Решил напомнить о Вишерской эпопее заключенного Варлама Шаламова. Ниже
статья Ольги Роленгоф, опубликованная в пермской "Нашей газете" в рубрике Личное дело, №8 (89), июль 2005 года.
Рудольф Борисович Веденеев, скончавшийся в прошлом году - скульптор, диссидент, лагерник, автор нескольких скульптурных портретов Шаламова и композиций по мотивам его судьбы.
_________
Соликамск между Дзержинским и Шаламовым
…Год 1929-й был годом первой, положившей начало курсу на индустриализацию страны, пятилетки. А в это же время из Соликамска на Вижаиху по этапу уходил писатель Варлам Шаламов. Его арестовали в подпольной типографии Московского университета за распространение "Завещания Ленина". Двумя годами ранее он участвовал в демонстрации оппозиции к 10-летию Октябрьской революции.
Скульптор Рудольф Веденеев у только что установленной мемориальной доски. Фото - отец Лаврентий (Мигов)
В Соликамске он провел некоторое время в переделанном под тюрьму здании мужского монастыря и отправился, как миллионы других репрессированных, на Север, в лагеря. Именно ему было суждено описать потом эти "время и место" в своих произведениях: "В Соликамске сгрузились (…) Всех завели в сводчатый подвал Соликамской городской милиции, в бывшей церкви. Крошечный низкий подвал. Было бело от дыхания, пара, а людей все вталкивали и вталкивали. Не то, что сидеть, стоять было тяжело…"
Подвал пересыльной тюрьмы, о котором пишет Шаламов,
если все действительно происходило в Свято-Троицком монастыре и надпись аутентичная. "Мы выходили последними. Туман в подвале уже развеялся, открылся потолок, белый, сводчатый, низкий потолок. На нем крупными буквами углем было написано: «В этой могиле мы умирали трое суток и всё же не умерли. Крепитесь, товарищи!»". Фотография из книги
"Годы террора: Книга памяти жертв политических репрессий. Часть 6, том 1". - Пермь: Пермское книжное издательство, 2008. А вот если тюрьмы в монастыре в те годы не было и надпись сделана "под Шаламова", то иначе как фальсификацией это не назовешь.
1 июля в Соликамске, в рамках празднования 575-летия города, на стене восстанавливаемого здания Свято-Троицкого мужского монастыря, описанного Шаламовым, где он сидел за дверью с волчком, а через волчок за ним наблюдал охранник, была установлена мемориальная доска писателю. Идея установки доски принадлежит скульптору Рудольфу Веденееву. Его начинание поддержали общественность и писатели Перми и Соликамска, а также Московское историко-литературное общество "Возвращение" и лично его председатель, бывший колымский заключенный, друг В. Шаламова Семен Виленский. На открытии доски были представители администрации Пермской области, директор музея истории политических репрессий "Пермь-36" Татьяна Курсина, председатель Пермского отделения Союза писателей России Дмитрий Ризов, философ Наби Балаев…
Было высказано пожелание сохранить для жителей и гостей города эту непростую страницу нашей истории и по возможности найти в монастыре место для музея. Вологодский же музей писателя прислал на открытие памятной доски телеграмму, в частности, с такой знаменательной строкой: "Мы рады, что Шаламов вернулся без конвоя в город в день празднования его юбилея…"
Рудольф Веденеев: "Когда в этом году я выставил работы на выставком, приуроченный к юбилею Победы, меня первым делом спросили - а причем здесь Варлам Шаламов? Я им ответил: Шаламов мыл золото на победу. Вопросов больше не было.
У каждого поколения есть свои задачи, которые должны быть решены.
Когда мы каждый день слышим сообщения о взрывах, похищениях людей, мы снова возвращаемся к вопросу о месте террора в жизни. Если 1917 год был началом государственного террора, который изнасиловал Россию и последствия которого мы видим, то должны же мы сделать какой-то вывод из истории. Именно поэтому мне Шаламов и интересен. Каким путем пойдет Россия: снова будет закручивать гайки, снова мы будем думать о том, позволят нам рот открывать или не позволят?"
Наби Балаев: "Судьба Шаламова является судьбой показательной, - тем людям, в которых было понятие чести, мужества, долга, которое помогало людям выживать в самых страшных условиях, противостоять и собственному злу, как носителям несчастья своего времени. Даже в тюрьме, где бы они ни были. Это памятник человеческому достоинству.
Судьба Шаламова и как писателя показательна. Он показал не просто тюрьмы, а людей с их бедами и условия, которые развивали в людях это их зло. И он понимал, откуда это зло взялось: от того, что люди забыли традиции, откуда они, кто они, где духовные корни, которые помогают людям воссоединиться со своей духовной родиной, со своей историей, которая помогает человеку возродиться и сохранить свое лицо.
Как сказал на открытии доски Рудольф Веденеев, в отдавании должного писателю он не собирается останавливаться на достигнутом. Помимо мемориальной доски, в его планах установка памятника Шаламову. Проект уже готов: это иллюстрация самого, пожалуй, страшного происшествия на том пути, когда заступившегося за избиваемого заключенного Варлама Тихоновича подвергли ужасному наказанию: "Стали топтать сектанта ногами, тот выплевывал кровь на снег при тяжелом молчании этапа. Я подумал, что если я сейчас не выйду вперед, я перестану себя уважать.
- Это не Советская власть. Что вы делаете?
Избиение остановилось.
… А ночью начальник конвоя сам раздел меня догола на каторжном шляху Соликамск - Вижаиха. Я стоял под винтовками на снегу босиком… Сколько простоял времени, не знаю, может быть, полчаса. А может быть, пять минут…"
Дмитрий Ризов: "Стоит захлебнувшийся от холода человек, подняв плечи, и охранники рядом. По-моему, памятник потрясающий, его нужно ставить! Это фигура в эмоциональном плане равновеликая Солженицыну. Но мы совершаем ошибку, восстанавливая на месте бывшей тюрьмы монастырь. Здесь земля полна костьми людей".
18 июля - в день рожденья Шаламова - в Соликамске опять соберутся почитатели непростого опыта жизни писателя, отраженного в его антиромане "Вишера", "Бутырской тюрьме" и "Колымских рассказах". Соберутся те, кто пытается осмыслить опыт самой соликамской истории - истории города, где до сих пор живут потомки как заключенных, так и тех, кто их охранял. Где стоит памятник Дзержинскому. А теперь есть доска Шаламову. Перед жителями города до сих пор остро стоят непростые вопросы. А как они смогут на них ответить, покажет время.
По теме см.
Рудольф Венедеев. "Этап", скульптурная композиция Памятные места Шаламова без прикрас. Соликамск Рудольф Веденеев. "Варлам Шаламов", бронза, 2005 "Красновишерск, город, который себе ничего не простил", на сайте Соловки
Раздел
"ВИШЛАГ (ВИШЕРА)" в блоге