Жан-Пьер Тибода - известный французский театральный критик, в прошлом обозреватель газеты "Либерасьон", долгие годы работавший ее корреспондентом в Москве. С 2006 года - художественный руководитель французского фестиваля Театров Восточной Европы "Пассаж", ведет авторский блог
"Театр и балаган" на Rue89.com.
В ноябре сего года Тибода побывал на спектакле по "Колымским рассказам" Шаламова, поставленном Театральной платформой "В Центре" в музее Бориса Ельцина в Екатеринбурге, и
высказал свое впечатление.
" - Вы посмотрели спектакль «Колымские рассказы», что скажете о них?
- Всегда сложно говорить о спектакле, когда эмоции ещё не оформились. Это пока неосмысленные переживания. Но я хорошо знаком с «Колымскими рассказами» Шаламова и считаю их величайшим произведением XX века. Эти тексты - свидетельства радикальный важности. Не только в виду своей политической значимости, но ещё и потому, что это великое по своей пронзительности поэтическое произведение. Это культурное наследие, литературный памятник. И мне было приятно обнаружить, что молодое поколение сегодня открывает для себя эти тексты. Их поэтику. Делится художественным словом и доносит его до широкой публики. Шаламов после многих лет в лагерях сохранил всю физику переживания и передал во всех подробностях жизнь тех, кто был рядом с ним".
*
"Там, в не похожем на театр зале, Алексей Забегин решил создать спектакль без декораций на основе «Колымских рассказов» Варлама Шаламова, одного из великих писателей ХХ века. Шаламов с несравненным мастерством пишет о лагерях (он провел там 18 лет), холоде, дружбе, предательстве, снеге, Мандельштаме, поэзии, хлебе, голоде и смерти. Укутанный, как лагерный охранник, актер, два артиста, которые сменяют друг друга на страницах Шаламова, и сопровождающий их музыкант. Два стула и публика в два ряда по сторонам. Острая, тяжелая, напряженная атмосфера. Она берет за живое. Происходит взаимодействие между текстом и аудиторией, в которой немало молодежи, своего рода медитация".
Жан-Пьер Тибода,
"Путешествие в Россию: с любовью из Екатеринбурга", 24.11.2019, Mediapart, Франция