Shamanstvo

Feb 05, 2017 02:08

Оригинал взят у cheralpa в Shamanstvo

Замечательны слова Набокова: “значимо в литературе только одно: (более или менее иррациональное) shamanstvo книги” и “хороший писатель - это в первую очередь шаман, волшебник”. Возможно, о shamanstv'e в этом смысле думал и В. Шаламов, когда писал: "Сама фамилия наша - шаманская, родовая - в звуковом своем содержании стоит между шалостью, озорством и шаманизмом, пророчеством".

Любопытно, что в Америке в один из дней календаря 20 века должна была состояться встреча Набокова и Солженицына (Набоков с женой уже заказали столик в уютном ресторане и ждали на ужин "вермонтского отшельника", но нелюдимый А. И. в последнюю минуту от встречи отказался). Однако, если бы встреча и состоялась, ничего интересного собеседники друг другу вряд ли бы сказали. А вот если б можно было свести в одной точке Космоса Набокова и Шаламова, возможно, им бы удалось высечь искру из такого немыслимого физического соседства. Ибо оба обладали даром shamanstv'а.

Да и писали оба, возможно, об одном и том же. Исследовательница творчества Набокова Андреа Питцер считает, что "Лолита" - роман, в котором есть второе мучительное дно, за историей совращенной двенадцатилетней девочки скрывается история концлагерей ХХ века. И тайные указания на это разбросаны на всем протяжении романа. Если только предположить, что встреча героя с первой нимфеткой в его жизни, Аннабел Ли, происходит на острове Корфу не случайно (особенно помня, в каком это было году), а также выяснить, почему летний лагерь, куда отправяется Лолита, назывался Ку, а не как-то иначе. Не зря же Набокова тянуло познакомиться с Солженицыном. Но он ,похоже, не знал, что тот не был Орфеем, поднявшимся из ада. Орфеем был другой.

Владимир Набоков, Варлам Шаламов

Previous post Next post
Up