В Озерках Калининской области Шаламов жил после возвращения с Колымы, когда селиться ближе 101-го километра от Москвы ему как пораженному в правах запрещалось. Работал он - "с отвращением" - на предприятии по добыче торфа, сначала товароведом, потом снабженцем.
На снимке ниже - барак для рабочих пятидесятых годов, в одном из таких бараков и жил Шаламов.
Работник Клинского краеведческого музея Лариса Соловьева рассказывает, что представляли собой тогдашние Озерки, набитые сезонным рабочим людом: "Поселок в то время имел неуютный вид и носил временный характер. Дороги отсутствовали, непролазная грязь, отсутствие всякой культуры...
Столовая, магазин-ларёк, медпункт и всё...
Здания поселка были крайне неприглядными. В досчатом сарае ютилась механическая мастерская с одним кузнечным горном и двумя тисками."
Библиотека, по словам Шаламова, "очень плохая", и живет он "таким медведем". Ниже на снимке здание этой библиотеки.
Летом 1954-го Шаламов переехал работать в соседний поселок Туркмен, где условия были не лучше, зато библиотека оказалась выше всяких похвал, ее, как выяснилось, некогда лично комплектовал главный инженер предприятия, ссыльнопоселенец Караев. Книги и отлучки в Москву делали эту жизнь для Шаламова выносимой и давали (каким уж образом, непонятно) писать стихи и рассказы.
Фотографии из клинской газеты Серп и молот от 28 июня 2012 г.