Режиссер Павел Печенкин о своем фильме

Sep 25, 2014 17:00

Статья с сайта пермских новостей.

______

"Павел Печенкин пытался раскрыть тайну Варлама Шаламова

XIV Международный фестиваль документального кино «Флаэртиана» продолжает свою работу. Вчера, 24 сентября, директор фестиваля, кинорежиссер Павел Печенкин собрал худсовет, чтобы обсудить с его членами, а им мог стать любой желающий, судьбу своего нового, пока незаконченного, фильма, точнее, его монтажную копию, о Варламе Шаламове. Рабочее название киноленты - «Варлам Шаламов. Опыт юноши».
Павел Печенкин: - Сначала я хотел сделать фильм «Двойной портрет: Берзин и Шаламов». Показать противостояние этих двух людей. Эдуард Берзин был первым директором строительства комбината или, как он тогда назывался, Химстроя. Берзин - из латышских стрелков, старый чекист, участвовал в подавлении восстания левых эсеров. Я начал монтировать фильм на основе мемуаров Шаламова. Это своеобразная иллюстрация событий, происходивших в то время в стране. И я хотел отразить через мемуары Шаламова свой взгляд на страну, в которой я родился и рос. Мы отсмотрели более 400 негативов, снятых ОГПУ, которые оно снимало для отчета о строительстве, плюс фильм «Соловки», плюс множество частных фотографий. Время, о котором мы снимали фильм, было страшным. Это смута, каша в головах. Власть упала на мостовую, и ее подобрала шайка авантюристов. До того, как я влез в эту историю, я думал, что одни палачи, а вторые - жертвы. Но все оказалось более сложным, чем история противостояния двух исторических фигур.Тогда я решил сделать несколько другой фильм - «Варлам Шаламов. Опыт юноши». За основу сценария (автор сценария - Виктор Шмыров. Прим. ред.) я взял слова самого Шаламова: «Человек выходит из лагеря юношей, если он юношей арестован». Когда он говорил эти строки, ему уже было 57 лет.
Первый советский концентрационный лагерь возник на острове Соловки в начале 20-х годов и носил название СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения). Он был первым лагерем ГУЛАГа. Но как экономическая система ГУЛАГ начинается с Урала, а точнее, с Вишеры, еще точнее - с Красновишерска, или, как он тогда назывался, с деревни Вижаиха. В 1929 году здесь началось строительство громадного, по тем временам, целлюлозно-бумажного комбината. Сначала сюда хотели нанять вольнонаемных рабочих, но желающих ехать в глушь не нашлось. Тогда и решено было согнать сюда зеков с Соловков, строительство ЦБК стало четвертым управлением СЛОНа, одним из строителей комбината и стал первый летописец ГУЛАГа Варлам Шаламов, который провел на Вишере два года - с 1929 по 1931 год. Вишерский ЦБК был построен досрочно, но очень дорогой ценой.
В 1931 году Шаламова освободили, но при условии, что он остается на строительстве Химкомбината в Березниках в качестве вольнонаемного. По выходу из лагеря ему было всего 25 лет. Этим двум годам он посвятил страницы антиромана «Вишера». В 1937 году его посадили вновь, он был отправлен на Колыму, где провел 17 «незабываемых» лет, описанных в страшных «Колымских тетрадях».
Павел Печенкин: - Шаламова, как героя, в фильме нет, есть его текст, и этот уникальный текст говорит сам за себя: я хотел, чтобы фильм был развернут к зрителю через Шаламова, через его судьбу. Не дай Бог нам знать, что он узнал о человеке за все свое время пребывания в лагерях. Эту тайну он так и не раскрыл в своих мемуарах.
Этим и заканчивается фильм".

Кстати, «Пермь-36», единственный сохранившийся до наших дней лагерь ГУЛАГа, сворачивает свою деятельность. Не нужны такие музеи.

сталинизм, Варлам Шаламов, Вишера, тоталитарный режим, документальное кино, злободневное, Павел Печенкин, Северный Урал, террористическое государство, концентрационные лагеря, ГУЛАГ

Previous post Next post
Up