Леонид Бородин о лагерном опыте Шаламова

Feb 08, 2017 16:46

Мнение о Шаламове писателя-диссидента и, кстати, тоже лауреата Премии Свободы французского Пен-Клуба (1983 за книгу "Повесть странного времени") имеет особый вес: Леонид Бородин - многолетний политзаключенный (два срока - 6 и 10 лет, из которых отбыл 11) и русский националист социал-христианского толка, то есть идеологически антагонист Шаламова.
Фрагмент беседы Бородина с литературоведом Владимиром Запеваловым, опубликованной в журнале Русская литература, №3, 1998.

__________

"Л. Б. <...> Если вернуться к теме истоков, то подлинным периодом формирования мировоззрения был, безусловно, лагерь. И здесь очень существенна одна деталь. Известно мнение Шаламова на этот счет. Он говорил, что лагерь никому добра не дает, он только забирает.
В. 3. - Отсюда и озлобленность Варлама Шаламова?
Л. Б. - Я не люблю это слово. Я воздержусь от его повторения. Есть существенная разница между нашим «сидением» и жутью лагерей сталинских времен. Когда иной патриот задним числом гордится индустриально-техническими достижениями советского периода, он делает вид, что не знает, что база этих достижений создавалась рабами в самом прямом смысле этого слова. Рабство социалистических времен было более омерзительным, чем рабство древнеисторическое. Из кого тогда состояли рабы? Из пленных, должников и преступников. Все эти три категории присутствовали и в советских лагерях. Пленные войны идеологической, каковую объявили коммунисты своему народу, должники - люди, поступавшие не как должно, и преступники, которые, как говорится, и в Африке преступники. Но одним этим контингентом коммунистам никак бы не обойтись при «обустраивании» социалистической Родины. Сотни тысяч людей, не имевших никакого отношения к перечисленным категориям, были превращены в рабов в соответствии со спецификой той или иной «горячей» созидательной точки. Даже гении-авиаконструкторы не избежали «рабского призыва». Тысячи людей превращались в рабов на основании откровенно лживых, циничных обвинений - Родина требовала рабского труда. Сегодня миллионам людей не выплачивается заработная плата, и это безобразие. Но разве ж это впервые? Ныне воспевающие достижения социалистического строя забывают, какой и чьей ценой были достигнуты эти весьма скромные благополучия. <...>
Возвращаясь к трагическому опыту В. Шаламова, следует сказать, что его отношение к лагерю, к рабству справедливо и последовательно. И другого отношения к нему быть не может.
Наша же судьба лагерей 60-70-х - это уже другая история".

По теме см. "Леонид Бородин о шаламовских и собственных лагерях"

русская правая, Варлам Шаламов, концентрационные лагеря, Леонид Бородин, диссиденты

Previous post Next post
Up