Елизавета Апросимова. Северные образы и мотивы в рассказе "Стланик"

Dec 29, 2014 14:21

Статья выложена на труднодоступном сайте, дублирую здесь.

________

Северные образы и мотивы в рассказе «Стланик» Варлама Шаламова

Объединяющим признаком рассказов Варлама Шаламова является Колыма. В широком смысле все его рассказы, написанные после освобождения - колымские, они все объединены лагерным, колымским опытом писателя. Шаламов считал, что после ужасов Колымы, Освенцима и Хиросимы уже невозможно писать прозой прошлого.
«Русские писатели-гуманисты II половины XIX века несут на душе великий грех человеческой  крови, пролитой под их знаменем в XX веке. От их наследия новая проза отказывается». Она должна быть прозой достоверности и может быть написана только людьми, знающими свой  материал в совершенстве; не наблюдателями, а участниками того, о чем они будут писать. Место действия его «Колымских рассказов» - Колыма, Крайний Север. В связи с этим представляется необходимость рассмотрения влияния в рассказах Шаламова колымской, северной действительности. В качестве материала для анализа взят рассказ «Стланик» из цикла «Колымские рассказы».
Стланик, северное дерево, о котором писатель говорил так: «Из всех северных деревьев я больше других любил стланик, кедрач». Он сравнивает его с собой, его жизнь со своей судьбой. «Мои  рассказы - это, в сущности, советы человеку, как держать себя в толпе». Шаламов против обезличивания, сливания с толпой, он всегда утверждал, что надо поступать только по своей совести, не слушая авторитетных, всеми уважаемых мнений. Именно в этом смысле можно сравнить его судьбу с жизнью северного дерева стланика. «Летом он скромен и незаметен - все кругом торопливо цветет, стараясь процвести в короткое северное лето... Но осень близка, и вот уже сыплется желтая мелкая хвоя, оголяя лиственницы, палевая трава свертывается и сохнет, лес пустеет, и тогда далеко видно, как среди бледно-желтой травы и серого мха горят среди леса  огромные зеленые факелы стланика». Так и о своей жизни писал сам Шаламов, что он с боязнью  подходит к теме  Колымы, и что есть люди, у которых память лучше, чей талант ярче и глубже, чем его; но для себя Шаламов решил, что он обязательно вернется на материк и расскажет обо всем, что он увидел и понял в лагерях. Он попытается выжить, как это северное, неприхотливое и прямое дерево, которое растет «уцепившись корнями за щели в камнях горного склона». Шаламовский тланик воспринимается к живое существо. При его описании он использует олицетворения: стряхивая снег со своей... одежды; он обманывался; он погружается в зимнюю   спячку, как медведь; он слышит зов весны, и веря в нее, встает раньше всех; стланик слишком  легковерен; он так не любит зиму (кстати, сам Шаламов тоже не любил зиму), что готов верить теплу костра; разочарованный кедрач, плача от обиды и т.д. Градации в описании стланика  используются, чтобы соединить неодушевленное с одушевленным: «всегда зелено, всегда живо», «его лапы говорят о юге, о тепле, о жизни». Сначала идут юг, тепло, зелень и только потом жизнь. Стланик у Шаламова ассоциируется с надеждой: «стланик - дерево надежд», он предвестник весны.
Невозможно представить север без снега. Снег у Шаламова настолько плотный, что «поддается только железу», покрывает землю «трехметровым слоем». Первый снег - это не легкий, как пух, снег, который «кружится, летает и тает»; а похож на порошок, который сыплется с белого неба. Снег - предвестник зимы: «давно пора быть снегу, зиме». Снег - это всегда покров, он скрывает  стланик: «...кедрач снова согнется и ляжет на старое место. И его занесет снегом». Вся летняя  красота природы исчезает под снегом. А снежная бескрайняя белизна соотносится с понятием полной безнадежности.
И один лишь стланик непокорен снегу, хотя он, вначале, осенью покорно гнется, «как бы под  безмерной, все растущей тяжестью», но он гнется, чтобы весной внезапно выпрямиться. «Он стряхивает снег, распрямляется во весь рост, поднимает к небу свою зеленую, обледенелую, чуть  рыжеватую хвою». В рассказе снег и стланик выступают двумя противоположностями: снег как полная безнадежность и предвестник зимы, а стланик как дерево надежды и предвестник весны .
Костер в рассказе выступает как ложное тепло, он гаснет. Кедрач верит неуловимому зову весны, и  также готов верить (он легковерный) теплу костра. Но он разочаровывается, «костер погаснет - и разочарованный кедрач, плача от обиды, снова согнется и ляжет на старое место. И его занесет снегом».
Зима и весна предстают тоже двумя противоположностями, как стланик и снег.
Шаламов не любил зиму, «главное средство растления души - холод, в среднеазитских лагерях, наверное, люди держались дольше - там было теплее». Это можно узнать по мимолетным фразам, о том, что «в конце зимы, когда снег еще покрывает землю трехметровым слоем, когда в ущельях  метели утрамбовали плотный снег… а люди тщетно ищут признаков весны».
Другие растительные образы в рассказе - карликовые березы, низкорослые кусты рябины, лиственницы, цветы и травы - все они «погибают», покрытые снегом: «палевая трава свертывается и сохнет, лес пустеет». Зимой их нет: только «снежная бескрайняя белизна и полная безнадежность».
Влияние северной действительности на поэтику Шаламова огромно. Она усиливает депрессивность, обреченность в рассказах. Север предстает у Шаламова как нечто отрицательное со своим жгучим холодом, бескрайней снежной белизной, метелями. «Природа на Севере не безразлична, не равнодушна - она в сговоре с теми, кто послал нас сюда», сказал писатель.  Природа, бескрайние снежные просторы, долгая зима поставлены в один ряд со сталинским  режимом. Образ снега в рассказе усиливает картины полной безнадежности, снег всегда является  тем покровом, который подавляет все живое, все чувства. А живое на севере, деревья и травы, все  ни увядают осенью, свертываются и сохнут. «У Шаламова Колыма в силу присущего ей рельефа местности предстает одним общим склепом с заживо погребенными людьми-полутрупами» (Л. Жаравина). Мотив погребения присутствует в образе снега и образе других растений и деревьев. Выживает только стланик, который скромен и незаметен, и в то же время мужествен и упрям.

Список литературы:

1. Шаламов В.Т.  Избранное. - СПб .: Азбука-классика , 2003. 832 с .
2. Шаламов В.Т. Несколько моих жизней: воспоминания, записные  книжки, переписка. - М .:  Эксмо, 2009. 1072 с .

Апросимова Елизавета Гаврильевна, филологический факультета ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск
E-mail: Ajuvena@mail.ru

Опубликовано в сборнике "Материалы XII всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов в г. Нерюнгри, 1-2 апреля 2011 г.", изд. Технический институт (филиал) СВФУ, 2011, Нюренгри. Электронная версия на сайте университета.

литературоведение, Варлам Шаламов, "Колымские рассказы", Север

Previous post Next post
Up