Отрывок из книги историка Роя Медведева
"Солженицын и Сахаров" . Под занавес Александр Исаевич символически отнял у Варлама Тихоновича и Колыму (которая, кстати, административно в ГУЛАГ не входила). Зря Шаламов писал: "Вы ничего не получите", - не до конца понимал, с кем имеет дело.
__________
"Через 20 лет [после высылки из СССР], 27 мая 1994 года, в аэропорту города Магадан на Колыме приземлился рейсовый самолет кампании "Аляска Эйрлайн". Из салона машины вышел и спустился по трапу Александр Солженицын. После долгого изгнания он вновь ступил на российскую землю, и место встречи с Родиной не было случайным. Многолетняя ссылка была наказанием за издание на Западе его главной книги - "Архипелаг ГУЛАГ", художественного исследования преступлений, совершенных в Советском Союзе, и не только во времена сталинизма. Но именно Колыма, по словам Солженицына, была самым крупным, самым далеким и знаменитым островом этой удивительной и жестокой страны - ГУЛАГ, географией разорванной в архипелаг, но психологией скованной в континент, почти неосязаемой страны, которую населял когда-то многомиллионный народ зэков. Поэтому именно здесь в Магадане Солженицын опустился на колени и поцеловал землю России".
Солженицын в Магадане у трапа самолета компании Alaska Airlines. Фото Расула Месягутова
Кто-нибудь представляет Шаламова, целующего землю Колымы? Через Анатолия Жигулина он передал поклон ее мертвецам. Два ритуальных жеста - но какие разные!
UPD
"Борис Парамонов: Солженицын очень старательно, я бы сказал артистически обставил - поставил! - свое возвращение в Россию. Явиться не с Запада, а с Востока, через Магадан и оттуда начать неторопливое, как бы инспекторское путешествие по России поездом. Это была некая заявка на роль не только ревизора, но и руководителя русской жизни, духовного руководителя. <...>
Солженицын обладал вот этим режиссерским талантом помимо писательского - умел себя поставить. Его борьба с советской властью - отнюдь не спонтанный порыв, а очень умело срежисcированный спектакль."
"Весь ад русской истории", "Беседы о русской словесности с Борисом Парамоновым", Радио Свобода, 22 июля 2015 года.