Из подборки (частично Ильи Венявкина, частично моей) по материалам электронного корпуса дневников мультиязычной библиотеки
"Прожито". Опубликовано на сайтах Мемориала
«Уроки истории. XX век» и
"Прожито".
Юлия Нельская-Сидур, преподаватель, жена скульптора
Вадима Сидура2 декабря 1968
Читали Шаламова рассказ про лагерь. И ничего, сколько не разоблачай, такая удивительная страна, крепко держится, не пошатнется.
3 декабря
Мы с Димой были вдвоем. Я спала себе, вчера заснула в три, а утром чуть не проспала свою остановку в троллейбусе, еле глаза открыла. Дима читал Шаламова. <...>
В связи с лагерными рассказами Шаламова Дима вспомнил про Кушку, где он был в армии в пулеметном училище. Жизнь там очень напоминала концлагерь.
7 декабря
Был у нас дирижер Кирилл Кондрашин со своей женой Ниной. Всё посмотрел, сказал, что Дима для него моральная поддержка, так как все почти вещи у Димы сделаны после инфаркта, а у Кондрашина совсем недавно был инфаркт. Потом были Владик с Нелей. Разговаривали о Шаламове. Очень здорово пишет Шаламов, и сам он явно героический человек. Валька недавно встретила дочку Шаламова [Елена Шаламова-Янушевская], с которой когда-то училась в школе. Та отцом недовольна за то, что он всё время пишет о лагерях. Она считает, что он спекулирует на этой теме. Во, говно, дочка!
13 декабря
Дима сегодня почти выздоровел. Я, когда пришла, увидела еще один замечательный рисунок, опять на тему о лагерях. Огромная, как монолит, фигура часового и два доходяги что-то волокут. На всё это Диму вдохновил Варлам Шаламов своими рассказами о Колыме.
13 декабря
Дима вспомнил сегодня, как в рассказе у Шаламова, один зек пишет домой: «Кормят нас хорошо, одеты по сезону» [рассказ "Сухим пайком"]. Дима, когда был в училище в Кушке, которое мало чем отличалось от концлагеря, тоже писал родителям: «Кормят хорошо, на третье - компот».
*
25 февраля 1972
Была у нас Кларочка, все мы очень переживали измену Шаламова. Дима твердо убежден, что он это сделал из-за зависти к Солженицыну, опять же - Шаламов алкоголик.