихотворение волнует до глубины души.
• В. Шаламов заставляет вспомнить о трагических эпизодах истории нашей страны.
• Произведение мощно воздействует на чувства читателя, вызывает яркие эмоции и заставляет думать.
• Стихотворение В. Шаламова «Поэту» стоит в одном ряду с лучшими произведениями русских лириков прошлого, которые размышляли о роли искусства в жизни человека и общества.
• Финальные строки этого тяжелого, трагического стихотворения звучат жизнеутверждающе.
• Стихотворение действительно оказывает «гипнотическое» воздействие на читателя, его хочется читать и перечитывать много-много раз.)
- В чем же его секрет? Обратим внимание на размер, которым оно написано. Как вы думаете, почему автор выбрал именно этот размер для своего произведения? Какие вы можете назвать произведения классической поэзии, написанные этим же размером? (Примерный ответ. Стихотворение В. Шаламова «Поэту» написано четырехстопным ямбом. Это излюбленный размер русских поэтов. Им написаны пушкинские «Евгений Онегин», «Полтава», «Медный Всадник». Этим же размером написана поэма «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.
Четырехстопный ямб - интонационно необычайно разнообразный и богатый стихотворный размер. Он дает самые невероятные сочетания. Звучанию стихотворения В. Шаламова «Поэту» четырехстопный ямб придает трагическую окраску, впечатление напора и силы.)
- Верно. Этому же способствует и чередование женских и мужских рифм. Особое внимание любого читателя заслуживают рифмующиеся слова, потому что именно они заключают в себе особое содержание.
Проведем небольшое исследование: выпишем из стихотворения «Поэту» рифмующиеся слова и объединим их по темам. (На этом этапе также можно использовать различные цветные маркеры, с помощью которых выделяются на бумаге слова, которые, по мнению школьников, объединяются в единую тематическую группу.)
(Подведение итогов работы. Примерный ответ. Среди рифмующихся слов есть такие, которые относятся к одному тематическому полю, обозначающему явления природного мира: земля, мороз, лес, вода, звезда, лед, грязь, небеса.
Есть группа слов, которые имеют отношение к телесной жизни человека, к его физическому облику: подошвы, виски, усы, пища, рубаха.
Слова правота, удивленье, молитва, чистота, мечты, образок - лексика, относящаяся к духовно-нравственной жизни человека.
Слова пытка, ад, слезы, зло создают ужасную, бесчеловечную картину бытия.)
- А какие слова (рифмы), по-вашему, можно назвать ключевыми в этом стихотворении? (Примерный ответ. Возможно, избитых - пыток, правоту - в аду, удивленье - стихотворения, живой - твой, слово - основа, чистоты - мечты.)
- Если продолжить наши наблюдения над лексикой стихотворения, то мы легко обнаружим слова, которые помогают поэту выразить свое отношение к времени. (Школьники ищут слова, которые объединяются в тематическую группу «Время»: прошлое, день, вечер, месяц, год, час, срок, года.)
- В данном случае слова прошлое и года мы можем трактовать как контекстные антонимы. Они не только отражают авторское отношение к времени, но и помогают прочертить вектор его художественного зрения - вперед в будущее.
- А теперь обратимся к лирическому герою стихотворения «Поэту». Каким образом он проявляет себя? С помощью какого местоимения? (Примерный ответ. В этом стихотворении лирический герой проявляет себя прямо и определенно - он говорит «я». Можно сказать, что автор и лирический герой - одно лицо.)
- Выпишите из текста стихотворения все глаголы, которые поясняют действия лирического героя. Каким
он представляется вам? Что позволило ему выжить «в аду»? (На этом этапе можно использовать прием «Кластер» или «Денотатный граф».)
(Примерная запись (по окончании работы и обсуждения ее можно продемонстрировать при помощи проектора).
Я стонал, обламывал слезы; я искал правоту; я от страха мял виски; я ел, как зверь, рыча над пищей; я пил, как зверь, лакая воду; я жил, я жить решался, удивляясь тому, что жив; я повторял стихотворенья и снова слышал голос поэта; я шептал стихи, как молитвы.
Лирический герой этого стихотворения - человек, прошедший невероятные по своей жестокости испытания. Это очень сильный, мужественный человек, сумевший сохранить себя, свой внутренний мир благодаря огромной потребности не только в пище, воде и тепле, но и в «правде». В «аду» он жаждал духовной пищи, и его память, которая хранила в себе множество прекрасных слов любимых поэтов, стала для него источником жизни. Это было чудо, «удивленье».
Именно стихи стали для лирического героя «живой водой», их он повторял, как молитвы. Для него они стали и «образком», и «путеводной звездой».)
- А теперь обратим внимание на композицию стихотворения. Какие особенности построения произведения вы отметили? Сформулируйте главные темы выделенных частей стихотворения.
(Примерный ответ. Стихотворение состоит из четырнадцати строф, которые условно можно разделить на две группы. В первой части произведения I-VI строфы) главная тема - «расчеловечивание» человека, противостояние человека и окружающего мира, который использует все возможные средства, чтобы человек перестал быть самим собой, превратился в «зверя»; во второй (VII-XIV строфы) - то, что спасает человека, становится основой его внутреннего мира, дарит надежду на спасение.)
- В эссе «Кое-что о моих стихах» В. Шаламов писал: «Общение с природой меня привело к выводу, что в человеческих делах нет ничего, чего не могла бы повторить природа, чего не имелось бы в природе». Перечитайте первую часть стихотворения и подумайте, насколько содержание первой части соответствует данному утверждению?
(Примерный ответ. В начале стихотворения рассказывается о том, как беспощадна была природа к лирическому герою. Все готовило ему гибель: раскаленная солнцем земля, сжигающая подошвы ног, мороз, вырывающий ногти «с мясом». От такого холода замерзали даже слезы. Это был ад на земле. Но силы природы могли стать орудием пытки только из-за злой воли человека.)
- Что поэт говорит о природе во второй части стихотворения? Обратите внимание на X и XI строфы. Какие средства выразительности использованы автором?
(Примерный ответ. Во второй части стихотворения природа противопоставлена поэзии, которая помогает человеку выжить в условиях «ада на земле». Здесь используются эпитеты - взыскующая, жестокой, олицетворения - природа кричала изо всех углов, природа назначит сроки.)
- Обратите внимание на эпитет взыскующая. В Словаре под ред. Д.Н. Ушакова дается такое толкование этого слова:
ВЗЫСКУЮЩИЙ, ая, ее, чего (книжн. устар.). Ищущий чего-нибудь, надеющийся на что-нибудь, стремящийся к какому-нибудь идеалу (преим. религиозно-мистическому). Он (Лев Толстой) - человек, в. бога. М. Горькй. [Из новозаветного выражения «грядущего града взыскуем» - ищем идеальных форм жизни, букв. ищем будущего города.] [Толковый словарь. 2007, I: 286].
Чего «взыскует» природа в стихотворении Шаламова?
(Примерный ответ. В стихотворении В. Шаламова природа, «отродясь не быв жестокой», «взыскует» не Бога, а человека, который бы нашел «упокоенье» (покой) и понял «правду» - истину.)
- В чем же заключается эта Правда? Чтобы ответить на вопрос, обратимся к образу Поэта, который появляется во второй части стихотворения.
(Примерный ответ. В стихотворении возникает образ Поэта, который обладает таким важным качеством, как «душевная чистота». Лирический герой стихотворения В. Шаламова, вспоминая любимые стихотворные строки, чувствовал себя под их защитой. Они были для него «живой водой», «образком, хранящим в битве», «путеводной звездой», указующей путь в грядущее. Они были «единственной связью с иною жизнью». Слово Поэта стало основой и опорой «жизни и мечты».)

2. Выразительное чтение стихотворения В. Шаламова «Поэту» учениками

V. Рефлексия. Подведение итогов

1. Слово учителя
Подводя итог нашей работе, я снова обращаюсь к эссе В. Шаламова «Кое-что о моих стихах». В нем есть такие строки:
Каждый грамотный человек держит в памяти большое количество стихотворений, чужих стихов самого разного тона. В зависимости от потребности, от состояния души, память поднимает в сознании то одну строфу, то другую. И дело ограничивается чтением наизусть знакомых отрывков, которые понадобились настроению. Пушкин ли это, Фет, Пастернак или Некрасов - это все равно. Если же чувство не находит отклика в чужих стихах, не находит выхода в чужих стихах - пишутся свои...
Конечно, лагерная жизнь и страшный тюремный опыт, который получил В. Шаламов, заставили его обратиться к собственному творчеству. Он нашел свою, выстраданную поэтическую интонацию, создал свою образную систему, которую не спутаешь ни с чьей другой. И заплатил за это высокую цену. Его стихи - «всегда многосмысленные, аллегоричные - и в то же время наполненные безусловной и точной, не замечаемой никем другим реальностью из бесконечного мира - еще не познанного, не открытого, не прочувствованного». Это дневник его души, его завещание, его правда.
Литературоведы, исследователи творчества В. Шаламова часто пишут, что эта правда невыносима для современного читателя, потому что автор «Колымских рассказов» лишает нас всяческих иллюзий о пределах нравственного падения и душевного растления человека, который по той или иной причине попадал в условия лагерного «ада». Но так ли это?
Стихотворение, которое мы прочитали, говорит о другом. Его глубинная идея в концентрированном виде содержится в последней, финальной строфе:

Вот потому-то средь притворства
И растлевающего зла
И сердце все еще не черство,
И кровь моя еще тепла.

Мы слышим жизнеутверждающую интонацию:    жизнь продолжается. Завет Б. Пастернака, который сформулирован в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво», безусловно, отозвался в этих строках:
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только, до конца.

2. Мини-сочинение
- Напишите небольшое сочинение- эссе на основе одного из высказываний В. Шаламова или Б. Пастернака.
Темы:
«Для поэта нет мертвой природы - минерал и сорванный цветок полны живой жизни». (В. Шаламов).
«Время сделало меня поэтом, а иначе чем бы защитило». (В. Шаламов).
«Когда пишется стихотворение, то кажется, что не только поэт живет жизнью камня, но и камень живет жизнью поэта». (В. Шаламов).
«Могут ли... стихи помочь жить в житейски-обывательском смысле?» (В. Шаламов).
«...Главной формулой моих стихов считаю: ”Стихи - это судьба”». (В. Шаламов).
«Только величайшая искренность, величайшая отдача, капли чистой крови могут родить стихотворение». (В. Шаламов).
«Не утешайтесь неправотою времени. Его нравственная неправота не делает еще Вас правым, его бесчеловечности недостаточно, чтобы, не согласясь с ней, тем уже и быть человеком». (Б. Пастернак).
Домашнее задание
Дописать сочинение.
Выучить стихотворение В. Шаламова «Поэту» наизусть.

ЛИТЕРАТУРА

Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. проф. Д. Ушакова. - М., 2007. - Т. I.
Шаламов В. Кое-что о моих стихах [Электронный ресурс]. - URL: https://shalamov.ru/1іЬгагу/21/34.Мш1 (дата обращения: 21.09.2017).

Ясакова Екатерина Александровна, кандидат филол. наук, доцент кафедры русского языка и литературы Балашовского института - филиала ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского». E-mail: eaysakova@yandex.ru

русская поэзия, для учителя, Варлам Шаламов

Previous post Next post
Up