Семен Виленский о сайте shalamov.ru

Apr 21, 2017 15:45

Семен Виленский (1928-2016) - бывший лагерник, узник Колымы, организатор и председатель историко-литературного общества «Возвращение», выпустившего кроме прочего более двухсот книг мемуаров и художественной прозы заключенных советских концлагерей, в том числе собрание сочинений Георгия Демидова, героя шаламовского "Жития инженера Кипреева".
Ниже его мнение о сайте shalamov.ru. В принципе, вещи очевидные и, как говорится, трудно не согласиться, только говорить об этом следовало бы без околичностей, словами Осипа Мандельштама: "некий Митька Благой - лицейская сволочь, разрешенная большевиками для пользы науки, - сторожит в специальном музее веревку удавленника Сережи Есенина".

"Проза Варлама Шаламова давно уже стала достоянием русской литературы XX века, подчеркиваю - русской, а не советской. "Колымские рассказы" созданы на материале абсолютно закрытом и запретном для советских "письменников", словно эти люди и Шаламов жили в разные исторические эпохи. И, конечно, благим делом выглядит существующий уже несколько лет сайт shalamov.ru. На нем представлены все произведения Шаламова, связанные с ним публикации, видео и аудиозаписи, не говоря уже о биографических сведениях. Но есть на этом сайте нечто, декларируемое фактам и логике вопреки. Открываем рубрику "О сайте":
"...Человек, подчеркивавший свою близость русской революционной интеллигенции, восхищавшийся мужеством народовольцев и эсеров, после заключения презрительно называвший либеральную («диссидентскую») оппозицию «прогрессивным человечеством» и сознательно дистанцировавшийся от нее. Не желавший быть «орудием холодной войны» - каким стал часто сравниваемый с Шаламовым Солженицын".
Здесь чувствуется рука "литературоведа в штатском" и все поставлено с ног на голову. И Солженицын, и Шаламов в меру своих сил отображали гулаговскую систему как расчеловечивание человека. И все созданное ими отражает боль за свою страну.
В рубрике "биография" читаем о последних годах жизни Шаламова.
"1972 год - узнает о публикации на Западе, в издательстве «Посев», своих «Колымских рассказов». Пишет письмо в «Литературную газету» с протестом против самовольных незаконных изданий, нарушающих авторскую волю и право. Многие коллеги-литераторы воспринимают это письмо как отказ от «Колымских рассказов» и порывают отношения с Шаламовым.
1972 г. - издает книгу стихов «Московские облака». Принят в Союз писателей СССР.
1978 г. - в Лондоне, в издательстве «Оверсиз пабликейшнз» (Overseas Publications), выходит книга «Колымские рассказы» на русском языке. Издание осуществлено также вне воли автора. Здоровье Шаламова резко ухудшается. Начинает терять слух и зрение, учащаются приступы болезни Меньера с потерей координации движений".
Особенно трогательно звучит один из заключительных пунктов биографии Шаламова: "С помощью друзей и Союза писателей направляется в интернат для престарелых и инвалидов".
И здесь стоит вспомнить, что Союз Писателей СССР, созданный в 30-ые годы по плану Сталина, был одним из богатейших творческих союзов. Хотя за воротами этой организации оказалась немалая часть литераторов, непригодных для нее.
Тем не менее, отчисления от всех авторских гонораров получал литфонд, финансировавший безбедное по тем временам существование чиновников от литературы и писателей-лауреатов сталинских премий и некоторых других членов Союза писателей. Для них существовали роскошные Дома Творчества, квартиры, дачи, пансионаты, интернаты. Шаламова же направили в обычный интернат для непривилегированных лиц, сначала для престарелых и инвалидов, а потом психохроников. Эти интернаты убогие и нищие, как в советские годы так и теперь. Случается, они горят как спички вместе пациентами. <...>
И, тем не менее, несмотря на все очевидные изъяны сайта shalamov.ru, открытый доступ к произведениям Шаламова, к литературе о нем представляет подлинную ценность, независимо от аранжировки. Сами тексты Шаламова глушат её, так что поблагодарим создателей и спонсоров этого видимо дорогостоящего сайта".

фальсификация, злободневное, цензура, Варлам Шаламов, идеологический фронт, КГБ

Previous post Next post
Up