Алексей Аренс. Шаламов и Надежда Мандельштам

Jan 09, 2018 19:44

"У Надежды Яковлевны мы познакомились и сдружились с художниками Биргером и Вейсбергом, с писателем Шаламовым, которому мама [Е.М. Аренс] перепечатывала его рассказы, мы слушали его чтение у Надежды Яковлевны и у нас на Маяковской.
Шаламов вел аскетический образ жизни, в гостях пил только чай с черным хлебом. Переписка его с Надеждой Яковлевной вскоре переросла в тесную дружбу. Шаламов был человек угрюмый, как правило, недружелюбен к новым людям. Зек с огромным стажем, он многих подозревал в стукачестве, чаще всего несправедливо. К концу жизни он оглох, но говорил, что это даже ему нравится, поскольку он перестал слышать радио, непрерывно включенное у соседей.
В последние годы он уже не бывал у Надежды Яковлевны, они повздорили, не сойдясь во взглядах не то на Языкова, не то на Батюшкова.
В последний раз я его встретил в метро, в переполненном вагоне, но вокруг Шаламова людей не было - он страдал ярко выраженным паркинсонизмом, он непроизвольно размахивал руками. Я проводил его домой".
Алексей Жанович Аренс, сын подруги Надежды Мандельштам преподавателя французского языка Елены Михайловны Аренс, в беседе с О. и М. Фигурновыми, сборник "Осип и Надежда Мандельштамы в рассказах современников", М.: Наталис, 2001.

Варлам Шаламов, Надежда Мандельштам, биография, свидетельство

Previous post Next post
Up