Геннадий Трифонов. Первая в СССР статья о Шаламове-прозаике, журнал Аврора, 1987

Feb 03, 2017 15:25

Первая в СССР статья о Шаламове-прозаике авторства литературоведа-нонконформиста Геннадия Трифонова. Напечатана в сентябрьском номере журнала Аврора, 1987, в качестве послесловия к публикации двух стихотворений Шаламова и рассказа "Крест", осуществленной Людмилой Зайвой.
Бросается в глаза неинформированность о Шаламове даже одного (если не единственного) из тех немногих филологов, кто занимался им в Советском Союзе. Трифонов не рискует еще называть "Колымские рассказы" по имени и причисляет их к одиозному "социалистическому реализму" - необходимое в то время условие публикации, - хотя при желании легко услышать в этом  издевку.
Положение Шаламова в СССР точно и кратко выражено в первой строчке статьи: проза и жизнь Шаламова читателю неизвестны.

___________

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Проза Варлама Тихоновича Шаламова (1907-1982) так же, как и его жизнь, почти не изучена и широкому читателю не известна. А между тем Шаламов - поэт, автор нескольких книг, в разные годы выходивших в издательстве «Советский писатель» скромными тиражами и никогда не переиздававшихся, является и мастером современного рассказа.
Рассказы Шаламова живут самостоятельной жизнью, реализмом своим обязаны русской классической традиции. Шаламову всегда была близка проза именно поэтов - Пушкина и Лермонтова, в позднейшее время - Мандельштама и Пастернака. Он глубоко изучил прозу Цветаевой, ее творческий метод, ее синтаксис, и письменное пространство прозы ценил выше устной речи. В этом смысле рассказчиком Шаламов не был. «Рассказы мои,- писал Шаламов в своей автобиографии,- не рассказы в обычном смысле. ...Я сделал попытку реализовать те новые идеи в прозе, которые занимали меня всю жизнь, попытку выйти за пределы литературы».
Мемуарная в своей основе проза Варлама Шаламова, по мнению академика Д. С. Лихачева, является не только высокохудожественной, но и документально точной, верной по отношению к эпохе, в которой Шаламов - поэт, прозаик, человек - жил и действовал.
Буквально с юности жизнь Варлама Тихоновича складывалась не только крайне неблагополучно, но многострадально, трагически.
Будучи студентом Московского университета, в 1929 году по ложному обвинению писатель был арестован и осужден на пять лет. За свой «стахановский труд» Шаламов освобождается досрочно и, вернувшись в Москву, активно включается в литературную работу. Много печатается. Стихи его замечают Асеев, Маяковский, Пастернак и даже Мандельштам, относившийся, за небольшим исключением, к писаниям своих современников весьма сдержанно. Подобное признание не вскружило голову молодому поэту. Вспоминая те годы, Шаламов пишет: «Все свободное время и несвободное я писал, писал, день и ночь. Я написал тысячу стихотворений, полтораста рассказов, пьесу». Некоторые рассказы тех лет Шаламов опубликовал в те годы, в том числе и на страницах «Ленинградской правды» (1935 год).
Вторично Шаламов был репрессирован в 1937 году. В 1953 году Шаламова освобождают, а в 1956 году - реабилитируют, и он возвращается в Москву, где при поддержке Пастернака принимает участие в литературной жизни страны.
Первая книга поэта «Огниво» вышла в 1961 году тиражом в две тысячи экземпляров. Тогда же на нее откликается «Литературная газета» рецензией Бориса Слуцкого под названием «"Огниво" высекает огонь».
В рассказах Шаламова нет лишних слов, нет никаких красок, кроме одной - черно-белой. Их графика вызывающе проста и строга. Диалог скуп и значителен. Монолог беспощаден. Нет, не для легкого чтения эти рассказы. Нет в них бунинского лиризма, пришвинской живописности, хотя именно Бунин и Пришвин направляли художественные искания Шаламова в прозе. Все в этих рассказах - боль, побуждающая нас к внезапному и острому сопереживанию, а совесть нашу - к движению. Реализм Варлама Шаламова еще ожидает своего добросовестного исследования, компетентного комментатора; являясь социалистическим по сути своей, реализм этот открывает перед рассказом как жанром новые перспективы. Вот почему мы можем утверждать: присутствие в советской литературе сегодняшнего дня прозы Шаламова является своевременным и необходимым.

Страница со статьей в PDF-файле

литературная критика, закрытое общество, СССР, Варлам Шаламов, "Колымские рассказы", Геннадий Трифонов

Previous post Next post
Up